Решение № 2-1299/2020 2-1299/2020(2-6381/2019;)~М-5205/2019 2-6381/2019 М-5205/2019 от 18 ноября 2020 г. по делу № 2-1299/2020

Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные



Дело № 2-1299/2020 18 ноября 2020 года


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

судьи Муравлевой О.В.,

при секретаре Трофимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга о признании отказа в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязании назначить пенсию досрочно,

УСТАНОВИЛ:


Решением Пенсионного фонда от 16.10.2019 года № 740181 ФИО1 было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д. 14-22).

В соответствии с указанным решением УПФР в Кировском районе не были зачтены в медицинский стаж ФИО1 периоды работы: с 01.02.2000 по 11.04.2000 года, с 01.10.2000 по 31.12.2000 года, с 01.07.2001 по 06.07.2001 года – в должностях: врача отделения неотложной помощи, врача скорой медицинской помощи в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №106», так как ФИО1 не выработан полный объем нормы рабочего времени, установленный за ставку заработной платы (должностной оклад), согласно п. 4 Правил от 29.10.2002 № 781.

Также не были зачтены в медицинский стаж ФИО1 периоды с 10.01.2001 по 27.02.2001 года, с 16.01.2006 по 17.02.2006 года, с 23.10.2006 по 12.11.2006 года, с 01.11.2010 по 08.12.2010 года, с 10.09.2012 по 15.09.2012 года, с 09.11.2015 по 15.12.2015 года – периоды прохождения курсов повышения квалификации.

Также не были зачтены в медицинский стаж ФИО1 периоды работы с 09.07.2001 по 13.12.2001 года в должности врача кардиолога в Центре сердечной медицины «Черная Речка», так как работа в данном учреждении не предусмотрена Списками и Правилами № 781 от 29.10.2020, информация о работе заявителя с особыми условиями труда на индивидуальном лицевом счета данный период отсутствует.

Также не были зачтены в медицинский стаж ФИО1 периоды с 28.01.2002 по 02.02.2002 – период нахождения в командировке.

Истец ФИО1, считая, что периоды с 09.07.2001 по 13.12.2001 года работы в Центре сердечной медицины «Черная речка», периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 01.01.2001 по 27.02.2001 года, с 16.01.2006 по 17.02.2006 года, с 23.10.2006 по 12.11.2006 года, с 01.11.2010 по 08.12.2010 года, с 10.09.2012 по 15.09.2012 года, с 09.11.2015 по 15.12.2015 года, и период нахождения в командировке с 28.01.2002 по 02.02.2002 года неправомерно не были включены в его медицинский стаж, обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга, и просит:

- признать незаконным и отменить Решение от 16.10.2019 № 740181 ОПФР по СПб и ЛО ГУ УПФРФ в Кировском районе СПб в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа;

- включить в стаж медицинской деятельности периоды работы с 09.07.2001 по 13.12.2001 года в Центре сердечной медицины «Черная речка», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.01.2001 по 27.02.2001 года, с 16.01.2006 по 17.02.2006 года, с 23.10.2006 по 12.11.2006 года, с 01.11.2010 по 08.12.2010 года, с 10.09.2012 по 15.09.2012 года, с 09.11.2015 по 15.12.2015 года, и нахождения в командировке с 28.01.2002 по 02.02.2002 года;

- обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга назначить истцу трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 09 июля 2019 года.

Также просил взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 7-12).

Полагал, что Центр сердечной медицины «Черная речка», в котором истец работал в период с 09.07.2001 по 13.12.2001 год, входит в Список и Правила Постановления № 781 от 29.10.2002 года, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также считал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являющиеся обязательными для медицинских работников, во время которых за работником сохраняется место работы и заработная плата, приравниваются к работе, в связи с чем, исчисление стажа должно производиться в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Также полагал, что период нахождения его в командировке должен быть включен в специальный стаж, поскольку на работников, находящихся в командировке распространяется режим рабочего времени и отдыха.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенная к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, считают, что Управлением Пенсионного фонда неправомерно не были зачтены в медицинский стаж истца период работы истца в Центре сердечной медицины «Черная речка», периоды прохождения курсов повышения квалификации и период нахождения истца в командировке.

Ответчик – Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга – представитель ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление (л.д. 92-100), считала, что отсутствуют основания для включения в медицинский стаж истца периодов работы в Центре сердечной медицины «Черная речка», обязания назначить истцу трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением - 09 июля 2019 года и взыскания расходов по оплате государственной пошлины, требования о включении в медицинский стаж истца периодов прохождения курсов повышения квалификации и нахождении в командировке, оставила на усмотрение суда.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации "О страховых пенсиях " от 28.12.2013 №400-ФЗ.

В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в соответствии с частью 3 статьи 35 указанного Федерального закона, с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, определяется на день установления этой страховой пенсии).

Указанным в пункте 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

С 1 января 2015 при определении вида работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному пункту 20 применяется:

вариант I - применяется ко всем периодам работы Правила и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вариант II-соответствующий Перечень нормативных актов, действующих в период выполнения работы, последовательно применяемых ко всем периодам работы (трудовой деятельности), в соответствии со Списками и периодами, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пения по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 применяются:

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для учета периодов педагогической деятельности, имевший место до 01.01.1992;

2) Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для учета соответствующей деятельности, имевший место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с, лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»- для учета соответствующей деятельности, имевший место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

вариант III - с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П (в случае если право не определяется по вариантам «I» и «II») применяются:

1. к периодам работы до 01.11.1999:

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»- для учета соответствующей деятельности, имевший место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

2. к периодам работы с 01.11.1999 по 13.11.2002:

Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуге для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»- для учета соответствующей деятельности, имевший место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

3. к периодам работы с 14.11.2002г. по настоящее время:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.12 Постановления Минтруда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958 н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» должны быть приложены документы подтверждающие периоды работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.

При подсчете страхового стажа, периоды работы до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного, в соответствии с Федеральным Законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии п.4, п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии ст.30-32 «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии с п.3 Правил от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии п.4 Правил от 29.10.2002 № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999, засчитываются в стаж при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения от 29.10.2002 № 781 предусмотрены врачи- специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), средний медицинский персонал: медицинская сестра (фельдшер), акушерка, медицинская сестра палатная, медицинская сестра перевязочной.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух ши более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации”) (аналогичное право предусмотрено в части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) ши структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической ши учебной нагрузки) и др.. для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями ши соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполняюсь работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (ши) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую ши лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 23.10.2017 N 8-КГ 17-5, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 декабря 2013 года N 2064-0, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.

Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не указаны.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п. 1 cm. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных ши муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судом дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» сказано, «что вопрос о тождественности, выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий и должностей не допускается».

Согласно п.6 Правил от 29.10.2002 № 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;

в центральной консультативно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;

в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

Пенсионным фондом не зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» период работы истца с 09.07.2001 по 13.12.2001 - в должности врача кардиолога в Центре сердечной медицины «Черная Речка», так как работа в данном учреждении не предусмотрена Списками и Правилами № 781 от 29.10.2002, информация о работе заявителя с особыми условиями труда на индивидуальном лицевом счете за данный период отсутствует.

Согласно Уставу ЗАО «Санаторий «Черная речка» является юридическим лицом – коммерческой организацией. Общество создано для выполнения работ и оказания услуг для получения прибыли, удовлетворения потребностей населения.

В связи указанным обстоятельством, в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению, работа в котором дает право на включение периода в специальный стаж.

Учитывая, что истец в период с 09.07.2001 по 13.12.2001 года работал в Центре сердечной медицины «Черная речка», данная организация является коммерческой, к категории учреждений не относится, работа в данном учреждении не предусмотрена Списками и Правилами № 781 от 29.10.2020, соответственно, период работы с 09.07.2001 по 13.12.2001 года не может быть зачтен в медицинский стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, оснований для включения в медицинский стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 09.07.2001 по 13.12.2001 года в Центре сердечной медицины «Черная речка», не имеется.

Также истец полагал, что ответчиком необоснованно не включены в медицинский стаж периоды работы: с 01.01.2001 по 27.02.2001 года, с 16.01.2006 по 17.02.2006 года, с 23.10.2006 по 12.11.2006 года, с 01.11.2010 по 08.12.2010 года, с 10.09.2012 по 15.09.2012 года, с 09.11.2015 по 15.12.2015 года – периоды прохождения курсов повышения квалификации.

Пунктом 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (в первоначальной редакции - для повышения квалификации) с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичное положение содержалось в ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01.02.2002 г., согласно которой при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом приведенных норм суд полагает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, которые являются обязательными для медицинских работников, во время которых за истцом сохранялось место работы и заработная плата, с которой производились отчисления в пенсионный фонд, приравниваются к работе. В связи с этим исчисление стажа в данный период должно производиться в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Поскольку работа истца с 01.01.2001 по 09.01.2001, с 28.02.2001 по 30.06.2001, с 16.10.2002 по 15.01.2006, с 18.02.2006 по 22.10.2006, с 13.11.2006 по 31.10.2010, с 09.12.2010 по 09.09.2012, с 16.09.2012 по 08.11.2015, с 16.12.2015 по 29.06.2017 года была включена ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении, то имевшие в это время периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 10.01.2001 по 27.02.2001 года, с 16.01.2006 по 17.02.2006 года, с 23.10.2006 по 12.11.2006 года, с 01.11.2010 по 08.12.2010 года, с 10.09.2012 по 15.09.2012 года, с 09.11.2015 по 15.12.2015 года подлежат включению в стаж в льготном исчислении (1:1).

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» отмечено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Вместе с тем занесение работодателем сведений о стаже на индивидуальный лицевой счет истца без кода особых условий труда, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не могут лишать истца права на назначение страховой пенсии.

Данный вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 9 того же Постановления, о том, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Учитывая изложенное, исковые требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 10.01.2001 по 27.02.2001 года, с 16.01.2006 по 17.02.2006 года, с 23.10.2006 по 12.11.2006 года, с 01.11.2010 по 08.12.2010 года, с 10.09.2012 по 15.09.2012 года, с 09.11.2015 по 15.12.2015 года, подлежат удовлетворению.

Оснований для включения в стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с 01.01.2001 по 09.01.2001 года не имеется, поскольку данный период включен Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга в медицинский стаж истца.

На основании статей 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

На основании вышеизложенного, также подлежат удовлетворению требования истца о включении в медицинский стаж работы периода нахождения в командировке с 28.02.2002 по 02.02.2002 года, поскольку приказом Комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области от 12.03.2002 года № 21-К ФИО1, в указанный период за истцом сохранялись должность врача-кардиолога Токсовской больницы и средняя заработная плата, также производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Истец просит признать незаконным и отменить Решение от 16.10.2019 № 740181 ОПФР по СПб и ЛО ГУ УПФРФ в Кировском районе СПб в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения истца в ПФ РФ с заявление о назначении досрочной пенсии – 19.07.2019 года страховой стаж истца составлял 32 года 09 месяц 15 дней, медицинский стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составлял 28 лет 11 месяца 26 дней.

Таким образом, на момент обращения истца в ПФ РФ у него отсутствовал необходимый 30-летней стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, кроме того, включив в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, такой стаж также отсутствует, в связи с чем, оснований для признаний незаконным и отмене Решения от 16.10.2019 № 740181 Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа, у суда не имеется.

Также истец просил обязать ответчика назначить трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 09 июля 2019 года.

Как было установлено судом ранее, на момент обращения истца в ПФ РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у истца не имелось необходимого 30-летнего стажа.

Учитывая, что при включении в медицинский стаж работы периодов прохождения истцом курсов повышения квалификации и период нахождения в командировке, по состоянию на 09.07.2019 года требуемый 30-летний специальный стаж истцом не достигнут, оснований для обязания ответчика назначить трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 09 июля 2019 года также не имеется.

Кроме того, в связи с увеличением пенсионного возраста и переходных положений ФЗ от 03.10.2018 года № 350-ФЗ, у истца отсутствовало право на назначение пенсии на момент его обращения в Пенсионный фонд – 09.07.2019 года.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела "Вопросы уплаты государственной пошлины" раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года).

В случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в судебном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2122-1 от 27 декабря 1991 года, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.

На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации входят в состав государственной казны Российской Федерации, которая отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, при этом к первому уровню относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

На основании пунктов 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации N 1709 от 27 сентября 2000 года "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, передана в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий.

В силу статьи 3.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Как следует из статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; назначает (пересчитывать) и своевременно выплачивает страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из материалов дела, спор возник в связи с тем, что истец не согласен с решением ПФ РФ от 16.10.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа.

Таким образом, участие Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа управления средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, и в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, пп.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, руководствуясь ст.ст.56, 59, 60, 68, 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга включить в медицинский стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:

- с 10.01.2001 по 27.02.2001 года, с 16.01.2006 по 17.02.2006 года, с 23.10.2006 по 12.11.2006 года, с 01.11.2010 по 08.12.2010 года, с 10.09.2012 по 15.09.2012 года, с 09.11.2015 по 15.12.2015 года – периоды прохождения курсов повышения квалификации; и с 28.02.2002 по 02.02.2002 года – период нахождения в командировке.

В остальной части отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене Решения от 16.10.2019 № 740181 Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа; включении в медицинский стаж периода работы в Центре сердечной медицины «Черная речка» с 09.07.2001 по 13.12.2001 года; обязании назначить трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 09 июля 2019 года; взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

СУДЬЯ О.В. Муравлева



Суд:

Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)

Судьи дела:

Муравлева Ольга Вячеславовна (судья) (подробнее)