Решение № 2А-294/2019 2А-47/2020 2А-47/2020(2А-294/2019;)~М-288/2019 М-288/2019 от 20 февраля 2020 г. по делу № 2А-294/2019

Троицко-Печорский районный суд (Республика Коми) - Гражданские и административные



дело №2а-47/2020


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

21 февраля 2020 года пгт.Троицко-Печорск

Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Чулков Р.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени,

установил:


межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми (далее истец, инспекция) в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) изначально обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 7042 рубля и пеней по транспортному налогу за 2017 год в сумме 169 рублей. Требования мотивировала тем, что ответчик в спорный период являлся собственником транспортного средства – автомобиля Хонда Аккорд. В установленные налоговым законодательством сроки ответчик транспортный налог не оплатил. В связи с истечением срока уплаты налога истец направлял ответчику требование, согласно которому, ФИО1 предлагалось уплатить сумму налога и пеней. На дату подачи иска в суд обязанность по оплате налога и пеней ответчиком не исполнена.

21.01.2020 от истца в суд поступило уточнение исковых требований, согласно которым, Инспекция отказалась от требований о взыскании задолженности по транспортному налогу в связи с его оплатой ответчиком 23.12.2019 в сумме 7211 рублей, при этом, настаивает на взыскании пени в сумме 169 рублей.

В соответствии с ч.2, 5 ст.46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

На основании п.3 ч.1 ст.194, ч.1 ст. 195 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом. Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Принимая во внимание заявление представителя истца об отказе от иска в части взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 г., отсутствие нарушений прав других лиц и не противоречие его закону, разъяснение последствий отказа от иска, суд считает возможным принять отказ представителя истца от исковых требований в части, в связи с чем, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Дело рассмотрено судом в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного производства в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ.

От административного ответчика в суд поступили возражения по существу заявленных требований, в которых он указывает на оплату 23.12.2019 полностью задолженности по транспортному налогу за 2017 года, включая пени. Возражений относительно возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства от ФИО1 не поступило. При указанных обстоятельствах, суд рассматривает административное дело по письменным доказательствам, представленным сторонами.

Исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью предусмотренной пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).

Частями 1-2, пунктами 3, 5 части 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно ч.1, 3, 8 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, не превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу положений ч.1, 2, 4, 6, 8 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

В соответствии с положениями ч.1, 3-5 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со ст.357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы автомобили, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно представленных в материалы дела сведений, за ответчиком в период с 04.12.2014 зарегистрировано транспортное средство автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № с объемом двигателя 190 л.с.

Таким образом, вышеуказанное транспортное средство в спорный период являлось объектом налогообложения, а ответчик являлся соответственно плательщиком транспортного налога.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В соответствии с п.1 ст.361 НК РФ установлены следующие ставки транспортного налога: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5 рублей. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что налоговые ставки, указанные в п.1, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Статьей 2 Закона РК «О транспортном налоге» от 26.11.2002 с изменениями в 2008-2015 годах применительно к легковым автомобилям с мощностью двигателя от 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно была установлена ставка транспортного налога в размере 50 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Таким образом, на уровне субъекта РФ в Республике Коми указанные ставки не превышают предельных размеров, установленных п.1 ст.361 НК РФ с учетом положений п.2 указанной статьи.

Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В силу п.2 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Истец представил суду копию налогового уведомления, адресованного ответчику на уплату транспортного налога за автомашину Хонда Аккорд государственный регистрационный знак № за 2017 в сумме <данные изъяты> рублей (уведомление № от 05.09.2018), из которого следует, что истец исчислил сумму налога, подлежащую уплате ответчиком за 2017 в размере <данные изъяты> рублей (190 л.с. х 50 руб.), что подтверждается его копией. В налоговом уведомлении указано, что оно передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Налоговым уведомлением ответчику предлагалось уплатить налог за 2017 в срок до 03.12.2018.

Согласно п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктом 2 статьи 363 НК РФ установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога в сроки, указанные в налоговом уведомлении, инспекцией направлялось требование 12.02.2019 №, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по транспортному налогу за 2017 в сумме <данные изъяты> рублей и пени за несвоевременную уплату налога <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Срок уплаты недоимки по налогу и пени установлен налоговым органом ответчику до 29.03.2019, требование направлено ответчику 24.02.2019.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 №320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ч.1 ст.61 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрены настоящим Кодексом.

Обращаясь в суд с административным иском, Инспекция просила взыскать сумму задолженности по транспортному налогу 7042 рубля и пени 169 рублей.

Административным ответчиком суду представлены чек-ордера ПАО «Сбербанк России» № и № от 23.12.2019, согласно которым ФИО1 оплачен транспортный налог за 2017, сумма которого 7042 рубля указана в административном исковом заявлении № от 04.12.2019, а также пени по транспортному налогу за 2017 в сумме 169 рублей. Данные денежные средства оплачены ФИО1 на реквизиты, указанные Инспекцией в административном иске.

Таким образом, стороной ответчика суду представлены достоверные доказательства добровольного исполнения требований административного истца, указанных в исковом заявлении, в полном объеме.

Принимая во внимание, что Инспекцией не представлено доказательств зачисления поступивших от ФИО1 23.12.2019 в счет уплаты пени по транспортному налогу за 2017 г. денежных средств на погашение имевшейся у административного ответчика задолженности за иные периоды, а также целевое назначение платежа, конкретизированное ответчиком в платежных документах, оснований для взыскания пеней, как на этом настаивает административный истец, не имеется.

В этой связи административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.46, 175-180, 194-195, 290, 293-294 КАС РФ, суд

решил:


Принять отказ административного истца от иска к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год.

Производство по административному делу по иску межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год прекратить.

Административное исковое заявление межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за 2017 год оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в пятнадцатидневный срок со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.

Судья Р.В.Чулков



Суд:

Троицко-Печорский районный суд (Республика Коми) (подробнее)

Судьи дела:

Чулков Р.В. (судья) (подробнее)