Решение № 2А-890/2020 от 5 ноября 2020 г. по делу № 2А-890/2020

Рузаевский районный суд (Республика Мордовия) - Гражданские и административные



№2а-890/2020

УИД 13RS0023-01-2020-002138-62


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

г.Рузаевка 05 ноября 2020 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бардиной Т.В.,

при секретаре судебного заседания Чичаевой Е.В.,

с участием в деле:

административного истца – Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска,

административного ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени,

установил:


Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени.

В обоснование исковых требований, с учетом их уточнения от 23 октября 2020 г., указала, что административный ответчик в период с 14 апреля 2011 г. по 16 октября 2018 г. состоял на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска в качестве арбитражного управляющего и на основании статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации) являлся плательщиком страховых взносов. Административный ответчик прекратил деятельность арбитражного управляющего и не уплатил своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 г. ИФНС России по Ленинскому району г.Саранска административному ответчику направлено требование об уплате задолженности № от 09 июля 2019 г., однако денежные средства в счет погашения задолженности перечислены не были. Мировым судьей судебного участка №5 Ленинского района г.Саранска 27 ноября 2019 г. выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени, который определением от 17 декабря 2019 г. отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа. Со ссылкой на требования статей 31, 48, 419, 425 НК Российской Федерации, административный истец просит суд взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 г. в размере 4631 рубль 18 копеек, пени в размере 296 рублей 47 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 г. в размере 21050 рублей 47 копеек, пени в размере 1347 рублей 58 копеек, а всего в размере 27325 рублей 70 копеек.

Административный истец - представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска ФИО2, действующий на основании доверенности от 25 октября 2020г., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя Инспекции.

Административный ответчик – ФИО1 в судебном заседании в удовлетворении требований возражала, пояснила, что примерно в 2008 г. она прекратила деятельность арбитражного управляющего, сдав все свои арбитражные дела. Никакие заявления о вступлении в СРО ей не подавались, поэтому она не могла быть арбитражным управляющим и плательщиком страховых взносов.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 19 НК Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании части 2 статьи 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статьей 45 НК Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются главой 34 части 2 НК Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьями 430, 432 НК Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 430 НК Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в частности, арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Согласно абзацу 3 пункта 6 статьи 83 НК Российской Федерации постановка на учет арбитражного управляющего, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 432 НК Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 названного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При наличии у плательщика страховых взносов недоимки (при неисполнении ими обязанности по уплате страховых взносов в установленный законом срок) в его адрес налоговым органом направляется требование об уплате страховых взносов, пени. Такое требование должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1, 2 статьи 69, пункт 1, 3 статьи 70 НК Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно, имеющимся в базе данных налогового органа, сведениям об учете физического лица в качестве арбитражного управляющего, административный ответчик ФИО1 14 апреля 2011 г. зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего, 16 октября 2018 г. исключена из реестра арбитражных управляющих.

Следовательно, в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 432 НК Российской Федерации, административный ответчик ФИО1 была обязана уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год не позднее 31 октября 2018 г.

В соответствии с поступившими сведениями Инспекцией сформированы обязательства по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 г. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, подлежащая уплате ФИО1 за 2018 г., составила 21 050 рублей 47 копеек и 4631 рубль 18 копеек соответственно.

В результате неуплаты страховых взносов в установленный НК Российской Федерации срок ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска направлено требование № по состоянию на 09 июля 2019 г. о необходимости погасить образовавшуюся недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 25 681 рубль 65 копеек и пени в размере 1644 рубля 05 копеек в срок до 09 октября 2019 г., требование до настоящего времени не исполнено. Направление требования ФИО1 подтверждается реестром отправки в личный кабинет налогоплательщика, с отметкой о вручении адресату 25 июля 2019 г.

Поскольку в указанный в требовании срок недоимка по страховым взносам и пени уплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №<адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пеням.

27 ноября 2019 г. мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от 17 декабря 2019 г. отменен на основании заявления должника.

21 мая 2020 г. Инспекция обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 страховых взносов, пени то есть с соблюдением предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК Российской Федерации срока на обращение в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

До настоящего времени административным ответчиком недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени не оплачена, обязанность не исполнена, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ИНФС России по Ленинскому району г.Саранска о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 4631 рубль 18 копеек и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 21 050 рублей 47 копеек.

Расчет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, представленный административным истцом, проверен судом и является верным, соответствующим положениям статьи 430 НК Российской Федерации, произведен с учетом периода осуществления административным ответчиком деятельности в качестве арбитражного управляющего в 2018 году:

26 545 рублей - фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК Российской Федерации;

(26545 рублей/12 месяцев х 9 месяцев) + (26545 рублей/12 месяцев/31 день) х 16 дней) = 21050 рублей 47 копеек – сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 16 дней осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в 2018 году;

5 840 рублей – фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК Российской Федерации;

(5 840 рублей/12 месяцев х 9 месяцев) + (5 840рублей/12 месяцев/31 день) х 16 дней) = 4631 рубль 18 копеек – сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 9 месяцев 16 дней осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в 2018 году.

Доказательств, подтверждающих иной расчет недоимки, административным ответчиком суду не представлено.

Довод административного ответчика ФИО1 о том, что она не могла быть арбитражным управляющим и плательщиком страховых взносов, так как никакие заявления о вступлении в СРО ей не подавались, судом отклоняется, как несостоятельный, поскольку, в материалах дела имеется сообщение председателя правления ассоциации саморегулируемой организаций арбитражных управляющих «Эгида», согласно которому ФИО1 принята в члены ассоциации решением Общего собрания членов ассоциации на основании личного заявления 18 марта 2011 г., исключена из числа членов решением Совета ассоциации 27 сентября 2018 г.

Кроме, того из информации, размещенной на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, следует, что ФИО1 включена в ассоциацию саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Эгида» 14 апреля 2011 г., исключена решением Совета ассоциации 27 сентября 2018 г., в связи с нарушением условий членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, установленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в соответствии со статьей 20 Закона о несостоятельности, в нарушение пункта 2.2. Положения о членстве, утвержденного решением Общего собрания членов ассоциации саморегулируемой организации «Эгида» от 26 апреля 2018 г., в связи с не сдачей повторного теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, а также не утверждением арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве более трех лет подряд.

При этом, суд исходит из сведений, представленных в налоговый орган, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, согласно которым, дата внесения сведений в Реестр арбитражных управляющих о ФИО1 является 14 апреля 2011 г., датой исключения сведений – 16 октября 2018 г.

ФИО1 не представлено суду бесспорных допустимых доказательств, свидетельствующих о прекращении деятельности в установленном законом порядке в качестве арбитражного управляющего ранее 16 октября 2018 г.

Таким образом, в данном случае отсутствуют основания, по которым плательщик страховых взносов вправе не исполнять обязанность, возложенную на него подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации.

В связи с тем, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате страховых взносов, с него подлежат взысканию пени, установленные статьей 75 НК Российской Федерации.

Согласно статье 75 НК Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 75 НК Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 47 копеек и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 347 рублей 58 копеек. Предоставленный административным истцом расчет задолженности пени судом проверен и является арифметически верным.

При таких обстоятельствах, исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г.Саранска о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 47 копеек и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 347 рублей 58 копеек являются законными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец, освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО1 в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в соответствии с требованиями продпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 020 руб.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 4631 рубль 18 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 47 копеек, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 21050 рублей 47 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1347 рублей 58 копеек, а всего в размере 27325 (двадцать семь тысяч триста двадцать пять) рублей 70 копеек.

Взыскать с ФИО1 в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 1020 (одна тысяча двадцать) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.В.Бардина

Мотивированное решение составлено 09 ноября 2020 г.

Судья Т.В.Бардина

№2а-890/2020

УИД 13RS0023-01-2020-002138-62



Суд:

Рузаевский районный суд (Республика Мордовия) (подробнее)

Истцы:

МИФНС России по Ленинскому району г.Саранска (подробнее)

Ответчики:

Лапштаева Татьяна Николаевна (подробнее)

Судьи дела:

Бардина Татьяна Владимировна (судья) (подробнее)