Решение № 2А-2941/2021 2А-2941/2021~М-2119/2021 М-2119/2021 от 9 июля 2021 г. по делу № 2А-2941/2021

Новгородский районный суд (Новгородская область) - Гражданские и административные




РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

дело № 53RS0022-01-2021-003279-73

производство № 2а-2941/2021

г. Великий Новгород

9 июля 2021 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,

при участии в судебном заседании в качестве:

административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – Администрации Великого Новгорода – ФИО2,

административного ответчика – начальника отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода ФИО3,

заинтересованного лица – ФИО1,

секретаря судебного заседания – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Великого Новгорода, отделу ЗАГС Администрации Великого Новгорода, начальнику отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода ФИО3 об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства о рождении ребенка без QR-кода,

у с т а н о в и л :


В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратилась гражданка ФИО1 с административным исковым заявлением к отделу ЗАГС Администрации Великого Новгорода об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства о рождении ребенка без QR-кода.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в отдел ЗАГС Администрации Великого Новгорода с заявлением о просьбе выдать свидетельство о рождении ее ребенка, <данные изъяты>, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, без печати на нем какого-либо штрих-кода (QR-кода). На указанное обращение административным истом был получен ответ начальника отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором в выдаче свидетельства о рождении ребенка без печати на нем QR-кода было отказано со ссылкой на пункт 22 Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

ФИО1 полагает данный ответ незаконным, поскольку бланк с QR-кодом принуждает граждан к автоматизированной обработке их персональных данных при предъявлении документа в любом месте, где информация с QR-кода может быть считана при помощи технических средств (например, при получении госуслуг, коммерческих услуг и др.); при этом информация со штрих-кода (QR-кода) не может быть считана самим гражданином самостоятельно, без использования технических средств. Т.е. для получения доступа к информации, зашифрованной в штрих-коде (QR-коде), необходимо произвести автоматизированную обработку персональных данных при посредничестве третьих лиц. По мнению административного истца, гражданин имеет право на получение документа без включения в бланк документа цифровых технологий и знаков, распознаваемых только электронными системами, так как он реализует свои права в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В связи с этим ФИО1 просит суд признать решение начальника отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода ФИО3 незаконным и обязать отдел ЗАГС Администрации Великого Новгорода выдать административному истцу свидетельство о рождении ее ребенка, <данные изъяты>, без печати на нем какого-либо штрих-кода (QR-кода).

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Администрации Великого Новгорода, начальник отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода ФИО3, в качестве заинтересованных лиц – ФИО1 (отец <данные изъяты>), а также комитет записи актов гражданского состояния и организационного обеспечения деятельности мировых судей Новгородской области, Министерство юстиции Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и заинтересованное лицо ФИО1 поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям. Административные ответчики не признали административный иск по основаниям, указанным в письменном отзыве, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Представители заинтересованных лиц – комитета записи актов гражданского состояния и организационного обеспечения деятельности мировых судей Новгородской области, Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, направили в суд письменные возражения, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, руководствуясь статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами (пункт 1); правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (пункт 2).

Согласно статье 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния); вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона; полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (пункт 1); органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти; органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (пункт 2).

Статьей 6 названного Федерального закона предусмотрено следующее:

государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства (пункт 1);

государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния (пункт 2);

сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния (пункт 3);

формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 4);

сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат. Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом (пункт 8).

В силу статьи 7 данного Федерального закона для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, документ, удостоверяющий личность заявителя, и иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пункт 1); запись акта гражданского состояния составляется на русском языке в форме электронного документа и на бумажном носителе (пункт 2).

Статьей 8 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» установлено следующее:

свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем или уполномоченным им работником органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и скрепляется печатью органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 1);

свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния оформляется на русском языке. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния может также содержать сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния на государственном языке субъекта Российской Федерации (республики), если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации (пункт 2);

бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Порядок изготовления бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, их приобретения, учета и уничтожения поврежденных бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок присвоения серий и номеров бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (пункт 3).

Статьей 11 названного Федерального закона предусмотрено:

отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами (пункт 1);

по требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме (пункт 2);

отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации рождения является: документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды; документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, - при родах вне медицинской организации; заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.

Статьей 16 данного Федерального закона, в частности, предусмотрено:

родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 22 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо направляют заявление о рождении ребенка в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Заявление о рождении ребенка, которое направляется в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью заявителя (пункт 1);

одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка (пункт 3);

заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка (пункт 6).

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в запись акта о рождении вносятся следующие сведения:

реквизиты записи акта о рождении (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми произведена государственная регистрация рождения ребенка, дата составления и номер);

фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;

количество родившихся детей (один, двойня или более детей);

сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию родителя), место жительства родителей (родителя);

сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце;

реквизиты документов, удостоверяющих личность родителей (родителя);

фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя, наименование и адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка;

дата выдачи, серия и номер выданного свидетельства о рождении;

наименование органа записи актов гражданского состояния, которому передана на хранение запись акта гражданского состояния, составленная многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В силу части первой статьи 23 названного Федерального закона свидетельство о рождении содержит следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;

фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство родителей (одного из родителей);

дата составления и номер записи акта о рождении;

место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг);

дата и место выдачи свидетельства о рождении (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в отдел ЗАГС Администрации Великого Новгорода с заявлением о просьбе выдать свидетельство о рождении ее ребенка, <данные изъяты>, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, без печати на нем какого-либо штрих-кода (QR-кода). На указанное обращение административным истом был получен ответ начальника отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором в выдаче свидетельства о рождении ребенка без печати на нем QR-кода было отказано.

Не согласившись с данным ответом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по почте обратилась в суд с настоящим административным иском. Срок обжалования решений, действий (бездействия), установленный статьей 219 КАС Российской Федерации, административным истцом соблюден.

Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1, отдел ЗАГС Администрации Великого Новгорода сослался на пункт 22 Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

Действительно, согласно данному пункту при печати свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (в левой верхней части) наносится штриховой код.

QR-код, нанесенный на свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержит данные о записи акта гражданского состояния, в соответствии с которой выдано данное свидетельство, в том числе сведения о дате и времени составления записи акта, об органе, составившем запись акта.

Вопреки доводам административного истца, QR-код не содержит информации о персональных данных лица, в отношении которого выдано свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Уже в ходе рассмотрения настоящего административного дела ФИО1 обратилась в отдел ЗАГС Администрации Великого Новгорода с заявлением о регистрации рождения <данные изъяты>, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ такая государственная регистрация была произведена, ФИО1 выдано свидетельство о рождении <данные изъяты> с нанесенным штриховым кодом в левой верхней части свидетельства.

В соответствии со статьей 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Между тем оснований полагать, что действующий в настоящее время порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, установленный приказом Министерства юстиции Российской Федерации, противоречит положениям федеральных законов, в том числе статье 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», статье 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», на которые ссылается административный истец, – не имеется.

Таким образом, права административного истца действиями административных ответчиков не нарушаются, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175180, 227, 228 КАС Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области

р е ш и л :


Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Великого Новгорода, отделу ЗАГС Администрации Великого Новгорода, начальнику отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода ФИО3 об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства о рождении ребенка без QR-кода оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Новгородского районного суда Новгородской области

И.А. Ионов

Решение принято в окончательной форме 30 июля 2021 года.



Суд:

Новгородский районный суд (Новгородская область) (подробнее)

Истцы:

Лавренова Марина Феодосиевна (подробнее)

Ответчики:

Администрация Великого Новгорода (подробнее)
Отдел ЗАГС Администрации Великого Новгорода (подробнее)
начальник отдела ЗАГС Администрации Великого Новгорода Подерская Елена Валериевна (подробнее)

Иные лица:

Лавренов Михаил Викторович (подробнее)
Министерство юстиции Российской Федерации (подробнее)
комитет ЗАГС и ООДМС Новгородской области (подробнее)

Судьи дела:

Ионов Иван Александрович (судья) (подробнее)