Решение № 2А-1-4916/2020 2А-4916/2020 2А-4916/2020~М-5287/2020 М-5287/2020 от 26 октября 2020 г. по делу № 2А-1-4916/2020Энгельсский районный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-1-4916/2020 УИД 64RS0042-01-2020-009194-86 Именем Российской Федерации 26 октября 2020 года город Энгельс Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Нуждина С.В., при секретаре Григорьевой А.С., с участием прокурора города Энгельса Саратовской области Хворостенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального Управления МВД России «Энгельсское» Саратовской области об установлении административного надзора в отношении ФИО1, Межмуниципальное Управление МВД России «Энгельсское» Саратовской области (далее по тексту МУ МВД «Энгельсское») обратилось в суд с названным административным иском, в котором росит установить ФИО1 административный надзор сроком на 1 год с установлением ограничений в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22:00 часов до 06:00 часов следующих суток; запрета выезда за пределы Энгельсского района Саратовской области; запрета посещения культурно-массовых мероприятий, а также митингов, демонстраций, шествий; возложении обязанности являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, один раз в месяц по установленному графику. В обоснование требований указывает, что приговором Саратовского районного суда Саратовской области от 06 декабря 2006 года с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 08 февраля 2007 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ с назначением наказания в виде 7 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Освобожден по отбытию срока наказания 11 июня 2014 года. После отбытия наказания и в период непогашенной судимости ответчик в течение одного года совершил два административных правонарушения, а именно постановлением мирового судьи судебного участка № 11 г. Энгельса Саратовской области от 17 июля 2020 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ; постановлением мирового судьи судебного участка № 9 г. Энгельса Саратовской области от 24 июля 2020 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ. Постановления обжалованы не были и вступили в законную силу, что в силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является основанием для установления административного надзора. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Прокурор просил заявленные требования удовлетворить, поскольку они основаны на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Заслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам. В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица участвующие в дела должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ). Согласно статье 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (далее - лица, указанные в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре). За названными лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона). В отношении указанных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона, главы 6, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Закона № 64-ФЗ. Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, в отношении лица, лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора. Судом установлено, что приговором Саратовского районного суда Саратовской области от 06 декабря 2006 года с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 08 февраля 2007 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ с назначением наказания в виде 7 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Освобожден по отбытию срока наказания 11 июня 2014 года. Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ в силу статьи 15 УК РФ относится к категории тяжких и согласно статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления), судимость по данному преступлению погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. После отбытия наказания и в период непогашенной судимости ответчик в течение одного года совершил два административных правонарушения, а именно постановлением мирового судьи судебного участка № 11 г. Энгельса Саратовской области от 17 июля 2020 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ; постановлением мирового судьи судебного участка № 9 г. Энгельса Саратовской области от 24 июля 2020 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ. Постановления обжалованы не были и вступили в законную силу, что в силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является основанием для установления административного надзора. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению в части. В соответствии с частью 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом. Как указано выше, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 своего Постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснил, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. В административном исковом заявлении не мотивирована необходимость установления поднадзорному лицу ограничения в виде запрета посещения культурно-массовых мероприятий, а также митингов, демонстраций, шествий. Несмотря на совершение административным ответчиком двух административных правонарушений ограничений, данное требование никак не обосновано. Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления или правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и или иных правонарушений. То есть установление административного ограничения преследует цель превентивного характера, и не может рассматриваться в качестве карающей меры. При рассмотрении настоящего дела не выявлено связи требуемого к установлению ограничения в отношении ФИО1 в виде установления ему запрета посещения культурно-массовых мероприятий, а также митингов, демонстраций, шествий с преследуемой Федеральным законом № 64-ФЗ целью установления временных ограничений прав и свобод – защитой государственных и общественных интересов. Из текста административного искового заявления такой связи также не усматривается, отсутствуют в деле и доказательства, объективно подтверждающие наличие необходимости установления поднадзорному лицу такого ограничения. Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для заявленного требования в названной части. Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд установить административный надзор в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> сроком на 1 год. Срок административного надзора исчислять со дня вступления настоящего решения в законную силу. Установить в отношении ФИО1 следующие административные ограничения в виде: запрета покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; запрета на выезд за пределы города Саратова Энгельсского муниципального района Саратовской области без согласования с контролирующим органом. Обязать ФИО1 являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 1 (один) раза в месяц, по установленному графику. В остальной части, в удовлетворении заявленных требований, - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: (подпись) Верно. Судья: С.В. Нуждин Секретарь: А.С. Григорьева 26 октября 2020 года Суд:Энгельсский районный суд (Саратовская область) (подробнее)Судьи дела:Нуждин Сергей Валентинович (судья) (подробнее)Судебная практика по:Умышленное причинение тяжкого вреда здоровьюСудебная практика по применению нормы ст. 111 УК РФ |