Решение № 2А-462/2024 2А-462/2024(2А-6886/2023;)~М-5162/2023 2А-6886/2023 М-5162/2023 от 11 января 2024 г. по делу № 2А-462/2024




Дело № 2а-462/2024

УИД 48RS0001-01-2023-006027-83


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

11 января 2024 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Даниловой О.И.,

при секретаре Кудриной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному иску Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области ФИО1, УФССП России по Липецкой области, СОСП по Липецкой области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, начальнику СОСП по Липецкой области ГМУ ФССП России – старшему судебному приставу-исполнителю ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:


Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области ФИО1 от 06.02.2023 г. по исполнительному производству № 39921/22/48025-ИП. В обоснование требований истец указал, что решением суда на Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области была возложена обязанность предоставить ФИО7 на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Полагая, что в данном случае отсутствует вина должника в неисполнении исполнительного документа, поскольку им предприняты все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, административный истец и просил суд освободить от взыскания вышеуказанного исполнительского сбора.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как указано в части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 приведенной статьи).

Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с частями 1-3, 6-8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54 Конституции Российской Федерации).Должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, в данном случае выяснению подлежат вопросы наличия и степени вины Управления в невыполнении требований исполнительного документа, касающихся обеспечения жильем ФИО7

Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает соблюдение муниципальным заказчиком процедур, установленных данным законом.

Судом установлено, что вступившим 20.12.2022 г. в законную силу решением Советского районного суда г. Липецка на Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области возложена обязанность по предоставлению ФИО7 на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Взыскатель поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда в <...>.

23.12.2022 г. на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г. Липецка, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области было возбуждено исполнительное производство № 39921/22/48025-ИП в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

Факт получения копии постановления административным истцом не оспаривался, подтверждается списком полученных документов.

06.02.2023г. заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области ФИО1 вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, об освобождении от которого просит административный истец.

Приказом ГМУ ФССП России от 27.03.2023 г. № 41 утверждено Положение о Специализированном отделении судебных приставов по Липецкой области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, которое является самостоятельным подразделением Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее – ГМУ), действующим на территории Липецкой области и осуществляющее принудительное исполнение судебных актов, а также предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.

В соответствии с постановлением врио директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава РФ от 12.05.2023 г. исполнительные производства, находящиеся на исполнении в межрайонном отделении судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Липецкой области, необходимо передать в Специализированное отделение судебных приставов по Липецкой области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее – СОСП по Липецкой области ГМУ ФССП России).

Из материалов дела усматривается, что должник – Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, на которое судом возложена обязанность по предоставлению жилья, не относится к субъектам предпринимательской деятельности, а является структурным подразделением администрации Липецкой области - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приобретение жилых помещений Управлением осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым предусмотрены определенные процедуры и сроки, которые необходимо соблюдать заказчику.

Как следует из представленных документов, потребность в жилых помещениях для исполнения вступивших в законную силу решений суда, в отношении детей-сирот, проживающих в <...> по состоянию на 11.09.2023 г. составляла 8 помещений.

Исходя из даты вступления решений о предоставлении жилых помещений в силу взыскатель занимает 6 позицию в списке по району и делит 282-290 позицию в общем списке.

Административным истцом проводился мониторинг рынка жилья в указанном районе.

В Лев-Толстовском районе коммерческие предложения отсутствовали.

Однако в 2023г. планировалось строительство 8-ми квартирного дома, в связи с чем было проведено 6 запросов котировок, все признаны не состоявшимися ввиду отсутствия заявок участников.

В представленной справке по состоянию на 14.08.2023г. в целях исполнения судебных решений организовано 297 закупок жилых помещений, проведено 165 электронных аукционов и 132 электронных запросов котировок. По результатам проведенных закупочных процедур заключено 160 контрактов на приобретение жилых помещений: 11- <...> – <...> – <...> – <...> – г. Чаплыгинском районе, 2 – Лебедянский р-он, 9 – <...> – <...> – <...> – г. Данков.

Решение суда в отношении вышеуказанного должника на сегодняшний день не исполнено.

В обоснование причин неисполнения решения суда административный истец ссылается на недостаточность бюджетного финансирования, что не учтено судебным приставом при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора.

На 2022г. было запрошено бюджетных ассигнований в размере 900650050 руб., предоставлено 461301100 на приобретение не менее 186 жилых помещений.

В 2023 году на приобретение жилых помещений было предусмотрено 511301100 руб. (распоряжение Правительства Липецкой области от 30.06.2022 № 68-р). РаспоряжениемПравительства Липецкой области от 30.06.2022 № 68-р, от 27.01.2023 № 40-р были внесены изменения, и предусмотрены денежные средства в размере 449 500 000 руб.

Выделенные средства предусмотрены на приобретение не менее 151 жилого помещения для обеспечения 151 лица, из категории детей-сирот. Срок приобретения квартир – до 31.12.2023 г.

Размер средств, выделенных из бюджета Липецкой области на цели предоставления детям - сиротам в 2023 году жилищных сертификатов 340 500 000 руб. Выдан 101 сертификат.

В соответствии с порядком и сроками планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, установленными Приказом управления финансов Липецкой области от 27.04.2022 № 118 «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» подготовлено и направлено на имя заместителя главы администрации Липецкой области - начальника, управления финансов Липецкой области ФИО3 обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях по действующим и принимаемым расходным обязательствам на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.

Согласно обоснованию на основное мероприятие 2 подпрограммы 5 «Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» на 2023 год запрошено бюджетных ассигнований в размере 1 081 635 329,98 руб., что более чем в два раза превышает фактически выделенные денежные средства.

Всего потребность в приобретении (закупке) жилых помещений для исполнения судебных решений по состоянию на 04.08.2023 составила 397 жилых помещений.

Как следует из материалов дела, при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, судебным приставом-исполнителем в должной мере не были учтены временные затраты, необходимые для исполнения решения суда с соблюдением процедуры, установленной положениями ФЗ-44, который предусматривает проведение закупки жилого помещения, стадии исполнения контракта, проведения работы по включению жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда Липецкой области и по предоставлению жилого помещения.

При вынесении решения суд учитывает время, необходимое для проведения вышеуказанных процедур, направленных на исполнение решения суда, принимает во внимание, что решение суда вступило в законную силу 20.12.2022г. и до настоящего времени не исполнено, а также то обстоятельство, что в отношении непосредственно данного взыскателя аукционы не проводились, и приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству.

При этом, судом учитывается, что в связи с отсутствием квартир по месту учета взыскателя направлялось уведомление от 18.04.2023 г. о возможности с его письменного согласия предоставления жилого помещения на территории иного населенного пункта.

От взыскателя заявление не поступило.

С учетом указанных обстоятельств, изложенных выше, принимая во внимание все действия должника по приобретению жилья и направленные на формирование муниципального специализированного жилищного фонда, отсутствие доказательств того, что на день получения Управлением постановления о возбуждении исполнительного производства и на момент вступления решения в законную силу в составе муниципального имущества имелось жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, с учетом времени необходимого для осуществления в соответствии с положениями действующего законодательства для исполнения решения, в то же время, принимая во внимание принятые административным истцом меры, направленные на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, на ? часть, то есть до 37 500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


В удовлетворении административного искового заявления Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области ФИО1, УФССП России по Липецкой области, СОСП по Липецкой области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, начальнику СОСП по Липецкой области ГМУ ФССП России – старшему судебному приставу-исполнителю ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 39921/22/48025-ИП, отказать.

Снизить размер исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области ФИО1 от 06.02.2023г. по исполнительному производству № 39921/22/48025-ИП, подлежащего взысканию с Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 16.01.2024 г.



Суд:

Советский районный суд г. Липецка (Липецкая область) (подробнее)

Судьи дела:

Данилова Ольга Ивановна (судья) (подробнее)