Решение № 2-6867/2020 2-6867/2020~М-6938/2020 М-6938/2020 от 17 ноября 2020 г. по делу № 2-6867/2020Стерлитамакский городской суд (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные Дело № 2-6867/2020 Именем Российской Федерации 17 ноября 2020 г. г. Стерлитамак РБ Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Аминева И.Р., при секретаре судебного заседания Загитовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к САО «ВСК» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО, взыскании компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя, штрафа, возмещении судебных расходов, ФИО1 обратился в суд с иском к САО "ВСК" о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО, взыскании компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя, штрафа, возмещении судебных расходов. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющим многолетнюю историю страхования, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по ОСАГО, от которого напрямую зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО. 02.09.2020г. в отношении гражданской ответственности ФИО1 САО "ВСК" заключило договор ОСАГО серии РРР № со сроком действия с 25.09.2020г. по 24.09.2021г. с присвоением «9-го» водительского класса, что подтверждается сведениями АИС РСА. Наличие у истца «9-го» водительского класса по спорному договору ОСАГО не отвечает объективной реальности и явилось следствием необоснованного занижения водительского класса истца по предыдущим периодам страхования. По сведениям АИС РСА истцом установлено, что на дату начала страхования по спорному договору ОСАГО серии РРР № от 02.09.2020г. предыдущими договорами ОСАГО считались: договор ОСАГО серии МММ № от 13.09.2019г., где истцу был применен «8-й» водительский класс; МММ № от 12.09.2018г., где истцу был применен «7-й» водительский класс; полис ЕЕЕ № от 14.09.2017г., где истцу был применен «6-й» водительский класс; ЕЕЕ 0378529122 от 25.09.2016г., где истцу был применен «5-й» водительский класс; полис ЕЕЕ № от 24.08.2015г., где истцу был применен «4-й» водительский класс; полис ОСАГО ВВВ 0191389966 от 13.11.2013г., заключенный по «3-му» водительскому классу, предыдущим по отношению к которому являлся полис ВВВ №, заключенный по «9-му» водительскому классу, что являлось основанием для учета за истцом «10-го» по ВВВ 0191389966, «11-го» по ЕЕЕ №, «12-го» по ЕЕЕ 0378529122 и, соответственно, «13-го» водительского класса по полисам ЕЕЕ №, МММ №, МММ № и по спорному договору ОСАГО серии РРР №, но не было учтено страховщиком. ФИО1 направил в MERGEFIELD Страховая1 САО "ВСК" электронное письмо с заявлением, полученное страховщиком 09.09.2020г. по адресу электронной почты, указанному в открытом доступе на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков. В обращении содержались требования восстановить водительский класс истца в системе АИС РСА, а также предоставить сведения о страховании по договорам ОСАГО, но ответа на свое обращение истец не получил, добровольно мер, направленных на восстановление водительского класса страховщик не принял. Истец просит признать за ФИО1 на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс по договору ОСАГО серии MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный РРР №, обязать САО "ВСК" внести изменения о водительском классе MERGEFIELD Родитпадеж_КОГО_ЧЕГО MERGEFIELD Родитпадеж_КОГО_ЧЕГО ФИО1 в АИС РСА по договору ОСАГО серии MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный РРР №, взыскать с САО "ВСК" в пользу MERGEFIELD Родитпадеж_КОГО_ЧЕГО MERGEFIELD Родитпадеж_КОГО_ЧЕГО ФИО1 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда за занижение водительского класса по договору ОСАГО MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный РРР №, 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав истца на удовлетворение законных требований по заявлению, 3000 рублей в качестве судебных расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА о страховой истории, 5000 рублей за составление искового заявления, штраф в размере 50% от присужденной суммы. В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Истец на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. Представитель ответчика САО "ВСК" в судебное заседание не явился, об уважительности своей неявки суду не сообщил, представил возражение на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц. Суд, заслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы гражданского дела, считает необходимым частично удовлетворить исковые требования по следующим основаниям. Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе правила расчета страховых премий на момент заключения договора ОСАГО серии ВВВ 0191389966 от 13.11.2013г. регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Страховыми тарифами ОСАГО, применяемыми до 11.10.2014г. и утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 739, Правилами ОСАГО, применяемыми до 11.10.2014г. и утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также статьей 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Предоставление услуг ОСАГО, в том числе правила расчета страховых премий при заключении договоров ОСАГО серии РРР № от 02.09.2020г., МММ № от 13.09.2019г., МММ № от 12.09.2018г., ЕЕЕ № от 14.09.2017г., ЕЕЕ 0378529122 от 25.09.2016г., ЕЕЕ № от 24.08.2015г. регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Страховыми тарифами ОСАГО, применяемыми с 11.10.2014г. и утвержденными Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3384-У, а также Правилами ОСАГО, применяемыми с 11.10.2014г. и утвержденными Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 431-П. В соответствии с п.1 ст.9 Закона «Об ОСАГО» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. В силу п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России 19.09.2014г. №-П) аналогично установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России, который на основании п.1 ст.8 Закона «Об ОСАГО» осуществляет регулирование страховых тарифов по ОСАГО посредством установления актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Пункт 6 ст.9 Закона «Об ОСАГО» прямо предусматривает, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Пп. «а» п.2 ст. 9 Закона «Об ОСАГО» в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «0», «1», «2»…до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая её. В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО. В целях соблюдения порядка учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО в соответствии с п.3 ст.30 Закона «Об ОСАГО», п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 236 (действовали до 11.10.2014г.), создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее - АИСРСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиком и в которой систематизированы сведения о договорах ОСАГО, заключенных начиная с 2011 года, поскольку формирование сведений АИС РСА началось с принятием Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1245 поправок к пункту 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. Абз.6 п.20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, предписывает, что при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. В силу п. 20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускалось. С 01.07.2014г. порядок учета за водителями водительских классов обеспечен п.10.1 ст.15 Закона «Об ОСАГО», из которого следует, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается. В п.3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, действующих с 11.10.2014г., установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА. Судом установлено и ответчиком не оспорено, что 02.09.2020г. в отношении гражданской ответственности ФИО1 САО "ВСК" заключило договор ОСАГО серии РРР № со сроком действия с 25.09.2020г. по 24.09.2021г. с присвоением «9-го» водительского класса. Факт присвоения истцу «9-го» водительского класса по договору ОСАГО MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный РРР № также подтверждается сведениями АИС РСА, предоставленными по запросу суда. По сведениям АИС РСА судом установлено, что на дату начала страхования по спорному договору ОСАГО серии РРР № от 02.09.2020г. предыдущими договорами ОСАГО считались: договор ОСАГО серии МММ № от 13.09.2019г., где истцу был применен «8-й» водительский класс; МММ № от 12.09.2018г., где истцу был применен «7-й» водительский класс; полис ЕЕЕ № от 14.09.2017г., где истцу был применен «6-й» водительский класс; ЕЕЕ 0378529122 от 25.09.2016г., где истцу был применен «5-й» водительский класс; полис ЕЕЕ № от 24.08.2015г., где истцу был применен «4-й» водительский класс; полис ОСАГО ВВВ 0191389966 от 13.11.2013г., заключенный по «3-му» водительскому классу, предыдущим по отношению к которому являлся полис ВВВ №, заключенный по «9-му» водительскому классу, что являлось основанием для учета за истцом «10-го» по ВВВ 0191389966, «11-го» по ЕЕЕ №, «12-го» по ЕЕЕ 0378529122 и, соответственно, «13-го» водительского класса по полисам ЕЕЕ №, МММ №, МММ № и по спорному договору ОСАГО серии РРР №, но не было учтено страховщиком. Факт того, что истцу в момент заключения договора ОСАГО серии MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный РРР № от 02.09.2020г. присвоен «9-й» водительский класс ответчик не оспаривал. Поскольку в АИС РСА имеются сведения о страховании истца, суд соглашается с доводами представителя истца о том, что наличие у истца «9-го» водительского класса по договору ОСАГО серии MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный РРР № от 02.09.2020г. является следствием необоснованного занижения до значения «3» водительского класса в предшествующие периоды страхования, что, как следствие, привело к нарушению порядка учета за истцом водительского класса по системе АИС РСА и занижению водительского класса в последующие периоды страхования. Анализ правовых норм пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО, п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 739, а также Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3384-У, показывает, что правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя либо водителя, допущенного к управлению транспортным средством) является факт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Соответственно, основанием для повышения на каждый страховой период водительского класса владельца транспортного средства является установленный факт отсутствия страховых случаев в предшествующие периоды страхования. С учетом разъяснений, приведенных в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда № от 28.06.2012г. суд учитывает, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших правовым основанием для аннулирования водительского класса истца возложено на ответчика САО "ВСК", поскольку согласно действующего законодательства обязанность производить правильный расчёт страховой премии исходя из произведения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений представленных страхователем сведений с АИС РСА, выявлять несоответствия, допущенные при страховании и расчете премии, возложена на страховщика, а не страхователя. В нарушение п.1 ст.56 ГПК РФ ни актов о страховых случаях с виновным участием истца, ни копий выплатных дел суду со стороны САО "ВСК" не представлено, в связи с чем у суда нет оснований полагать, что страховщиками по вине истца производились какие-либо страховые выплаты в предшествующие периоды страхования, дающие право страховщику занизить его водительский страховой класс. Учитывая отсутствие доказательств обоснованности понижения водительского класса истца, суд не находит правовых оснований для сохранения за ФИО1 по спорному договору ОСАГО MERGEFIELD Полис_спорный MERGEFIELD Полис_спорный РРР № присвоенного при страховании водительского класса «9», в связи с чем требования истца подлежат частичному удовлетворению, а нарушенный водительский класс – восстановлению до значения «13» на начало годового срока страхования. Сохранение за водителем ФИО1 заниженного водительского класса может повлечь увеличение стоимости страховых услуг ОСАГО в последующие периоды страхования в силу того обстоятельства, что при расчете страховой премии в каждый последующий период в целях определения КБМ принимается во внимание водительский страховой класс предшествующего страхового периода, что влияет на имущественные права и затрагивает законный интерес водителя на получение скидки за безаварийную езду. Принимая решение о восстановлении водительского класса истца на момент начала срока действия договора, суд исходит из наличия безаварийной страховой истории вождения истца и буквального толкования таблицы водительских классов, приведенных в Страховых тарифах ОСАГО о том, что водительский класс определяется моментом начала годового срока страхования и окончания годового срока страхования. Иное толкование и применение законодательства привело бы к необоснованной утрате водительского класса без установленных на то законом оснований. Суд считает возможным взыскать в пользу истца с учетом разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела, объема нарушенных прав 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда на основании ст.15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Принимая решение о частичном удовлетворении требования потребителя к САО "ВСК" о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает, что занизив страховой водительский класс истца, страховщиком не принято своевременных мер по выявлению допущенных несоответствий, не произведена проверка правильности присвоенного водительского класса и примененного КБМ по спорному полису ОСАГО, не удовлетворено законное требование истца по заявлению, чем нарушено право истца на правильный и последовательный учет за ним водительского класса, а также создана угроза нарушения прав истца на получение законной скидки за безаварийную езду в последующие периоды страхования. В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. На основании указанных норм, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1500 руб. из расчета: 3000 руб. * 50%. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает возместить с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. При определении разумности заявленных расходов суд учитывает фактический объем оказанных представителем услуг, в частности, объем подготовленных документов, длительность судебного разбирательства, наличие по делу устных слушаний, степень сложности рассматриваемого дела, а также необходимость понесенных расходов. Расходы за составление искового заявления, а также по оказанию информационных услуг с учетом характера заявленных требований, фактического объема оказанных представителем услуг, степени сложности рассматриваемого дела, необходимости понесенных расходов, исходя из разумности и справедливости, в сумме 4 000 рублей подлежат взысканию с САО «ВСК» в пользу истца. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета ГО <адрес>, от уплаты которой истец был освобожден при предъявлении иска в суд, в сумме 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд исковые требования ФИО1 к САО «ВСК» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО, взыскании компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя, штрафа, возмещении судебных расходов, удовлетворить частично. Признать за ФИО1 по договору ОСАГО серии РРР № на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс. Обязать САО «ВСК» внести изменения о водительском классе ФИО1 в АИС РСА по договору ОСАГО серии РРР №. Взыскать с САО «ВСК» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф в размере 1500 руб., расходы по оказанию информационных услуг, за составление искового заявления в общем размере 4 000 руб. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать. Взыскать с САО «ВСК» в доход бюджета городского округа <адрес> Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 300 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья И.Р. Аминев Суд:Стерлитамакский городской суд (Республика Башкортостан) (подробнее)Истцы:Кадыров Сулейман Давлетович (подробнее)Ответчики:Страховое открытое акционерное общество "ВСК" (подробнее)Судьи дела:Аминев Ильдар Рамилевич (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |