Решение № 2А-32/2024 2А-32/2024(2А-423/2023;)~М-376/2023 2А-423/2023 М-376/2023 от 23 января 2024 г. по делу № 2А-32/2024Сафакулевский районный суд (Курганская область) - Административное Дело № 2а-32/2024 Именем Российской Федерации Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Можарцева И.С., при секретаре Вафиной Д.Н., рассмотрев 23 января 2024 года в с.Сафакулево Сафакулевского района Курганской области в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в Сафакулевский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ). В соответствии с указанным законом собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ч.6 ст. 12 Закона №416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) забор воды в объеме необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных к централизованной системе холодного водоснабжения. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду соответствующую установленным требованиям. Администрацией Сафакулевского муниципального округа Курганской области представлены сведения по организации питьевого водоснабжения населения на территории населенных пунктов Сафакулевского муниципального округа. Согласно представленной информации, на балансе у Администрации муниципального округа, нецентрализованные источники питьевого водоснабжения не состоят. Проанализировав представленную информацию, Управлением Роспотребнадзора по Курганской области установлено: - в нарушение ст.ст. 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; раздел IV п.77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п.1, 5, 6, 7, 8, Постановления Правительства РФ от 06.01.2015г. №10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», отсутствуют программы производственного контроля качества воды на системы нецентрализованного водоснабжения с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево, которые разрабатываются организацией, осуществляющей водоснабжение и согласовываются с территориальным органом федерального орган исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. - в нарушение ст.ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево. Изучив истребованную информацию, территориальный отдел установил, что на территории Сафакулевского муниципального округа имеются бесхозяйные колодцы, расположенные в населенных пунктах с.Яланское, д.Белое-Озеро, <...>), д.Абултаевао, д.Покровка (севернее от жилого дома №9 по ул.Береговая), с.Сафакулево (возле леса, южно-западная часть ул.Ворошилова), с.Сулюклино (на пересечении ул.Южная и Колхозная), д.Калмык-Абдрашево (возле здания МТМ), <...>). Никаких мер по принятию данных объектов в муниципальную собственность не предпринималось. Не решены вопросы водоснабжения населенных пунктов д.Бакаево, д.Максимовка, д.Сокольники. В соответствии с п.1 ст.3 Устава, Сафакулевского муниципального округа Курганской области утвержденного решением Думы Сафакулевского муниципального округа от 13.12.2022 г. №95, Сафакулевскому муниципальному району Курганской области Законом Курганской области от 05.03.2022 г. №5 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Сафакулевского района Кургаснкой области, во вновь образованное муниципальное образование – Сафакулевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» присвоен статус муниципального округа. Согласно п.2 ст. 4 Устава, в состав территории Сафакулевского муниципального округа входят 33 населенных пункта, в том числе с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево. Согласно п.4 ст.6 главы II Устава, к вопросам местного значения Администрации Сафакулевского муниципального округа относятся организация в границах Сафакулевского муниципального округа Курганской области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Администрацией Сафакулевского муниципального округа не решены вопросы по организации водоснабжения населения с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево в соответствии с установленными санитарными законодательствами РФ требованиями, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку может повлечь вспышки массовых инфекционных и неинфекционных заболевания, отравлений. Бездействием Администрации Сафакулевского муниципального округа непосредственно затрагиваются законные интересы территориального отдела по выполнению такой задачи, как предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отсутствие водоснабжения, организованного в соответствие с установленными требованиями, в населенных пунктах на территории муниципального образования с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду обитания (общественный интерес). В связи с вышеуказанным административный истец просит признать бездействие Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области, выражающееся в нарушении санитарного законодательства, незаконным и противоправным в отношении неопределенного круга потребителей. Возложить обязанность на Администрацию Сафакулевского муниципального округа Курганской области: - в срок не позднее 01.03.2025 года разработать программы производственного контроля качества питьевой воды на системы нецентрализованного водоснабжения в с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево и согласовать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - проводить лабораторный контроль качества питьевой воды на системах централизованного водоснабжения в с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево в полном объеме в соответствии с разработанной программой производственного контроля качества питьевой воды; - оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на использование водных объектов, в населенных пунктах с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево; - принять на баланс бесхозяйное имущество в виде общественных колодцев, находящихся по адресам: Курганская область, Сафакулевский муниципальный округ, с.Яланское, д.Белое Озеро, <...>), д.Абултаево, д.Покровка (севернее от жилого дома №9 по ул.Береговая), с.Сафакулево (возле леса, южно-западная частьт ул.Ворошилова), с.Сулюклино (на пересечении ул.Южная и Колхозная), д.Калмык-Абдрашево (возле здания МТМ), <...>). Представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области ФИО1, действующая на основании доверенности №20 от 16.05.2022 г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные указанным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего мнения относительно предмета спора не высказал. При указанных обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на охрану здоровья. В соответствии с ч.6 ст. 12 Закона №416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) забор воды в объеме необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных к централизованной системе холодного водоснабжения. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду соответствующую установленным требованиям. Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон №131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии со ст. 10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона № 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и )или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных к централизованной системе холодного водоснабжения. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Согласно п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 23 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон №52-ФЗ) данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно п. 4 ст. 6 главы II Устава Сафакулевского муниципального округа Курганской области от 13.12.2022 г. № 95, к вопросам местного значения Сафакулевского муниципального округа относятся организация в границах Сафакулевского муниципального округа Курганской области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 416-ФЗ). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №416-ФЗ одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения. Частью 1 ст. 12 названного Закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организации, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч. 2 ст. 12). В силу ч. 1 ст. 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. В соответствии с положениями ст. 11 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу ст. 32 Закона №52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (ч.3 ст. 1 Закона № 416-ФЗ). В силу ст. 19 Закона № 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечивать соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. п. 1, 3 ст. 19 Закона N 52-ФЗ). Пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. №644 (далее Правила № 644) предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СанПиН 2.1.3684-21). Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой (п. п. 75, 76 СанПиН 2.1.3684-21). Руководствуясь выше приведенными нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области требований к Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. С учётом объёма нарушенных прав неопределённого круга лиц, действий, которые должна совершить Администрация Сафакулевского муниципального округа Курганской области по их восстановлению, временных и финансовых затрат на совершение этих действий, суд считает предложенный административным истцом годичный срок обоснованным и достаточным для устранения выявленных нарушений. Руководствуясь стст. 175-180 КАС РФ, суд Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства, удовлетворить. Признать бездействие Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области, выразившееся в нарушении санитарного законодательства, незаконным. Обязать Администрацию Сафакулевского муниципального округа Курганской области в срок не позднее 01.03.2025 года: - разработать программы производственного контроля качества питьевой воды на системы нецентрализованного водоснабжения в с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево Сафакулевского района Курганской области и согласовать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - проводить лабораторный контроль качества питьевой воды на системах нецентрализованного водоснабжения в с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево Сафакулевского района Курганской области в полном объеме в соответствии с разработанной программой производственного контроля качества питьевой воды; - оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в с.Сафакулево, с.Яланское, д.Белое-Озеро, д.Калмык-Абдрашево, с.Субботино, д.Бугуй, д.Бакаево, д.Абултаево, с.Сулюклино, д.Преображенка, с.Сарт-Абдрашево, д.Покровка, д.Аджитарово, д.Азналино, д.Мурзабаево Сафакулевского района Курганской области; - организовать принятие на баланс бесхозяйного имущества в виде общественных колодцев, находящихся с.Яланское, д.Белое Озеро, <...>), д.Абултаево, д.Покровка (севернее от жилого дома №9 по ул.Береговая), с.Сафакулево (возле леса, юго-западная часть ул.Ворошилова), с.Сулюклино (на пересечении ул.Южная и Колхозная), д.Калмык-Абдрашево (возле здания МТМ), <...>) Сафакулевского района Курганской области. Мотивированное решение по делу составлено 26 января 2024 года. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Курганский областной суд через Сафакулевский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Судья Можарцев И.С. Суд:Сафакулевский районный суд (Курганская область) (подробнее)Судьи дела:Можарцев Игорь Семенович (судья) (подробнее) |