Решение № 2А-3760/2020 2А-3760/2020~М-3537/2020 М-3537/2020 от 28 октября 2020 г. по делу № 2А-3760/2020




Дело №2а-3760/2020

22RS0068-01-2020-004825-61


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

28 октября 2020 года г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Строковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к начальнику ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2, ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Алтайскому краю, заместителю начальника УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5, УФСИН России по Алтайскому краю, ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России о признании действий, бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2, заместителю начальника УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю (далее также СИЗО-1) в отношении него были применены физическая сила и спецсредства, ДД.ММ.ГГГГ им была объявлена голодовка, требованием которой было проведение медицинского освидетельствования в иной медицинской организации (не в СИЗО-1) в связи с заинтересованностью сотрудников СИЗО-1 и наличием письменного отказа от ДД.ММ.ГГГГ от медицинской помощи в филиале МЧ № 10 ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжалась голодовка, но требование о проведении освидетельствования в иной медицинской организации не исполнено. С ДД.ММ.ГГГГ он был лишен медицинской помощи, поскольку ФКУ СИЗО – 1 не принимает мер заключению контракта на оказание медицинской помощи с иной медицинской организацией, ФИО5 своим ответом ДД.ММ.ГГГГ № проигнорировал требования закона при рассмотрении его жалобы. Действиями ФИО2, ФИО5 нарушены его права, гарантированные ст.41 Конституции РФ и ст.ст. 17 и 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Просит признать незаконным бездействие начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2, выразившееся в непринятии решения о проведении медицинского освидетельствования медицинскими работниками иной медицинской организации в период с ДД.ММ.ГГГГ по день подписания административного иска (ДД.ММ.ГГГГ), бездействие заместителя начальника ФИО4 по Алтайскому краю ФИО5, выразившееся в игнорировании требований закона при рассмотрении его жалобы.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН России по Алтайскому краю, ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России.

В судебное заседание ФИО1 не явился, поскольку содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, извещен надлежаще по месту нахождения, ходатайство об обеспечении его участия в судебном заседании, в том числе путем организации видеоконференцсвязи, не заявлял.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Алтайскому краю в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что заместителем начальника УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5 дан полный и своевременный ответ на обращение административного истца, процедура рассмотрения обращения не нарушена.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО6 возражала против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва с учетом его уточнения. Пояснила, что в отношении ФИО1 медицинское освидетельствование проведено, в том числе и с участием иных медицинских организаций, установлен весь объем телесных повреждений.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России возражал против удовлетворения требований, пояснил, что после применения к ФИО1 физической силы проведено его медицинское освидетельствование. Осмотр был визуальный, поскольку он отказался от более детального осмотра. При первоначальных обследованиях перелом не был установлен, в последующем компьютерной томографией установлен перелом 9 ребра. В качестве лечения ФИО1 назначен покой и обезболивающие средства при болях, что обеспечивалось медсанчастью, оснований для привлечения иных медицинских учреждений для оказания медицинской помощи не имелось. Ходатайство о проведении медицинского обследования в связи с применением физической силы иной медицинской организацией от ФИО1 не поступало.

Административные ответчики начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2, заместитель начальника УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

С административным иском ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, в иске им оспаривается бездействие начальника ФКУ СИЗО-1, имевшее место в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ, а также ответ заместителя начальника УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также Федеральный закон N103-ФЗ).

В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Согласно ст.24 Федерального закона № 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками иных медицинских организаций. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.

В силу ст. 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская помощь лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осуществляется в соответствии с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом МЮ РФ от 28.12.2017 № 285 (далее – Порядок), и Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1466 (далее – Правила).

Согласно п.2 указанного Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного с жалобами на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, а также при выявлении медицинским работником, а также другим сотрудником УИС видимых признаков телесных повреждений, травм и отравлений после оказания необходимой медицинской помощи медицинским работником составляется заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений. Заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений составляется в трех экземплярах, один из которых приобщается к медицинской документации пациента, второй - выдается на руки лицу, заключенному под стражу, или осужденному под роспись на первом экземпляре заключения, третий - дежурному помощнику начальника учреждения УИС под роспись на первом экземпляре заключения для направления в личное дело. Если для установления наличия телесных повреждений, травм и отравлений требуется проведение дополнительных обследований и консультаций врачей-специалистов, указанные обследования и консультации назначаются медицинским работником.

На основании пункта 1-3 Правил проведение консультаций врачей- специалистов медицинской организации (далее - консультация) и оказание медицинской помощи иными медицинскими организациями государственной и муниципальной системы здравоохранения осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в случае невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимается, в том числе отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.

Согласно справке врио начальника филиала - врача филиала «Медицинская часть N 10» ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России оказание медицинской помощи ФИО1 осуществляется силами ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 на имя врио начальника СИЗО-1 поступило заявление об отказе от оказания медицинской помощи медицинской организацией УИС, осуществляющей медицинское обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО-1. На медицинские осмотры он не выходит, общее состояние оценивается визуально при ежедневных покамерных проверках.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 применена физическая сила и специальные средства, в связи с чем проведено его медицинское освидетельствование в целях установления телесных повреждений. По результатам освидетельствования установлено: <данные изъяты>, других телесных повреждений выявлено не было; ДД.ММ.ГГГГ в связи с жалобами на боли в груди слева направлен для уточнения диагноза в травмпункт КГБУЗ «Городская поликлиника № 1», куда был доставлен конвоем полиции, в травмпункте ФИО1 было проведено ренгенологическое обследование грудной клетки, признаков <данные изъяты> не выявлено, установлен диагноз: <данные изъяты>. В связи с вновь появившимися жалобами на боль в нижнем отделе левой половины грудной клетки, которые ФИО1 предъявил ДД.ММ.ГГГГ, ему в условиях СИЗО-1 была проведена флюорография органов грудной клетки, заподозрено наличие <данные изъяты>, рекомендована консультация врача-травматолога, составлено новое заключение о медицинском освидетельствовании от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано наличие <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проконсультирован врачом - травматологом - ортопедом КГБУЗ «Городская поликлиника N° 11», проведено дополнительное ренгенологическое обследование грудной клетки, установлен диагноз: <данные изъяты>. С целью уточнения факта наличия перелома ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проведена компьютерная томография органов грудной клетки слева в условиях ФИО9, получено заключение: <данные изъяты>.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой врио начальника филиала - врача филиала «Медицинская часть N 10», медицинской документацией, содержащейся в медицинской карте ФИО1, в том числе заключением о медицинском освидетельствовании от ДД.ММ.ГГГГ, сигнальным листом, справкой травмпункта КГБУЗ «Городская поликлиника № 1, г.Барнаул» от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из медицинской карты КГБУЗ «Городская поликлиника № 1, г.Барнаул» от ДД.ММ.ГГГГ, результатами флюорографического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в условиях МЧ № 10, заключением о медицинском освидетельствовании от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской ФИО10 с протоколом рентгенологического исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением спиральной компьютерной томографии грудной полости; информацией КГБУЗ «Городская поликлиника № 1, г.Барнаул» о проведении в отношении ФИО3 рентгенологического обследования ДД.ММ.ГГГГ, поступившей по запросу суда.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля фельдшер МЧ-10 ФИО8 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он был вызван дежурным СИЗО-1 для освидетельствования ФИО1 на наличие телесных повреждений, ФИО1 был осмотрен визуально, поскольку от более тщательного осмотра он отказался, ФИО1 указал ему на наличие ссадин, которые он осмотрел и подтвердил, других жалоб не поступило. Через несколько минут его попросили осмотреть ФИО1 повторно на предмет ушиба, поскольку от ФИО1 поступили жалобы на боль сбоку, однако ФИО1 от повторного осмотра отказался.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от обвиняемого ФИО1 поступило заявление на имя начальника ФКУ СИЗО-1 об отказе от приема пищи с ДД.ММ.ГГГГ, в качестве основания отказа от приема пищи указано, что ему не проводилось медицинское освидетельствование и не оказана медицинская помощь после применения физической силы и специальных средств ДД.ММ.ГГГГ, требовал проведения медицинского освидетельствования и оказания медицинской помощи медицинскими организациями, за исключением медицинских организаций уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст.42 Федерального закона N 103-ФЗ при установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник места содержания под стражей или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей. В случае обоснованности причин отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи администрация места содержания под стражей принимает меры к удовлетворению предъявленных данным подозреваемым или обвиняемым требований. При отсутствии возможности немедленно выполнить указанные требования подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения и принимаются меры к их удовлетворению. Подозреваемый или обвиняемый, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других подозреваемых и обвиняемых и находится под наблюдением медицинского работника.

Материалами дела подтверждается, что по факту отказа ФИО1 от приема пищи начальником ФКУ СИЗО-1 ФИО2 направлены сообщения от ДД.ММ.ГГГГ исх. № начальнику отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Алтайского края и судье Железнодорожного районного суда г. Барнаула, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело. ДД.ММ.ГГГГ от обвиняемого ФИО1, поступило заявление по факту отказа от ранее объявленной голодовки. За период отказа от приема пищи ФИО1 находился под медицинским наблюдением, что подтверждается актами осмотра, находящимися в медицинской карте административного истца.

Что касается проведения медицинского освидетельствования в связи с применением к административному истцу физической силы, то суд не усматривает незаконного бездействия со стороны административных ответчиков, также как и нарушения его прав по следующим основаниям.

Непосредственно после применения физической силы ФИО1 был визуально осмотрен работником МЧ-10, составлено заключение о медицинском освидетельствовании от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные при осмотре телесные повреждения. На момент осмотра и составления данного заключения заявление от ФИО1 о проведении медицинского освидетельствования иной медицинской организацией не поступало. Заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ не может расцениваться как ходатайство о проведении медицинского освидетельствования иной медицинской организацией, поскольку в данном заявлении он указывал на отказ от медицинских услуг медсанчасти СИЗО-1, т.е. от медицинского обслуживания, а не от медицинского освидетельствования в случае причинения телесных повреждений, что не является тождественным.

Требование о проведении медицинского освидетельствования другой медицинской организацией фактически заявлено им уже после проведения освидетельствования, а именно при объявлении голодовки, после чего со стороны ФКУ СИЗО-1 и ФКУЗ МСЧ-22 приняты меры к повторному обследованию состояния здоровья ФИО1, в том числе и с привлечением иных медицинских организаций (ФИО11, ФИО12), по результатам обследования установлены переломы ребер слева, перелом переднего отрезка 9 ребра слева с минимальным смещением, что отражено в заключении о медицинском освидетельствовании от ДД.ММ.ГГГГ и иной медицинской документации.

Таким образом, административными ответчиками приняты надлежащие меры к установлению и фиксации телесных повреждений, полученных ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

В части требований о признании незаконными действий (бездействия) заместителя начальника УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5 суд также не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России по Алтайскому краю поступило обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он указал на неоказание ему надлежащей медицинской помощи в связи с получением телесных повреждений ДД.ММ.ГГГГ, непроведение медицинского освидетельствования в иной медицинской организации, кроме «Медицинская часть N 10» ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России, сотрудниками которой ему не оказана услуга по зубопротезированию, а также на незаключение ФКУ СИЗО-1 договора на оказание медицинских услуг с иной медицинской организацией.

Заместителем начальника УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5 на указанное обращение ФИО1 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ответу ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 применена физическая сила и специальные средства для отражения нападения и причинения вреда здоровью сотруднику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, после чего проведено медицинское освидетельствование ФИО1, в том числе в целях последующего уточнения диагноза в условиях КГБУЗ «Краевая клиническая больница» проведена компьютерная томография грудной клетки. Также указано, что медицинская помощь лицам, содержащимся в СИЗО, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства медицинскими учреждениями уголовно-исполнительной системы, при этом право выбора медицинской организации при оказании медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, не предоставлено. Протезирование зубов является дополнительной услугой, оказываемой за счет собственных средств обвиняемых и подозреваемых. Питание лиц, содержащихся в следственном изоляторе, производится в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205, устанавливающим минимальные нормы питания, и приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696.

Оценивая законность данного ответа, суд приходит к выводу, что порядок рассмотрения обращения, предусмотренный ст.ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), не нарушен. Обращение ФИО1 рассмотрено уполномоченным должностным лицом в установленные законом сроки (30 дней), по результатам рассмотрения подготовлен мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В части проведения медицинского освидетельствования в связи с применением в отношении ФИО1 физической силы ответ от ДД.ММ.ГГГГ соответствует обстоятельствам, установленным при рассмотрении данного дела, в остальной части основан на нормах действующего законодательства, в частности положений Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом МЮ РФ от 28.12.2017 № 285, Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1466, пункта 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2012 № 406 н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

На основании вышеизложенного суд не находит оснований для признания незаконным бездействия начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2, выразившегося в непринятии мер по проведению медицинского освидетельствования медицинскими работниками иной медицинской организации в период с ДД.ММ.ГГГГ по день подписания административного иска (ДД.ММ.ГГГГ), и бездействия заместителя начальника УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5, выразившегося в игнорировании требований закона при рассмотрении жалобы ФИО1

Таким образом, суд оставляет административный иск без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.К. Ваншейд



Суд:

Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) (подробнее)

Судьи дела:

Ваншейд Анна Константиновна (судья) (подробнее)