Решение № 2-5587/2023 2-5587/2023~М-4995/2023 М-4995/2023 от 8 декабря 2023 г. по делу № 2-5587/2023Кировский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданское Дело № 2-5587/2023 УИД: 55RS0001-01-2023-005407-22 Именем Российской Федерации г. Омск 08 декабря 2023 года Кировский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Крутиковой А.А., при секретаре судебного заседания Абитовой Е.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении периода работы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет пенсии, ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении периода работы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет пенсии. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении к ответчику ему стало известно, что в его трудовой стаж не засчитан период работы в ЗАО «Сибирячка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку бухгалтерские документы за указанный период не сохранились, отсутствуют сведения о заработной плате за 1987. Однако выданной ЗАО «Сибирячка» справкой подтверждается факт осуществления им трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным просил включить в страховой стаж период работы в ЗАО «Сибирячка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по средней ставке (в связи отсутствием документов) за 1987 с момента выхода на пенсию, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес>. Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту. Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, (далее по тексту ФЗ «О страховых пенсиях») предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> № является получателем страховой пенсии по старости. Согласно трудовой книжке AT-I №, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в производственное объединение народного труда «Сибирячка» на должность старшего инженера по оборудованию, о чем издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию по ст. 31 КЗОТ РСФСР. Из содержащихся в материалах пенсионного дела данных о стаже ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. усматривается, что истцу при назначении пенсии в страховой стаж зачтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При имеющихся обстоятельствах, требования истца в части обязании ответчика включить в страховой стаж спорный период работы не подлежит удовлетворению. Истцом заявлены требования о перерасчете назначенной пенсии по старости. С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ст. 36). В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Пунктом 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года. Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подп. "б"). В соответствии с п. 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года N 538н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренные Федеральным законом "О страховых пенсиях". Как указано выше с 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Для расчета страховой пенсии учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). ИПК суммируется и умножается на стоимость балла, который ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации. К полученному результату прибавляется фиксированная выплата. До 31 декабря 2014 года пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно ст. 30 которого размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года. С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации. Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что определение расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица осуществляется с учетом его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; при этом среднемесячный заработок свидетельскими показаниями не подтверждается (абз. 4). Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав. Согласно разъяснениям подп. 8 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в п. п. 3 и 4 ст. 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных п. ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ и ст. 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные документы выдаются правопреемником, вышестоящим органом или организациями, осуществляющими хранение и использование архивных документов, располагающими необходимыми сведениями (абз. 2 п. 113 приказа Минтруда России от 04 августа 2021 года N 538н). Из приведенных норм материального и процессуального права, а также руководящих разъяснений следует, что пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие. Действующим законодательством не предусмотрено применение для подтверждения среднемесячного заработка для перерасчета пенсии использование каких-либо усредненных данных по заработной плате, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована. Таким образом, удовлетворение требований истца о перерасчете пенсии с учетом включенного спорного периода работы, возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка. ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> вынесено решение об обнаружении ошибки при установлении пенсии, согласно которому при назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена пенсия в заниженном размере, на период работы по трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлена уточняющая справка, в которой дата увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением о перерасчете размера пенсии б/н ФИО1 произведен перерасчет размера с ДД.ММ.ГГГГ с учетом даты увольнения ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в перерасчете размера пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием правовых оснований для перерасчета размера пенсии. Размер пенсии истцу исчислен в соответствии с п. 4 ст. 30 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Размер трудовой пенсии по старости с учетом распоряжения о перерасчете размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. Истец просит произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по средней ставке, поскольку работодателем утеряны его документы о заработной плате за 1987. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ЗАО «Сибирячка», с ДД.ММ.ГГГГ Центральный райпромкомбинат переименован в Галантерейную фабрику на основании приказа Облместпрома № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Галантерейная фабрика переименована в ПО надомного труда «Сибирячка»; постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ПОЗп ПО надомного труда «Сибирячка» зарегистрирована как Государственное предприятие «Сибирячка»; с ДД.ММ.ГГГГ на основании указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПО надомного труда «Сибирячка» реорганизовано в АООТ «Сибирячка»; на основании решения общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ и постановления регистрационной палаты № от ДД.ММ.ГГГГ АООТ «Сибирячка» преобразовано в ОАО «Сибирячка»; на основании решения общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ и внесения записи в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сибирячка» преобразовано в ЗАО «Сибирячка». Вышеназванной справкой подтвержден период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят старшим инженером по оборудованию с ДД.ММ.ГГГГ, приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ переведен начальником отдела снабжения с ДД.ММ.ГГГГ, приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР, по собственному желанию. Кроме того, истцу представлена справка о заработке, учитываемом при исчислении пенсии, из которой следует, что сведения о получаемой истцом заработной плате за период с января по декабрь 1987 не сохранились, при этом имеются сведения о получаемой истцом заработной плате в период с января по август 1988. Из ответа БУ <адрес> «Исторический архив <адрес>» следует, что документы по личному составу ПО надомного труда «Сибирячка» в БУ ИсА на хранение не поступали. Ответчиком в материалы дела представлено распоряжение о перерасчете размера пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 произведен перерасчет пенсии с учетом справки ЗАО «Сибирячка» № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии истца составил <данные изъяты> руб. При этом, при расчете не учтены сведения о заработной плате за 1987 по причине их отсутствия. Между тем, истец полагает, что в виду отсутствия сведений о его заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет пенсии по данному периоду должен быть произведен с учетом его среднего заработка, рассчитанного, исходя из размера получаемой им заработной платы в период с января по август ДД.ММ.ГГГГ. Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в случая утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Объективных, достоверных и допустимых доказательств получения истцом в спорный период ежемесячной заработной платы в размерах, отраженных в справке ЗАО «Сибирячка» в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено. Доказательств, которые подтверждали бы индивидуальный характер заработка истца за период работы с января по декабрь 1987, материалы дела не содержат. Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие. Действующим законодательством не предусмотрено применение для подтверждения среднемесячного заработка для перерасчета пенсии использование каких-либо усредненных данных по заработной плате, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении периода работы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.А. Крутикова Мотивированное решение суда изготовлено 15 декабря 2023 года Копия верна Решение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г. УИД 55RS0001-01-2023-005407-22 Подлинный документ подшит в материалах дела 2-5587/2023 ~ М-4995/2023 хранящегося в Кировском районном суде г. Омска Судья __________________________Крутикова А.А. подпись Секретарь_______________________ подпись Суд:Кировский районный суд г. Омска (Омская область) (подробнее)Судьи дела:Крутикова А.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |