Решение № 2А-380/2026 2А-380/2026~М-138/2026 М-138/2026 от 9 апреля 2026 г. по делу № 2А-380/2026




УИД 39RS0019-01-2026-000223-33

Дело №2а-380/2026


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

10 апреля 2026 года г. Советск

Советский городской суд Калининградской области

в составе председательствующего Понимаш И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-380/2026 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области (далее – УФНС по Калининградской области) к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:


УФНС по Калининградской области обратилось в Советский городской суд Калининградской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что ФИО1 являлась плательщиком транспортного налога в связи с принадлежностью ей в 2022 году легкового автомобиля ХЕНДЭ ACCENT, государственный регистрационный знак №, 1995 года выпуска. В установленный срок до 01.12.2023 транспортный налог с физических лиц за 2022 год в сумме 220 рублей, административным ответчиком не оплачен. Также, ФИО1 являлась плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью ей на праве собственности в 2022 году земельного участка, расположенного по адресу: 238710, Россия, г <адрес>, с кадастровым номером 39:07:01008:293, разрешенное использование: размещение объектов розничной торговли. Земельный налог за 2022 год в сумме 876 руб. в установленный срок до 01.12.2023 не уплачен. Кроме того, ФИО1 являлась плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ей на праве собственности в 2022 году объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Налог на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 5 408 руб. в установленный срок до 01.12.2023 не уплачен. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов за период с 16.10.2023 по 02.09.2024 в общей сумме 3 496,83 руб. Налоговым органом выставлено ФИО1 требование об уплате задолженности №54632 от 08.07.2023. Требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено. Мировым судьей второго судебного участка Советского судебного района Калининградской области 22.09.2025 на основании поступивших возражений должника отменен судебный приказ в отношении ФИО1 о взыскании налоговой задолженности и пени. Административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2022 год в сумме 220 рублей, земельный налог за 2022 год в сумме 876 руб., налог на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 5 408 руб., пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов за период с 16.10.2023 по 02.09.2024 в общей сумме 3 496,83 руб.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Административный ответчик не представил возражений по административному иску.

Настоящее административное дело на основании ч. 7 ст. 150, п.4 ч.1 ст.291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России) каждый обязан платить законно установленные налоги.

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Калининградской области транспортный налог установлен и введен Законом Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге» (далее – Закон Калининградской области).

Как следует из ст. 357 НК РФ и ст. 1 Закона Калининградской области, налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 названного кодекса объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 1 ст. 359 того же кодекса, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении вышеуказанного коэффициента (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 361 названного кодекса определены ставки налога в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Пунктом 2 данной статьи установлено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

ФИО1 являлась плательщиком транспортного налога в связи с принадлежностью ей в 2022 году легкового автомобиля ХЕНДЭ ACCENT, государственный регистрационный знак №, 1995 года выпуска. В установленный срок до 01.12.2023 транспортный налог с физических лиц за 2022 год в сумме 220 рублей, административным ответчиком не оплачен.

Размер налога определён административным истцом правильно. Транспортный налог исчислен с учетом мощности двигателей автомобилей и установленной Законом Калининградской области ставки налога за одну лошадиную силу. При расчете налога учтены положения ч. 3 ст. 362 НК России, согласно которым месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признаётся календарный год.

Как установлено ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

ФИО1 являлась плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью ей на праве собственности в 2022 году земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, разрешенное использование: размещение объектов розничной торговли. Земельный налог за 2022 год в сумме 876 руб. в установленный срок до 01.12.2023 не уплачен.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК РФ.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 1 ст. 408 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

ФИО1 являлась плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ей на праве собственности в 2022 году объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Налог на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 5 408 руб. в установленный срок до 01.12.2023 не уплачен.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

С 1 января 2023 года Единый налоговый платеж (далее - ЕНП) и Единый налоговый счет (далее-ЕНС) стали обязательными для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В связи с внедрением с 01.01.2023 института ЕНС, сальдовые остатки конвертированы в ЕНС, сформировано единое сальдо расчетов с бюджетом по налоговым обязательствам налогоплательщика.

Сальдо ЕНС на 01.01.2023 формируется на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 данных, в частности, о суммах неисполненных (до 01.01.2023) обязанностей налогоплательщика по уплате налогов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ ФИО1 начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов за период с 16.10.2023 по 02.09.2024 в общей сумме 3 496,83 руб.

С 1 января 2023 года Единый налоговый платеж (далее - ЕНП) и Единый налоговый счет (далее-ЕНС) стали обязательными для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В связи с внедрением с 01.01.2023 института ЕНС, сальдовые остатки конвертированы в ЕНС, сформировано единое сальдо расчетов с бюджетом по налоговым обязательствам налогоплательщика.

Сальдо ЕНС на 01.01.2023 формируется на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 данных, в частности, о суммах неисполненных (до 01.01.2023) обязанностей налогоплательщика по уплате налоговтребование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023, прекращает действие требований, направленных до 31.12.2022 (включительно), если налоговым органом не были приняты меры взыскания на основании таких требований (п. п. 2, 3 ст. 45, ст. 48, п. 1 ст. 69 НК РФ; п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 9 ст. 4 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ в случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета.

Предельные сроки направления требований об уплате задолженности увеличиваются на 6 месяцев начиная с 30.03.2023 (п. 3 ст. 4 НК РФ, п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 № 500).

Пунктом 4 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.

При увеличении задолженности новое Требование не формируется.

Новое Требование формируется, только если задолженность по предыдущему Требованию погашена в полном объеме.

Таким образом, положения ст. 69, 70 НК РФ с учетом изменений введенных Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ означают, что Требование является динамичным.

Налоговым органом выставлено ФИО1 требование об уплате задолженности по налогам №54632 от 08.07.2023. Требование сформировано на всю сумму сальдо ЕНС по состоянию на дату формирования требования. Требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено.

Мировым судьей второго судебного участка Советского судебного района Калининградской области 22.09.2025 на основании поступивших возражений должника отменен судебный приказ в отношении ФИО1 о взыскании налоговой задолженности и пени.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Статьей 48 НК России предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2).

В силу абз. 2. 3 ст. 48 НК России требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

10.03.2025 УФНС России по Калининградской области обратилось в Советский городской суд Калининградской области с административным иском о взыскании с ФИО1, недоимки по налогам и пени, в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (22.09.2025).

При таких обстоятельствах заявленные налоговым органом требования подлежат удовлетворению.

Поскольку административный истец в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 000 руб.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:


Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области <данные изъяты>), задолженность: по транспортному налогу с физических лиц за 2022 год в сумме 220 рублей; земельному налогу за 2022 год в сумме 876 руб.; налогу на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 5 408 руб.; пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов за период с 16.10.2023 по 02.09.2024 в общей сумме 3 496 руб. 83 коп., а всего – 10 000 рублей 83 копейки.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в бюджет муниципального образования «Советский городской округ» Калининградской области государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, ст. 294.1 КАС РФ, согласно которой суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ.

Судья И.В. Понимаш



Суд:

Советский городской суд (Калининградская область) (подробнее)

Истцы:

УФНС России по Калининградской области (подробнее)

Судьи дела:

Понимаш Ирина Викторовна (судья) (подробнее)