Решение № 2А-384/2020 2А-384/2020~М-316/2020 М-316/2020 от 20 ноября 2020 г. по делу № 2А-384/2020

Белозерский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные



УИД: 45RS0002-01-2020-000459-77

Дело № 2а-384/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

с. Белозерское 20 ноября 2020 г.

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Копылова А.Ф.,

при секретаре Жевлаковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени,

У С Т А Н О В И Л:


Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области обратилась в Белозерский районный суд Курганской области с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени. В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО2 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. ФИО2 являлся собственником транспортных средств: ВАЗ 21110, г.н. №, год выпуска 2002. На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Однако ФИО2 нарушил сроки, установленные п. 2, 3 ст. 2 Закона Курганской области «О транспортном налоге на территории Курганской области» № 255 от 26.11.2002. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ФИО2 налоги не уплатил, ему на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Так как ФИО2 не исполнил обязанности по уплате налогов в бюджет, в его адрес были направлены требования об уплате налогов № 5528 от 18.12.2016, № 3978 от 13.02.2018, № 13123 от 18.12.2018, № 19423 от 11.07.2019. Требования налогового органа налогоплательщиком удовлетворены не в полном объеме. 09.06.2020 мировым судьей выдан судебный приказ № 2а-1558/2020 на взыскание налогов, пени, который был отменен 15.06.2020 в связи с тем, что ФИО2 подал на него возражения. Просит суд взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области: задолженность по транспортному налогу за 2015 год - 583 руб. 00 коп., за 2016 год - 778 руб. 00 коп., всего в размере 1 361 руб. 00 коп., пеню по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 10.07.2019 в размере 266 руб. 60 коп., всего 1 627 руб. 60 коп.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В заявлении начальник налоговой инспекции ФИО1 просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту регистрации.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закреплена статьей 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом (ст. 23 НК РФ).

Пункт 1 статьи 30 НК РФ устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Таким образом, определение суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, предъявление требований о взыскании недоимки по налогам и пени является правом территориальных налоговых органов.

В силу положений п. 1-2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Начиная с 2015 года ФИО2 является собственником транспортного средства ВАЗ 21110, г.н. №, год выпуска 2002, что подтверждается информацией о принадлежности ему транспортных средств, представленных стороной истца и не опровергнуто стороной ответчика по существу.

Транспортный налог на основании ст. 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Налоговыми уведомлениями ФИО2 был извещен об обязанности уплатить транспортный налог за объекты налогообложения, принадлежащие ему на праве собственности, в том числе за транспортное средство: ВАЗ 21110, г.н. №, год выпуска 2002.

Однако обязанность по уплате указанных налогов ФИО2 не исполнена, доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком не представлено.Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Учитывая, что ответчиком обязанность по уплате транспортного налога не исполнена, ответчику обоснованно начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 10.07.2019 в размере 266 руб. 60 коп.

Расчет задолженности по взыскиваемым истцом налогам и пени принимается судом во внимание, поскольку произведен в соответствии с действующими ставками.

Доказательства об иной сумме задолженности по налогу и пени, равно как и их уплате, ответчиком в соответствии со ст. 62 КАС РФ суду не представлены.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено но почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1,2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно абзацу первому ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, регламентируемые законодательством сроки и процедура направления уведомления и требования является гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

В связи с неуплатой ФИО2 транспортного налога в установленные сроки, а также выявлением недоимки по его уплате, ответчику в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ заказным письмом направлено требование об уплате данных налогов и пени, с указанием сроков их исполнения.

Ответчиком требования налогового органа не исполнены.

09.06.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Белозерского судебного района Курганской области был выдан судебный приказ № 2а-1558/2020 о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени, который 15.06.2020 отменен в связи с подачей ответчиком возражений.

Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 48 требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

4 сентября 2020 г. Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области обратилась в Белозерский районный суд Курганской области с данным иском, т.е. срок для обращения в суд о взыскании недоимки истцом не пропущен.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО2, являясь налогоплательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по его уплате в установленные законом сроки, поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При подаче иска административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с учетом положения пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ФИО2 необходимо взыскать в бюджет муниципального образования Белозерский район Курганской области в счет уплаты государственной пошлины 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год - 583 рубля, за 2016 год - 778 рублей, всего в размере 1 361 рублей, пеню по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 10.07.2019 в размере 266 рублей 60 копеек, всего 1 627 рублей 60 копеек.

Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования Белозерский район Курганской области 400 рублей 00 копеек в счет уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья А.Ф. Копылов

(мотивированное решение суда составлено 30 ноября 2020 г.)



Суд:

Белозерский районный суд (Курганская область) (подробнее)

Судьи дела:

Копылов Андрей Федорович (судья) (подробнее)