Решение от 21 ноября 2022 г. по делу № А56-86947/2022





Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6, http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А56-86947/2022
21 ноября 2022 года
г.Санкт-Петербург



Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2022 года.


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Соколова Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АРМАДА",

заинтересованное лицо – Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,

третьи лица – 1) Администрация Приморского района Санкт-Петербурга;

2) Публичное акционерное общество «Сбербанк России»,

об оспаривании решения от 29.07.2022 по делу №44-2372/22

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности №23/22,

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 25.10.2022 №78/24697,

от третьих лиц – 1) ФИО4 по доверенности №78 от 13.04.2022;

2) ФИО5 по доверенности от 22.03.2022,

установил:


Общество с ограниченной ответственностью «ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АРМАДА» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Управление, УФАС) от 29.07.2022 по делу № 44-2372/22 о нарушении законодательства о контрактной системе.

В судебном заседании представитель заявителя и представитель ПАО «Сбербанк России» поддержали заявленные требования, считая незаконным отказ заказчика в принятии независимой гарантии; представители заинтересованного лица и Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) возражали против удовлетворения заявленных требований, считая оспариваемое решение законным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

16.06.2022 Администрацией размещено извещение об осуществлении закупки №017220000492200118 на право заключения контракта на оказание услуг по охране помещений администрации Приморского района Санкт-Петербурга» (далее – Закупка).

12.07.2022 по результатам проведенного конкурса на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0172200004922000118 Общество признано победителем.

19.07.2022 Обществом подписан проект контракта и размещен на электронной площадке с приложением к нему независимой гарантии №69846XHBONTR 2Q0AQ0QQ8RL от 15.07.2022, выданной ПАО «Сбербанк России».


Заказчик отказал в принятии банковской гарантии, о чем уведомил Общество письмом исх. от 22.07.2022 с обоснованием причин отказа (заключение по независимой гарантии).

На сайте https://zakupki.gov.ru 22.07.2022 размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, в котором содержится информация о том, что участником закупки не выполнено требование ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). В протоколе указано: факт, являющийся основанием для отказа от заключения контракта – заключение по независимой гарантии исх. № 01-19-4402/22-0-0 от 22.07.2022. Данное заключение прикреплено к Протоколу и является его неотъемлемой частью.

23.07.2022 Обществом в Управление направлена жалоба на незаконные действия заказчика.

Решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 29.07.2022 по делу № 44-2372/22 жалоба Общества признана необоснованной.

Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с часть 3 статьи 51 Закона №44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).

В силу положения ч. 6 ст.51 Закона 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;

2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно положениям статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Независимая гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.

На основании статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по независимой гарантии.

Пунктом 2 статьи 374 ГК РФ установлено, что требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.

Согласно статье 376 ГК РФ Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии. Гарант должен уведомить об этом бенефициара в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, указав причину отказа.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Администрация отказала в принятии независимой гарантии по следующим основаниям:

- несоответствие требованиям пункта 7 части 2, части 3, части 8.2 статьи 45 Закона №44-ФЗ.

Как указано в письме исх. № 01-19-4402/22-0-0 (заключение по независимой гарантии), приложенном к протоколу № ППУ20 1 от 22.07.2022 и являющимся его неотъемлемой частью, представленная гарантия не соответствует пункту «а» Дополнительных требований к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1005). Дополнительные требования устанавливают обязательное закрепление в независимой гарантии: права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных независимой гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта.



Представленная Обществом независимая гарантия №69846XHBONTR2Q0AQ0 QQ8RL предусматривает, что требование платежа по настоящей гарантии, составленное по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, должно быть представлено ГАРАНТУ в письменной форме на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: 117997 <...>, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица БЕНЕФИЦИАРА, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан аккредитованным (в соответствии с требованиями законодательства) удостоверяющим центром, направленного по адресу: sberbank@sberbank.ru.

Представление требования об уплате заказным письмом с уведомлением о вручении, либо подписание усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица бенефициара, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан аккредитованным (в соответствии с требованиями законодательства) удостоверяющим центром, Дополнительными требованиями не предусмотрено. Также указано, что положение независимой гарантии противоречит условиям самой гарантии; комиссией заказчика установлено, что пунктом 5.7 контракта предусмотрена оплата аванса за оказанные услуги в декабре 2022 и 2023, однако документ, указанный в п. «б» п. 2 Перечня документов не указан в представленной банковской гарантии.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, признавая жалобу Общества необоснованной, пришла к выводу о правомерности действий заказчика по отказу в принятии независимой гарантии в связи с ее несоответствием требованиям, установленным статьей 45 Закона № 44-ФЗ. Постановлением №1005 не предусмотрено направление требования об уплате заказным письмом с уведомлением о вручении.

Довод заявителя о том, что Протокол о признании его уклонившимся от заключения контракта (опубликовано лишь письмо исх. от 22.07.2022) не размещен в ЕИС отклоняется судом ввиду следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона 44-ФЗ заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Частью 7 статьи 45 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В данном случае Общество в установленный срок проинформировано об отказе в принятии независимой гарантии; Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта размещен в информационной системе 22.07.2022, с указанием на то, что приложенное заключение по независимой гарантии (21.07.2022.pdf, письмо исх.01-19-4402/22-0-0 от 22.07.2022) является неотъемлемой частью Протокола.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества и признания недействительным решения УФАС.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:


В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.


Судья Соколова Н.Г.



Суд:

АС Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (подробнее)

Истцы:

ООО "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АРМАДА" (подробнее)

Ответчики:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (подробнее)

Иные лица:

Арбитражный суд Пермского края (подробнее)
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (подробнее)
ПАО "Сбербанк России" (подробнее)
А56-29406/2022 (подробнее)