Апелляционное определение № 33А-4780/2026 от 26 апреля 2026 г.Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) - Административное Судья Алтунин А.В. Дело № 33а-4780/2026 г. Симферополь 27 апреля 2026 года Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе: председательствующего Юсуповой Л.А.-В., судей Даниленко Е.А., Тимошенко Е.Г., при секретаре Погосян А.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1504/2026 по административному исковому заявлению Крымской таможни к ФИО1, о взыскании утилизационного сбора, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 января 2026 года, которым удовлетворён административный иск. Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А.-В., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Крымская таможня обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просит взыскать с ФИО1 задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 1273525,07 рублей и пени в размере 517490,00 рублей. В качестве обоснования иска истец указал, что при проведении камеральной проверки документов и сведений, предоставленных ФИО1 при таможенном декларировании транспортных средств для личного пользования по вопросу исчисления и уплаты утилизационного сбора установлено, что ФИО1 ввезено на территорию Российской Федерации транспортное средство для личного пользования, вместе с тем последней не были соблюдены условия применения минимального коэффициента для уплаты утилизационного сбора. По результатам проведения камеральной проверки административному ответчику исчислена задолженность по уплате утилизационного сбора и пени. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 января 2026 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объёме. Не согласившись с решением суда, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 января 2026 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В судебном заседании представитель Крымской таможни ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Так, в силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации таможенный орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является гражданкой <данные изъяты>. Не позднее 6 июля 2018 года ФИО1 приобрела на территории Республики Армения автомобиль марки <данные изъяты>. 6 июля 2018 года автомобиль зарегистрирован ФИО1 уполномоченным государственным органом Республики Армения, свидетельство о регистрации № КЕ726340. 18 марта 2024 года автомобиль снят с регистрационного учёта в Республике Армения в связи с выездом на территорию Российской Федерации (справка от 18 марта 2024 года № 94798615). 28 марта 2024 года ФИО1 обратилась в Ялтинский таможенный пост Крымской таможни с заявлением о принятии расчёта по уплате утилизационного сбора, приложив к заявлению соответствующий расчёт. Сумма утилизационного сбора рассчитана заявителем с применением коэффициента, установленного для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, - 5200 рублей (пункт 3 раздела 1 Перечня видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291). К заявлению, помимо расчёта суммы утилизационного сбора, заявитель приложила: копию паспорта гражданина Российской Федерации, копию таможенного приходного ордера от 2 июля 2018 года №05100010/020718/0000221337, копию свидетельства о регистрации автомобиля от 6 июля 2018 года № КЕ26340, копию справки от 18 марта 2024 года № 94798615 о снятии автомобиля с регистрационного учёта, копию выписки из электронного паспорта транспортного средства от 21 марта 2024 года № 16430308487670, копию заключения эксперта о технических характеристиках автомобиля от 25 марта 2024 года № НТЭ-24-015, квитанцию об уплате утилизационного сбора от 26 марта 2024 года № 154. В период с 11 октября 2024 года по 24 декабря 2024 года Крымской таможней проведена проверка на предмет правильности исчисления ФИО1 утилизационного сбора. В ходе проверки установлен факт нарушения Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291, а именно, несоблюдение условий, предусмотренных сноской 6 к пункту 3 раздела 1 Перечня видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. Данное нарушение привело к необоснованному применению коэффициента для уплаты утилизационного сбора 0,26, установленного для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. В отношении автомобиля, исходя из объёма его двигателя, подлежит применению коэффициент 63,95. Сумма недоплаченного утилизационного сбора составляет 1273800 рублей. По результатам проверки Крымской таможней составлен акт от 24 декабря 2024 года № 1032100/212/241224/А025. 25 декабря 2024 года Крымская таможня направила ФИО1 уведомление № 09-28/13290 о необходимости доплаты утилизационного сбора в сумме 1273800 рублей. Требования таможенного органа ФИО1 не исполнила. 2 апреля 2025 года мировым судьёй судебного участка № 100 Ялтинского судебного района (городской округ Ялта) Республики Крым вынесен судебный приказ № 2а-100-94/2025 о взыскании с ФИО1 в пользу Крымской таможни задолженность по утилизационному сбору и пени, который определением от 7 октября 2025 года отменён, в связи с поступлением возражений от должника. Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд нижестоящей инстанции согласился с выводами административного истца, проверив расчёт суммы таможенных платежей и признав его правильным, суд первой инстанции взыскал с ФИО1 утилизационный сбор и пени. Судебная коллегия считает данное решение суда первой инстанции законным и обоснованным на основании следующего. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. В соответствии с пунктом 3 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьёй 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Взимание утилизационного сбора регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который определил в качестве объекта обложения утилизационным сбором – каждое колёсное транспортное средство (шасси), каждая самоходная машина, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведённые, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи (часть 1 статьи 24.1). Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора признаются, в том числе, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила) и Перечень видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Согласно пункту 3 названных Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, ввозящие транспортные средства в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба. Пунктом 11 Правил на лицо, указанное в абзацах втором, четвертом (при уплате утилизационного сбора лицами, которые приобрели колёсные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колёсного транспортного средства) и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» возложена обязанность предоставить, помимо прочего, расчёт суммы утилизационного сбора, а также документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора. Согласно примечаниям 3, 5 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчёта размера утилизационного сбора равна 20000 рублей. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Перечня коэффициент расчёта утилизационного сбора для транспортного средства, ввозимого физическим лицом для личного пользования применительно к указанному выше транспортному средству, (с рабочим объёмом двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см) составляет 0,26. Сноской 6 к Перечню установлены условия применения указанного коэффициента. Так, сноской 6 к Перечню установлено, что для целей раздела I настоящего перечня под транспортным средством, ввезённым для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезённое в Российскую Федерацию физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия: - транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчёте суммы утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведённом в приложении № 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования; - транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора; - таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определённом главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, или оформлены документы, подтверждающие право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29 октября 2023 года (включительно) и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» - до 21 декабря 2023 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Таможенного кодекса ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьёй в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа. Согласно представленной ТПО № 05100010/020718/0000221337 таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства оплачены физическим лицом в Республике Армения по ставкам отличным от ставок, установленных Приложением № 2 к Решению № 107, то есть таможенные платежи оплачены не в соответствии с главой 37 Таможенного кодекса ЕАЭС, транспортное средство находится в собственности плательщика с момента первичной регистрации на территории Республики Армения с 6 июля 2018 года. Таким образом, документы, подтверждающие соблюдение условий сноски 6 Перечня для применения коэффициента 0,26, установленного пунктом 3 раздела 1 Перечня, ФИО1 при предоставлении расчёта утилизационного сбора не предоставлены. При таких обстоятельствах, административный истец обоснованно осуществил расчёт суммы утилизационного сбора в порядке пункта 2 раздела 1 Перечня. Расчёт подлежащей взысканию суммы, представленный административным истцом, не вызывает сомнений и признаётся судебной коллегией верным, с учётом уточнённых исковых требований от 24 декабря 2025 года, в соответствии с которыми сумма пени на дату уточнений увеличилась до 517490,00 рублей. Вопреки доводу апелляционной жалобы, в соответствии с положениями статьи 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Принимая во внимание, что в материалах дела имеются все необходимые для рассмотрения настоящего дела доказательства, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно пришёл к выводу об удовлетворении требований административного иска. Кроме того, в материалах дела имеется запрос Крымской таможни от 18 декабря 2024 года, направленный при проведении проверки, в адрес начальника Южного таможенного управления. Вместе с тем, неполучение ответа не свидетельствует о неправильности выводов таможенного органа при расчёте задолженности по утилизационному сбору. Для определения размера утилизационного сбора юридически важным фактом имеет обращение физического лица, которым ввезено транспортное средство на территорию Российской Федерации, в таможенные органы с целью уплаты утилизационного сбора, чем заявлено намерение использовать ввезённое транспортное средство на территории Российской Федерации, что повлечёт причинение экологического вреда. При уплате утилизационного сбора физическое лицо обязано соблюдать условия, установленные Правилами взимания утилизационного сбора, которые в данном случае апеллянтом соблюдены не в полном объёме, в связи с чем довод апелляционной жалобы о соблюдении процедуры растаможи приобретённого автомобиля в Республике Армения правового значения для разрешения настоящего спора не имеет. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом при принятии обжалуемого решения верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является обоснованным. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 января 2026 года по административному делу № 2а-1504/2026 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции. Председательствующий Л.А.-В. Юсупова Судьи Е.А. Даниленко Е.Г. Тимошенко Суд:Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) (подробнее)Истцы:Крымская таможня (подробнее)Судьи дела:Юсупова Луиза Абдул-Вахаевна (судья) (подробнее) |