Постановление № 5-695/2020 от 23 октября 2020 г. по делу № 5-695/2020




61RS0014-01-2020-001310-77

№ 5-695/2020


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


г. Донецк Ростовской области 23 октября 2020 года

Судья Донецкого городского суда Ростовской области Вэйдэ С.В., рассмотрев в помещении Донецкого городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении гражданина ..... ФИО1, ......, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:


19.08.2020 в 00 часов 01 минуту в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни, расположенного по адресу: Россия, <...>, со стороны Украины прибыл автомобиль TOYOTARAV4 регистрационный знак ....., под управлением гражданина ФИО1.

ФИО1 были представлены документы: паспорт гражданина ......, свидетельство о регистрации транспортного средства TOYOTARAV4 регистрационный знак ..... на бланке ....., доверенность на право управления и распоряжения транспортным средством TOYOTARAV4 регистрационный знак ..... пассажирская таможенная декларация, в котором сведений о товарах, подлежащих таможенному декларированию, ФИО1 не заявлял.

19.08.2020 в 00 часов 06 минут при осмотре вышеуказанного автомобиля на полосе движения для легковых транспортных средств должностными лицами КПП «Донецк-автодорожный» и таможенного поста МАПП Донецк, с участием государственного таможенного инспектора кинологического отдела Миллеровской таможни ООН и служебной собаки по кличке «....» были обнаружены сигареты в количестве, превышающем нормы беспошлинного ввоза.

19.08.2020 на основании профиля риска ..... (15) был проведен таможенный досмотр автомобиля TOYOTARAV4 регистрационный знак ..... составлен акт таможенного досмотра ...... В ходе таможенного досмотра установлено, что в салоне и багажном отсеке автомобиля находятся сигареты трех наименований: 3 блока сигарет с фильтром «BusinessClassSilverLeaf»; 3 блока сигарет с фильтром «Business Class Golden Leaf»; 5 блоков сигарет с фильтром «Black Tip». В каждом блоке находятся по 10 пачек сигарет. Всего в результате таможенного досмотра обнаружено 110 пачек сигарет с фильтром по 20 сигарет в каждой. Общее количество сигарет с фильтром составило 2200 штук. Других товаров, подлежащих письменному декларированию, запрещенных или ограниченных к ввозу, не обнаружено.

В судебное заседание правонарушитель ФИО1, уведомлённый надлежащим образом о дате и времени слушания дела, не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 123).

Огласив заявление ФИО1, исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена.

При этом исходит из следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Родовым объектом административных правонарушений, включенных в главу 16 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Непосредственным объектом ст. 16.2 КоАП РФ является порядок декларирования товаров и транспортных средств, при их перемещении через таможенную границу Союза.

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары перемещаются через таможенную границу в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Под таможенным контролем в соответствии с подп. 41 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Пунктом 1 статьи 260 ТК ЕАЭС определены категории товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию.

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке, включая табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 5 Приложения 6 к Решению № 107, табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл) или 250г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста, не относятся к товарам для личного пользования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС не применяется. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС.

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

В случае перемещения товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, таможенные операции в их отношении, в том числе связанные с таможенным декларированием, совершаются в общем порядке, предусмотренном ТК ЕАЭС.

Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно примечанию 1 к ст. 16.2 КоАП РФ, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключатся стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Пунктами 1 и 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда от 13.07.2010 № 15-П установлено, что для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость товара, а не его рыночная стоимость на территории Российской Федерации, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов. Анализируя положения таможенного законодательства, а также нормы международного права, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на таможенную территорию РФ товаров, в том числе для личного использования, обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые исчисляются исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров. С учетом указанных положений, Конституционным Судом РФ сделан вывод о том, что у участников соответствующих правоотношений имеются все основания полагать, что противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения товаров и потому влекущим применение мер государственного принуждения, является сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, перемещение только той части товаров, количество, которого превышает разрешенный к ввозу без декларирования.

Учитывая вышеизложенное, противоправно перемещаемым через таможенную границу Евразийского экономического союза является только тот объем табачной продукции, который превышает разрешенный к ввозу. При таких обстоятельствах предметом административного правонарушения может быть признан лишь товар в части превышения стоимостных, весовых и (или) объемных ограничений.

Таким образом, у ФИО1 возникала обязанность по декларированию того объема табачной продукции, который превышает разрешенный к ввозу, и как следствие уплате таможенных платежей, а именно 2000 сигарет (100 пачек по 20 сигарет в каждой).

В соответствии с подпунктом 25 пункта первого статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Субъектами правонарушения являются физические лица, как российские граждане, так иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16-ти лет, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность как юридические лица.

Субъективная сторона данного состава административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Причем умысел может быть как прямой, так косвенный, а неосторожность - в форме небрежности и самонадеянности.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, в частности:

- протоколом об административном правонарушении ..... от ...... (л.д.89-100);

- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении ..... от ...... с приложенной фото-таблицей и оптическим носителем DVD+R (л.д.9-12А);

- протоколом о взятии проб и образцов от ...... (л.д.13-16);

- актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение ..... от ...... с приложенной фото-таблицей (л.д. 17-18);

- справкой о стоимости хранения от ...... (л.д.19);

- актом результативного применения служебной собаки от ...... (л.д.22);

-актом таможенного досмотра товаров, перемещаемых через границу ЕАЭС физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже ..... от ...... с приложенной фототаблицей (л.д.23-29);

- копией пассажирской таможенной декларацией ФИО1 (л.д.31);

- объяснениями ФИО1 от ...... (л.д.34-35);

- протоколом опроса ФИО1 от ...... (л.д.37-40);

- протоколом опроса свидетеля ВСЮ от ...... (л.д.53-56);

- заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы- регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону ..... от 07.09.2020, согласно которому товар - табачные изделия, являющийся предметом правонарушения по делу об АП ....., состоящий из сигарет с фильтром «BusinessClassSuperSlimsSilverLeaf» (Россия) в количестве 30 пачек, сигарет с фильтром «Business Class Golden Leaf» (Россия) в количестве 30 пачек и сигарет с фильтром «Black Tip» (Армения) в количестве 40 пачек, не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации (отсутствуют специальные (акцизные) марки Российской Федерации, информация о МРЦ, средства идентификации (штриховой код в формате DataMatrix)) и не может быть реализован на территории Российской Федерации, в связи с чем, рыночной стоимости на территории Российской Федерации по состоянию на 19.08.2020 не имеет. Дополнительно, в соответствии с п. 3 ч. 5 статьи 25.9 КоАП РФ сообщается, что в ходе анализа рынка табачной продукции было установлено, что рыночная стоимость партии табачной продукции, отвечающей требованиям законодательства Российской Федерации и однородной изъятой 19.08.2020 по делу об АП ..... и представленной образцами №№ 1- 3, по состоянию на 19.08.2020 составила 8815,60 рублей (л.д.57-63);

- актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение ..... от ...... с приложенной фото-таблицей (л.д. 69-70);

- служебной запиской начальника ОТНПТ и ТО ЗОА от ...... ..... об определении кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС в рамках дела об АП ..... (л.д.79);

- служебной запиской начальника ГГТИ ОТО и ТК т/п МАПП Волошино РНА. от ...... ..... об определении таможенной стоимости по делу об АП ..... (л.д.80-82);

- служебной запиской начальника ОТП РЕД от ...... ..... о предоставлении информации (л.д.83-84);

- вещественным доказательством по делу об административном правонарушении: 2000 сигарет с фильтром (100 пачек по 20 сигарет в каждой), в т.ч. 600 сигарет с фильтром «Business Class Golden Leaf» (30 пачек по 20 сигарет в каждой), 600 сигарет с фильтром «BusinessClassSuperSlimsSilverLeaf» (30 пачек по 20 сигарет в каждой) и 800 сигарет с фильтром «Black Tip» (40 пачек по 20 сигарет в каждой), находящиеся на ответственном хранении на складе ИП ВСМ, по актам приема-передачи ....., ..... (л.д. 17-18, 69-70).

Оснований для признания доказательств по делу недопустимыми, не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с правилами частей 2, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, оценив в совокупности все доказательства по делу, дав им, анализ и оценку, судья считает, что действия ФИО1 следует квалифицировать по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 настоящего Кодекса.

Санкцией ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривается наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Из содержания данной нормы следует, что дополнительное наказание в виде конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, назначается только в случае применения в качестве основного административного наказания административного штрафа.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Положениями ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ устанавливается, в частности, что административный штраф может применяться только в качестве основного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, могут устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

В соответствии с п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 13.07.2010 № 15-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч. 4 ст. 4.5, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ в связи с жалобами граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, О.А. Красной и ФИО5 «впредь до внесения федеральным законодателем - исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, необходимых изменений в действующее правовое регулирование при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч.1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории РФ, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов».

Согласно примечанию 1 к ст. 16.2 КоАП РФ, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключатся стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Исходя из буквального толкования примечания 1 к ст. 16.2 КоАП РФ, независимо от назначения товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Евразийского экономического союза, при определении размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость товаров для личного пользования, а не рыночная стоимость товара, и при этом, из указанной стоимости подлежит исключению стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Приложением № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» определены стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены категории товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, отраженные в Приложении № 6.

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, товары для личного пользования, ввозимым в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке, включая табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Таким образом, у ФИО1 возникла обязанность по декларированию только 2000 сигарет - т.е. тот объем табачной продукции, который превышает разрешенный к ввозу, и как следствие уплате таможенных платежей.

Противоправно перемещаемым через таможенную границу Евразийского экономического союза будет являться только тот объем табачной продукции, который превышает разрешенный к ввозу.

Решая вопрос о назначении наказания ФИО1 суд учитывает общественную опасность содеянного, личность ФИО1, который ранее не привлекался к административной ответственности, совершил правонарушение впервые.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1, в силу ст. 4.2 КоАП РФ, является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

С учётом изложенного, суд считает возможным назначить ФИО1 наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:


Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему основное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: 2000 сигарет с фильтром (100 пачек по 20 сигарет в каждой), в т.ч.: 600 сигарет с фильтром «Business Class Golden Leaf» (30 пачек по 20 сигарет в каждой), 600 сигарет с фильтром «BusinessClassSuperSlimsSilverLeaf» (30 пачек по 20 сигарет в каждой) и 800 сигарет с фильтром «Black Tip» (40 пачек по 20 сигарет в каждой), находящиеся на ответственном хранении на складе ИП ВСМ, расположенном по адресу: ..... по актам приема-передачи ....., ..... (л.д. 17-18, 69-70).

Издержки за хранение товара: 2000 сигарет с фильтром (100 пачек по 20 сигарет в каждой), в т.ч. 600 сигарет с фильтром «Business Class Golden Leaf» (30 пачек по 20 сигарет в каждой), 600 сигарет с фильтром «BusinessClassSuperSlimsSilverLeaf» (30 пачек по 20 сигарет в каждой) и 800 сигарет с фильтром «Black Tip» (40 пачек по 20 сигарет в каждой), находящиеся на ответственном хранении на складе ИП ВСМ, расположенном по адресу: .....», по актам приема-передачи ....., ..... (л.д. 17-18, 69-70), отнести за счет федерального бюджета (УИН 153 111 031 50000 262 207).

Копию постановления направить для сведения должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, и направить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.

Судья С.В. Вэйдэ



Суд:

Донецкий городской суд (Ростовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Вэйдэ Светлана Владимировна (судья) (подробнее)