Решение № 2-4887/2020 2-4887/2020~М-4013/2020 М-4013/2020 от 20 ноября 2020 г. по делу № 2-4887/2020Сыктывкарский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные 11RS0001-01-2020-007537-19 Дело № 2-4887/2020 Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В., при секретаре Пахиновой Т.Е., с участием истца ФИО8 представителей ответчика ГБУ РК «ТЦМК РК» ФИО9, ФИО10 представителя третьего лица УФНС России по Республике Коми ФИО11 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 20 ноября 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» о возложении обязанности возвратить сумму удержанного налога на доходы физических лиц с сумм выплат начисленных в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 "Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" за период с марта 2020 года по май 2020 года; взыскании компенсацию морального вреда, ФИО2 И.В. обратился в суд с иском к ГБУ РК «ТЦМК РК». С учетом уточнений просит обязать ответчика возвратить суммы удержанного налога на доходы физических лиц с сумм выплат, начисленных за период с марта 2020 года по май 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 "Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией"; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., причиненного удержанием НДФЛ с выплат стимулирующего характера, начисленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 и в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140. В судебном заседании истец на иске настаивает. Представители ответчика требования не признают по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представитель третьего лица УФНС России по Республике Коми полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Доводы в обоснование позиции изложены в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела. Третье лица ИФНС России по г. Сыктывкару, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, в материалы дела представлены письменные отзывы. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц. Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему. Установлено, что ФИО3 И.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУ РК «ТЦМК РК» в должности водителя автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи). По доводам истца, ГБУ РК «ТЦМК РК» за период с марта 2020 года по май 2020 года незаконно удерживался налог на доходы физических лиц с сумм выплат стимулирующего характера, начисленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" и Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 "Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией". Указанными действиями работодатель нарушил его права как налогоплательщика, в отношении которого действуют положения пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие от налогообложения приведенные выплаты. Ответчик не оспаривал факт удержания налога на доходы физических лиц с сумм выплат стимулирующего характера, начисленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484, указав, что после внесения изменений в пункт 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, был произведен перерасчет и возвращена ранее удержанная в виде налоговых отчислений сумма. При этом, стороной ответчика в судебном заседании подтвержден факт возврата сумм с нарушением сроков выплаты заработной платы. Так, с учетом доведения денежных средств и установленных сроков выплаты заработной платы, денежные суммы подлежали возврату 15.05.2020, фактически перечислены 04.06.2020. По требованию истца о возврате суммы удержанного налога на доходы физических лиц с сумм выплат, начисленных за период с марта 2020 года по май 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 ответчиком указано, что поскольку выплаты осуществляются не в соответствии с федеральным законом и за счет средств субъекта, то положения пункта 81 статьи 217 НК РФ не подлежат применению. Проверяя доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), содержится в статье 217 НК РФ. Согласно пункту 81 статьи 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ положения части второй Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 года. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19". Постановление распространено на правоотношения, возникшие с 01.04.2020 (п. 2 Постановления от 12.04.2020 N 484). По пояснениям и расчетам ответчика, не оспоренным истцом, к начисленной стимулирующей выплате за период с 01.04.2020 по 30.04.2020, с 01.05.2020 по 31.05.2020 применено налогообложение. При этом, стороной ответчика в судебном заседании подтвержден факт возврата сумм с нарушением сроков выплаты заработной платы. Так, за апрель 2020 сумма стимулирующих выплат составила 42 500 руб., в том числе 25 000 руб. стимулирующая выплата и 17500 руб. северная надбавка и районный коэффициент, с данной суммы удержан НДФЛ 5525,00 руб. С учетом доведения денежных средств и установленных сроков выплаты заработной платы, денежные средства в сумме 5525,00 руб. подлежали возврату 15.05.2020, фактически перечислены 04.06.2020. В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. К суммам стимулирующего характера, начисляемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484, с мая 2020 налогообложение не применяется. Кроме того, за спорный период с марта 2020 года по май 2020 года ГБУ РК «ТЦМК РК» произведены истцу выплаты стимулирующего характера, начисленные в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140. К выплатам применено налогообложение. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, действующим до 31.10.2020, были утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией". Размеры выплат в отношении категорий получателей указаны в пункте 10 Правил. Из пункта 12 Правил следует также, что субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В связи с введением на территории Республики Коми режима повышенной готовности, в целях обеспечения квалифицированной медицинской помощью граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лиц из групп риска заражения COVID-19, а также стимулирования работников, участвующих в оказании медицинской помощи указанным гражданам, в том числе за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 "Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" установлены повышенные размеры выплат стимулирующего характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19, за особые условия труда и дополнительную нагрузку. При таких обстоятельствах, учитывая, что выплаты стимулирующего характера, производятся в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 в отношении категорий получателей, указанных в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, источником которых являются бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации, то такие выплаты подлежат освобождению от налогообложения на основании пункта 81 статьи 217 НК РФ. В связи с этим, следует возложить на ГБУ РК «ТЦМК РК» обязанность возвратить ФИО4 И.В. суммы удержанного налога на доходы физических лиц с сумм выплат начисленных в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 "Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" за период с марта 2020 года по май 2020 года. На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Исходя из длительности нарушения ответчиком трудовых прав истца, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд находит разумной и справедливой компенсацией морального вреда, причиненного истцу в результате неправомерных действий работодателя, денежную сумму в размере 6500 руб. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Исковые требования ФИО5 удовлетворить частично Возложить на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» обязанность возвратить ФИО6 суммы удержанного налога на доходы физических лиц с сумм выплат начисленных в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29.03.2020 N 140 "Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" за период с марта 2020 года по май 2020 года. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» в пользу ФИО7 компенсацию морального вреда в сумме 6500 руб. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме. Судья С.В.Лушкова Мотивированное решение составлено 02.12.2020. Суд:Сыктывкарский городской суд (Республика Коми) (подробнее)Судьи дела:Лушкова Светлана Валерьевна (судья) (подробнее) |