Решение от 20 октября 2017 г. по делу № А45-22830/2017/ АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Новосибирск № А45-22830/2017 Резолютивная часть решения принята 16.10.2017 В полном объеме решение изготовлено 20.10.2017 Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Малимоновой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой Т.В., с ведением аудиозаписи судебного процесса, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное управление №2» (ОГРН 1055404019032), г.Новосибирск, к обществу с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ОГРН 1065404021990), г. Новосибирск, об обязании передать документацию на многоквартирный дом, обязании направить уведомление в орган государственного жилищного надзора, о присуждении денежной суммы за неисполнение обязанности по передаче документации, при участии представителей: от истца: Гельм А.А., доверенность от 16.03.2017, паспорт; от ответчика: представитель отсутствует, организация уведомлена в порядке ст. 123 АПК РФ; УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное управление № 2» (далее – истец или ООО «РЭУ № 2») обратилось в суд с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (далее – ответчик или ООО «Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района») передать поименованную в исковом заявлении документацию на многоквартирный дом (далее – МКД), расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Планировочная, 56 и обязании ответчика направить в орган государственного жилищного надзора уведомление об исключении указанного дома из перечня находящихся в его управлении, исключить этот дом на официальных сайтах (www.reformagkh.ru, http://dom.gosuslugi.ru - ГИС ЖКХ) с применением к ответчику на случай неисполнения штрафа (анстрента). Требование истца обосновано тем, что на основании состоявшего общего собрания собственников МКД по адресу: г. Новосибирск, ул. Планировочная, 56, оформленного протоколом от 02.04.2017 по результатам очно-заочного голосования с 25.03.2017 по 02.04.2017, были приняты решения о расторжении договора управления МКД с ООО «Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района» с 30.04.2017, избрании в качестве управляющей организации, осуществляющей деятельность по обслуживанию МКД - ООО «РЭУ-2» и по результатам его избрания 01.05.2017 между ООО «РЭУ-2» собственниками помещений и ООО «РЭУ-2» был заключен договор № 29 управления многоквартирным домом. Требование истца квалифицировано ссылками на статьи 44, 161, 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункты 24, 26 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 с соответствующими изменениями в них, «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416). Поводом для обращения в суд послужило уклонение ООО «Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района» от добровольной передачи от технической документации, необходимой для управления многоквартирным домом по претензии истца от 10.04.2017 № 96 . Надлежаще уведомленный ответчик представителя в суд не направил, отзыва не представил, что в соответствии с положениями ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу. Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные им доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования истца признает подлежащими удовлетворению. Из материалов дела следует в соответствии с решением общего собрания собственников МКД по адресу: г. Новосибирск, ул. Планировочная, 56, оформленного протоколом от 02.04.2017 , принятого собственниками в соответствии с полномочиями по ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющей компанией этого дома избрано ООО «РЭУ-2», с которым 01.05.2017 был заключен договор № 29 управления этим домом. Принятое этим же собранием собственников решение о расторжении с 30.04.2017 договора управления с ООО «Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района» не противоречит положениям ст. ст. 450, 453 ГК и пункту 8.2 статьи 162 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой собственники помещений в МКД вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, в том числе не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 № 7677/11 по делу № А65-11798/2010, сам по себе односторонний отказ собственников помещений многоквартирного дома от исполнения договора с управляющей компанией ни Жилищному кодексу Российской Федерации , ни Гражданскому кодексу Российской Федерации не противоречит. Как указано в данном постановлении, статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону. Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом. Из правовой конструкции договора управления не усматривается особенностей, позволяющих ущемить жилищные права собственников помещений дома по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом. Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления не только в случае, если управляющая компания не выполняет условий договора управления, но и в случае принятия собственниками решения о выборе иной управляющей компании или изменении способа управления данным домом, что согласуется с принципом реализации прав по своему усмотрению и в своих интересах (статьи 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации). При одностороннем расторжении собственниками МКД договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса). Решение общего собрания собственников от 02.04.2017 и договор управления МКД с ООО «РЭУ-2» от 01.05.2017 в установленном порядке недействительными не признаны, указанный договор не расторгнут. В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы выбранной управляющей организации. Перечень документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, определен в пунктах 24 и 26 Правил № 491. Исчерпывающий перечень документов, связанных с управлением многоквартирным домом, нормами действующего законодательства не установлен. Формирование их перечня обусловлено необходимостью соблюдения Правил № Правил 170, разработанных в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 № 1289, и определяющими правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, их содержанию и сохранности в целях обеспечения требований стандартов и порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, установленных Правилами № 416. При этом отсутствие или утрата указанных документации не может являться основанием для прекращения обязанности по ее передаче вновь избранной управляющей компании. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу изложенного суд признает, что установлено, что решение о выборе новой управляющей организации следует рассматривать как реализацию жилищных прав граждан, в данном случае как волеизъявление на отказ от управления домом ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района». Поскольку ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» утратило компетенцию по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Новосибирск, ул. Планировочная, 56, суд, принимая во внимание волеизъявление собственников, признает обоснованными требования истца. Таким образом, с учётом избрания собственниками иной управляющей организации у ответчика отсутствуют правовые основания для удержания технической документации и иных документов на многоквартирный дом по ул. Планировочная, 56 в г. Новосибирске. Иная оценка поведения ответчика по удержанию технической документации и иных документов способствовала бы действиям прежней управляющей организации, направленным на создание препятствий в управлении жилым домом истцом. Поэтому требование истца об обязании ответчика передать документацию на МКД суд признает подлежащим удовлетворению. Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Право лицензиата на управление многоквартирным домом возникает после внесения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта (ч. 4 ст. 198 ЖК РФ). Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru. В соответствии с частыми 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 ст. 198 ЖК РФ вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка). Информация, содержащаяся в системе, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», является официальной. Государственный информационный ресурс системы подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в информационной системе (ст.ст. 13, 14 Федерального Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип законности и достоверности информации (ст. 3 Федерального Закона № 149-ФЗ). Согласно п. 9 ст. 14 Федерального Закона № 149-ФЗ информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы определённые в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации. Поэтому требование истца об обязании ответчика направить заявление в орган государственного жилищного надзора (Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области) уведомление об исключении многоквартирного дома № 56 по ул. Планировочная из перечня многоквартирных домов, являющихся приложением к лицензии ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также исключить вышеуказанный многоквартирный дом из перечня находящихся в его управлении на официальных сайтах (www.reformagkh.ru, http://dom.gosuslugi.ru - ГИС ЖКХ) предназначенных для раскрытия информации управляющими организациями, направлен на обеспечение публичной достоверности об управляющей компании по указанному дому и устранение препятствием для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом вновь избранной управляющей организации. Поэтому указанное требование истца суд признает также подлежащим удовлетворению. Поскольку надлежащая защита нарушенного права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре, суд в соответствии с ч. 1 ст. 308.3 и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» признает обоснованным в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий признает подлежащим удовлетворению заявление истца о присуждении в его пользу денежной суммы (судебной неустойки). на случай неисполнения указанного судебного акта (п. 1 ст. 330 ГК РФ ) с соблюдением принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). В пункте 31 Постановления № 7 разъяснено, что суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре, которая может быть присуждена по заявлению истца, в том числе одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре. При этом присуждение судебной неустойки за исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение, взыскание судебного штрафа на случай неисполнения судебного акта фактически имеет цель компенсации за ожидание исполнения судебного акта, оснований полагать, что целью взыскания астрента является обогащение взыскателя (истца) не имеется. Судом учитывается также, что ответчиком не представлено доказательств причин неисполнения обязанностей, в отношении исполнения которых суд признал требования истца законными и обоснованными, не представил доказательств невозможности исполнения решения суда в срок, который просил установить истец в исковом заявлении, не представил доказательств чрезмерности предъявленного судебного штрафа. При определении размера судебного штрафа судом учитывается, что возложенные на ответчика обязанности не исполняются в течение длительного периода, нарушение им указанных обязанностей влечет неблагоприятные последствия не только для истца, но и для собственников объектов недвижимости в многоквартирном доме, т.к. новая управляющая компания не имеет возможности исполнять необходимый объем своих обязанностей в полном объеме, прежняя управляющая компания (ответчик) эти обязанности исполнять не вправе и фактически их, по пояснению истца, не опровергнутому ответчиком не исполняет, официальный информационный ресурс содержит недостоверные данные об управляющей компании многоквартирным домом по адресу: г. Новосибирск, ул. Планировочная, 56. Поэтому суд признает возможным установить судебный штраф в сумме 10 000 руб. за каждый день просрочки неисполнения судебного акта, установив срок его исполнения в течение 5-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, в соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» ответчик, полагающий, что не сможет по уважительным причинам исполнить судебный акт в установленный срок, вправе ходатайствовать в суде о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Такое ходатайство может быть заявлено на любой стадии процесса. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 174, 176, 308.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Требования общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное управление №2» по делу № А45-22830/2017 удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ОГРН 1065404021990), г. Новосибирск в течение 5-ти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу: 1. Передать обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное управление №2» (ОГРН 1055404019032), г. Новосибирск следующие документы: - технический паспорт на многоквартирный дом, содержащий актуальную информацию; - документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (за весь период управления); - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям (за 2016-2017 гг.); - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду (за 2016-2017 г.); - копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; - выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; - списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; - договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - оригиналы (либо копии) решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; - лицевые счета по каждому помещению, на электронном и бумажном носителях, включающие в себя сведения (но не исключительно) о площади квартиры, количестве проживающих, данные о наличии либо отсутствии индивидуальных приборов учета (при наличии последние показания, дату ввода в эксплуатацию и дату последней поверки); - план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями расположенными на нем; - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; - паспорта на индивидуальные приборы учета, акты поверки приборов учета и сдачи в эксплуатацию; - журналы заявок жителей; - протоколы измерения сопротивления электросетей; - протоколы измерения вентиляции; - поквартирные карточки и карточки регистрации (действующие и архив). 2 Направить в орган государственного жилищного надзора (Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области) уведомление об исключении многоквартирного дома № 56 по ул. Планировочная из перечня многоквартирных домов, являющихся приложением к лицензии ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ОГРН 1065404021990), г. Новосибирск на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также исключить вышеуказанный многоквартирный дом из перечня находящихся в управлении ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ОГРН 1065404021990), г. Новосибирск на официальных сайтах (www.reformagkh.ru, http://dom.gosuslugi.ru - ГИС ЖКХ) предназначенных для раскрытия информации управляющими организациями. 3. В случае неисполнения обществом с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» решения суда в течение 5-ти рабочих дней с момента его вступления в законную силу направив соответствующие запросы взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ОГРН 1065404021990), г. Новосибирск в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное управление №2» (ОГРН 1055404019032), г. Новосибирск компенсацию за ожидание исполнения денежную сумму (астрент) в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения соответствующих обязательств по передаче технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом № 56 по ул. Планировочная документации и по исключению из перечня многоквартирных домов, являющихся приложением к лицензии ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ОГРН 1065404021990), г. Новосибирск на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, по исключению из перечня находящихся в управлении многоквартирных домов на официальных сайтах (www.reformagkh.ru, http://dom.gosuslugi.ru - ГИС ЖКХ) 4. Взыскать с ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ОГРН 1065404021990), г. Новосибирск в пользу ООО «Ремонтно-эксплуатационное управление № 2» (ОГРН 1055404019032), г. Новосибирск возмещение расходов по государственной пошлине в сумме 12 000 руб. 00 коп. Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, дом 24) . В Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625000, г. Тюмень, ул. Ленина, 74) решение может быть обжаловано при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области. Судья Л.В. Малимонова Суд:АС Новосибирской области (подробнее)Истцы:ООО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2" (ИНН: 5404244700 ОГРН: 1055404019032) (подробнее)Ответчики:ООО "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (ИНН: 5404269334 ОГРН: 1065404021990) (подробнее)Судьи дела:Малимонова Л.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |