Решение № 2А-4305/2023 2А-465/2024 2А-465/2024(2А-4305/2023;)~М-3846/2023 М-3846/2023 от 11 января 2024 г. по делу № 2А-4305/2023





РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2а-465/2024 (№ 2а-4305/2023; 43RS0003-01-2023-005462-51)

11 января 2024 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Бурнышевой Е.С.,

при секретаре Злобиной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Кирова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Октябрьского района города Кирова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района города Кирова на основании поступивших обращений КОГАУ «Областной дворец молодежи» проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, противодействии экстремистской деятельности. По ее результатам установлено, что в социальной сети «Telegram Messenger» в телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» осуществляется доступ к информации, содержащей нацистскую атрибутику и символику, а также символику и атрибутику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. На ресурсе социальной сети «Telegram Messenger» на страницах по адресам: (Данные деперсонифицированы) демонстрируется нацистская атрибутика и символика, а также символика и атрибутика, сходная с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Вход на указанные ресурсы и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует. Просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах (Данные деперсонифицированы) запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; копию вступившего в законную силу судебного решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для последующего включения доменного имени сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, направил отзыв.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или – религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является: решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Кирова исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, противодействии экстремистской деятельности установлено, что в социальной сети «Telegram Messenger» в телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на интернет-страницах (Данные деперсонифицированы) осуществляется доступ к информации, содержащей нацистскую атрибутику и символику, а также символику и атрибутику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Вход на указанные ресурсы и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует. Владельцы указанных интернет страниц не установлены.

Данные обстоятельства подтверждены актами проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от {Дата} и приложенными к нему фотоматериалами.Размещенные на страницах изображения нацистской символики в сознании народов России ассоциируются с фашизмом. Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма, в том числе среди несовершеннолетних. Указанная страница не является исторической и не содержит в себе научный подход. Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 347-О само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны.

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и право на объединение, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13, части 1 и 2 статьи 29, статья 30).

Данным конституционным положениям корреспондируют положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», который, определяя правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливая ответственность за ее осуществление, относит к экстремистской деятельности (экстремизму) в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (преамбула, пункт 1 статьи 1).

В соответствии со статьей 282.4 Уголовного кодекса Российской Федерации пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти деяния совершены лицом, подвергнутым административному наказанию за любое из административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преступлением.

Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена ответственность за пропаганду, либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Размещенная на электронных страницах сайта (Данные деперсонифицированы) информация оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, чем наносит значительный ущерб публичным интересам РФ и неопределенного круга лиц.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей указанные материалы, фактически является распространением запрещенной информации.

Признание информации, размещенной на указанных страницах интернет-сайтов, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, направлено на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к интернет-страницам, на которых размещены противоправные информационные материалы, должен быть прекращен.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в том числе, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в силу требований вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на электронных страницах сайта (Данные деперсонифицированы) является запрещенной к распространению на территории РФ, в связи с чем требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Копия вступившего в законную силу решения подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения интернет-ресурса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административные исковые требования прокурора Октябрьского района города Кирова удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах (Данные деперсонифицированы), запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов с адресами: (Данные деперсонифицированы) в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Е.С. Бурнышева

Мотивированное решение составлено 11 января 2024 года.



Суд:

Первомайский районный суд г. Кирова (Кировская область) (подробнее)

Судьи дела:

Бурнышева Е.С. (судья) (подробнее)