Решение № 2А-890/2020 от 16 июля 2020 г. по делу № 2А-860/2019~М-201/2019Ломоносовский районный суд (Ленинградская область) - Гражданские и административные 47RS0011-01-2019-000256-46 Дело № 2а-890/2020 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Ломоносов 16 июля 2020 года Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В., при секретаре Спренгель У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к отделу лицензионно-разрешительной работы по Гатчинскому, Ломоносовскому районам и городу Сосновый Бор Ленинградской области Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Отдел ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО) и к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ГУ Росгвардии по СПб и ЛО) об оспаривании действий по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и обязании выдать разрешение, вернуть оружие, ФИО2 обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к отделу ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО, указав, что ответчик нарушил нормы Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» в части установленного порядка аннулирования оформленного разрешения на хранение огнестрельного оружия ограниченного поражения серии РОХа № от 28.11.2018 сроком действия до 28.11.2023, что повлекло за собой нарушение права владения принадлежащего истцу ПБ-2 «Оса-Эгида» калибра 18/45 № № В административном иске отмечается, что для оказания государственной услуги по продлению срока действия разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения истец обратился через сайт «Госуслуги» в отдел ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО. 29 ноября 2018 года ФИО2 прибыл в отдел ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО для получения запрашиваемой услуги, представил к осмотру имеющееся оружие и расписался в получении разрешения на хранение огнестрельного оружия ограниченного поражения РОХа № № от 28 ноября 2018 года сроком действия до 28 ноября 2023 года, однако, указанное разрешение вручено не было. Вместо него истцу было вручено уведомление об аннулировании разрешения и заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения, датированные той же датой, что и само разрешение - 28 ноября 2018 года. В заключении об аннулировании разрешения в качестве основания указано, что непредставление документов о прохождении проверки знаний правил безопасного обращения с оружием согласно пункту 7 части 20 статьи 13 и пункта 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.10.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» огнестрельное оружие ограниченного поражения было изъято с составлением протокола изъятия. Обжалуя действия отдела ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО, истец обратился в ГУ Росгвардии по СПб и ЛО, которое в ответе от 28.12.2018 года № 323/50-М-35 уведомило, что решение об аннулировании разрешения принято в соответствии с требованиями нормативно правовых актов, регламентирующих оборот гражданского оружия на территории Российской Федерации, в порядке исполнения функций по контролю за оборотом оружия. Истец считает, что заключение об аннулировании разрешения и уведомление об аннулировании разрешения незаконны, поскольку он обращался не за получением лицензии на приобретение оружия, а за продлением разрешения на хранение и ношение оружия. Закон не содержит упоминаний о необходимости представления для продления разрешения документов о проверке знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. В настоящее время отсутствует порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. По состоянию на 28 ноября 2018 года обстоятельств, исключающих возможность выдачи разрешения, не было обнаружено. При наличии обстоятельств, исключающих выдачу разрешения, в его выдаче истцу было бы отказано, однако, отказа в выдаче разрешения не производилось. ФИО2 просил признать действие отдела ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения незаконным и обязать выдать разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также вернуть оружие - ПБ-2 «Оса-Эгида» калибра 18/45 № № Определением суда от 18.02.2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУ Росгвардии по СПб и ЛО. В судебном заседании административный истец ФИО2 и административные ответчики отдел ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО и ГУ Росгвардии по СПб и ЛО в судебное заседание не явились, извещены судом месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не просили, об уважительности причин неявки не сообщили. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что заключением инспектора отдела ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО ФИО5 от 28.11.2018 г., утвержденного начальником отдела ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО ФИО6, аннулировано разрешение серии РОХа №, выданное 28.11.2018 г. отделом ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО, сроком действия до 28.11.2023 г. в связи с чем изъято огнестрельное оружие ограниченного поражения марки ПБ-2 «Оса-Эгида», калибра 18/45, № М №л.д. 11-12). Из содержания указанного заключения усматривается, что ФИО1 является владельцем огнестрельного оружия ограниченного поражения марки ПБ-2 «Оса-Эгида», калибра 18/45, № М №, на которое 28.11.2018 было оформлено разрешение РОХА № сроком действия до 28.11.2023 года. Проверка знаний правил безопасного обращения с оружием была пройдена ФИО1 30.10.2013 года (акт 2710/Г). Владельцы огнестрельного оружия самообороны обязаны проходить проверку знаний правил безопасного обращения с оружием не реже одного раза в пять лет. Ввиду непредставления документов о прохождении проверки знаний правил безопасного обращения с оружием аннулировано разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения. Об аннулировании разрешения в соответствии с указанным заключением ФИО1 вручено уведомление от 28.11.2018 г. № (л.д. 17). Не согласившись с аннулированием разрешения, ФИО1 обжаловал его в ГУ Росгвардии по СПб и ЛО, Центр лицензионно-разрешительной работы которого в ответе от 28.12.2018 г. № 323/50-М-35 сообщил о соответствии требованиям нормативно-правовых актов решения об аннулировании разрешения (л.д. 13-15). Предусмотренный частью 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, трехмесячный срок обжалования действий отдела ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО по аннулированию разрешения административным истцом не пропущен, поскольку иск подан в суд 14 февраля 2019 года. В соответствие с требованиями части 3 статьи 9, части 14 и части 18 статьи 13, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона об оружии. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель так же обязан представить документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право требовать от граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций. Подпункт «25» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» наделяет войска национальной гвардии полномочиями устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче разрешения на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы, а также организации; продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом. Пунктом 99.9. Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом МВД России от 29.06.2012 № 646, установлено, что при продлении срока действия лицензий и разрешений владельцев огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов или гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны должностным лицом проверяется соблюдение требований статьи 13 Закона об оружии о прохождении не реже одного раза в пять лет проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Пунктом «7» части 20 статьи 13, пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации не представившим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в настоящем Федеральном законе документов. Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения. В настоящее время Порядок проведения проверки у граждан Российской Федерации знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, утвержден приказом Росгвардии от 26 декабря 2018 года № 661. Ранее и на момент возникновения спорных правоотношений этот порядок был определен Приказом МВД России от 27.04.2012 № 372. Вопреки доводам ФИО2, проверка знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием на момент продления разрешения и принятия решения о его аннулировании должна была осуществляться согласно Приказу МВД России от 27.04.2012 № 372, поскольку подпункт «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны. Таким образом, действия отдела ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения и, как следствие заключение об аннулировании разрешения, принято в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих оборот гражданского оружия на территории Российской Федерации, в порядке исполнения функций по контролю за оборотом оружия. В этой связи, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. Довод административного истца о том, что он обращался за продлением разрешения на хранения и ношения оружия, в связи с чем не должен представлять документы о проверке знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем отклоняются судом. Ссылки на то, что при наличии обстоятельств, исключающих выдачу 28.11.2018 года разрешения, в его выдаче должно быть отказано, однако, такого отказа в выдаче разрешения не принималось, не свидетельствует о правомерности заявленных требований и о том, что действия отдела ЛРР ГУ Росгвардии по СПб и ЛО по аннулированию разрешения от 28.11.2018 года являются незаконными, тогда как законность продления этого разрешения не является предметом настоящего спора. Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд В удовлетворении требований ФИО1 к отделу лицензионно-разрешительной работы по Гатчинскому, Ломоносовскому районам и городу Сосновый Бор Ленинградской области Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании действий по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и обязании выдать разрешение, вернуть оружие - отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2020 года. Судья М.В. Яковлева Суд:Ломоносовский районный суд (Ленинградская область) (подробнее)Судьи дела:Яковлева Мария Владимировна (судья) (подробнее) |