Решение от 29 марта 2024 г. по делу № А31-7445/2021АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2 http://kostroma.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А31-7445/2021 г. Кострома 29 марта 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2024 года Полный текст решения изготовлен 29 марта 2024 года Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Хохряковой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Минское» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании отсутствующим права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 в части наложения границ данных земельных участков на земельный участок лесного фонда, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН <***>, ОГРН <***>), управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), департамент лесного хозяйства по Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН <***>), областное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заказник «Сумароковский» (ИНН <***>, ОГРН <***>), областное государственное казенное учреждение «Костромское лесничество» (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в судебном заседании представителей : от истца – не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика – ФИО2, доверенность от 21.11.2022, (посте перерыва - не явился); от ДЛХ Костромской области – ФИО3 по доверенности от 06.07.2023 №25 (посте перерыва - не явился) третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом, департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее – истец, Департамент) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Минское» (далее – ответчик, Общество, ООО «Минское») о признании права собственности ООО «Минское» на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 отсутствующим, об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 в части наложения границ земельных участков на земли лесного фонда в координатах поворотных точек границ. Исковые требования со ссылкой на положения статей 214, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 7, 8, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федеральный закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ), статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) мотивированы нарушением прав Российской Федерации в области лесных отношений, поскольку, по мнению истца, спорные земельные участки фактически входят в состав земель лесного фонда, безосновательно были включены ТУ Росимущества в Костромской области в состав земель сельскохозяйственного назначения и в последующем проданы Обществу. Определением Арбитражного суда Костромской области от 04.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее – Управление), управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, департамент лесного хозяйства по Костромской области (далее – ДЛХ Костромской области). Определением Арбитражного суда Костромской области от 03.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (далее – ФГБУ «Рослесинфорг»). Определением Арбитражного суда Костромской области от 16.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз). Определением Арбитражного суда Костромской области от 08.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное казенное учреждение «Костромское лесничество» (далее – Лесничество), областное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заказник «Сумароковский» (далее - Учреждение). Впоследствии департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее – истец) уточнил исковые требования (08.11.2022), просил суд: 1) признать право собственности ООО «Минское» на земельный участок с кадастровым номером 44:07:072002:209 отсутствующим в части наложения на земельный участок из состава земель лесного фонда (выдела 18 квартала 3 ОПХ Минское Костромского участкового лесничества Костромской области), площадью пересечения 1055 кв.м в координатах поворотных точек указанных границ: № точки X Y 1 282908,37 1221904,61 2 282909,04 1221905,54 3 282767,00 1221955,80 4 282762,82 1221948,30 5 282860,46 1221914,40 1 282908,37 1221904,61 2) признать право собственности ООО «Минское» на земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:406 отсутствующим в части наложения на земельный участок из состава земель лесного фонда (выдела 2, 3 квартала 4 Костромского участкового лесничества Костромской области), площадью пересечения 2791 кв.м в координатах поворотных точек указанных границ. № точки X Y Контур 1 1 281488,94 1218227,18 2 281542,21 1218255,91 3 281509,71 1218249,73 4 281491,18 1218238,69 1 281488,94 1218227,18 Контур 2 5 281627,51 1218233,37 6 281701,73 1218389,28 7 281702,29 1218390,50 8 281698,52 1218393,76 9 281676,10 1218384,91 10 281621,87 1218235,97 5 281627,51 1218233,37 3) указать в решении суда, что данное решение будет являться самостоятельным основанием для исключения из границ земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:209 площади пересечения с землями лесного фонда выдела 18 квартала 3 ОПХ Минское Костромского участкового лесничества Костромской области) в координатах поворотных точек указанных границ; № точки X Y 1 282908,37 1221904,61 2 282909,04 1221905,54 3 282767,00 1221955,80 4 282762,82 1221948,30 5 282860,46 1221914,40 1 282908,37 1221904,61 4) указать в решении суда, что данное решение будет являться самостоятельным основанием для из границ земельного с кадастровым номером 44:07:072001:406 площади пересечения с землями лесного (выдела 2, 3 квартала 4 Костромского участкового лесничества Костромской области) в координатах поворотных точек указанных границ: № точки X Y Контур 1 1 281488,94 1218227,18 2 281542,21 1218255,91 3 281509,71 1218249,73 4 281491,18 1218238,69 1 281488,94 1218227,18 Контур 2 5 281627,51 1218233,37 6 281701,73 1218389,28 7 281702,29 1218390,50 8 281698,52 1218393,76 9 281676,10 1218384,91 10 281621,87 1218235,97 5 281627,51 1218233,37 В представленных возражениях (от 15.09.2021, от 23.03.2022) истец указал, что права на спорные участки возникли у ответчика после 2016 года, что свидетельствует об отсутствии оснований для приведения сведений государственного лесного реестра со сведениями ЕГРН и применения правила «лесной амнистии», исковая давность на требование о признании права отсутствующим не распространяется. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка. При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства. В представленном отзыве от 03.08.2021 и дополнениях к нему ответчик в удовлетворении исковых требований просил отказать, указал на пропуск срока исковой давности по заявленному требованию. Пояснил, что спорные земельные участки до момента выкупа находились в аренде у ООО «Минское» на основании договора аренды от 24.04.2008 № 261 в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2022 № 1. земельные участки с момента их образования находились в собственности Российской Федерации и имели категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается кадастровыми паспортами на земельные участки от 10.03.2010. Считает, что оснований для отнесения спорных участков к землям лесного фонда нет; земельные участки свободны от прав третьих лиц, основания полагать, что спорные земельные участки входят в границы земель лесного фонда отсутствуют, данный факт подтверждается выписками из ЕГРН (дополнения от 06.12.2021). ДЛХ Костромской области представил отзыв (исх. от 25.06.2021 № ЮР/5086) и дополнительные пояснения к нему, исковые требования просил удовлетворить. Представил копию приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2016 №550 «Об установлении границ Костромского лесничества в Костромской области». Управление представило отзыв (исх. от 09.07.2021 № 33-ЕК-07/13454), в котором указало, что в настоящий момент земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:406, 44:07:072002:209 находятся в собственности ООО «Минское», решение по делу оставило на усмотрение суда. До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. От ответчика поступили дополнительные пояснения и документы по делу (22.01.2024). Указал, что сведения о границах Костромского лесничества Костромской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости 02.10.2023, реестровый номер 44:00-15.21. Согласно выпискам из ЕГРН спорные земельные участки не обременены правами третьих лиц, в зоны с особыми условиями использования (земли лесного фонда) не входят. В оказательство отсутствия пересечений с землями лесного фонда представил запрос ООО «Минское» №01 от 29.11.2023 в ПКК «Роскадастр» и ответ на него от 15.12.2023 № 10-0710/23, согласно которому пересечение с землями Костромского лесничества отсутствуют. В судебном заседании представитель ООО «Минское» возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель ДЛХ Костромской области ранее приведенные доводы поддержал. Иные участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 07.10.2022 объявлялся перерыв до 05.02.2024. После перерыва судебное заседание продолжено 05.02.2024 в 15 час. 35 мин., стороны и третьи лица явку представителей не обеспечили. Каких-либо ходатайств, возражений, документов от сторон после перерыва в судебном заседании не поступило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает спор в отсутствие представителей сторон и третьих лиц. Изучив представленные в дело доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства по делу. 25.11.2004 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда общей площадью 250345315 кв.м. с кадастровым номером 44:07:000000:551, расположенный по адресу: Костромская область, Костромской район, Костромской сельский лесхоз, расположен в юго-западной части Костромской области на территории Костромского административного района (свидетельство о государственной регистрации нрава от 14.07.2015 № 44-АБ № 825754, выданное взамен свидетельств о государственной регистрации права от 12.09.2012, 01.10.2012, 18.10.2012, 18.11.2013, 17.02.2014, 29.06.2015, запись о регистрации от 25.11.2004 № 44-01,07-41.2004-3481). 28.04.2004 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве собственности Российской Федерации внесена запись №44-01.21-41.2004-701 о том, что земельный участок с кадастровым номером 44:00:000000:27 находится в собственности Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда (Караваевское лесничество, квартал 8, выдел 2), что подтверждается представленным в дело свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2015. 13.09.2007 в государственный земельный кадастр внесены сведения о постановке на учет земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 27336454,84 кв.м. с кадастровым номером 44:07:000000:0464, расположенного относительно ориентира ОПХ «Минское», Костромская область, район Костромской, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (кадастровый паспорт земельного участка от 13.09.2007 №07/07/-3600). 24.04.2008 ТУ Росимущества по Костромской области земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:0464 передан по договору аренды №261 организации научного обслуживания опытно-производственное хозяйство «Минское» в целях сельскохозяйственного производства. Впоследствии на основании распоряжения ТУ Росимущества в Костромской области от 07 апреля 2011 года № 279 из земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:464 были выделены земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406, площадью 262220 +/- 1792, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. 12.05.2011 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости. свидетельствами о государственной регистрации права (записи о регистрации от 12.05.2011 №44-44-01/042/2011-142, №44-44-01/042/2011-127 . Дополнительным соглашением от 12.03.2012 № 1 стороны внесли изменения в предмет договора аренды. Арендатор принял в аренду земельные участки, в том числе: - с кадастровым номером 44:07:072002:209, общей площадью 22691 кв.м, с местоположением: примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира ОМЗ № 094, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, д. Руболдино, - с кадастровым номером 44:07:072001:406, общей площадью 117522 кв.м, с местоположением: примерно в 200 м по направлению на восток от ориентира ОМЗ № 039, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, д. Становщиково (Минский с/с). ООО «Минское» обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406. ТУ Росимущества письмом от 28.07.2015 г. № 3838 отказало ООО «Минское» в выкупе земельных участков. Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.02.2016 по делу №А31-9502/2015 указанный отказ ТУ Росимущества признан недействительным, суд обязал заключить договор купли-продажи земельных участков. В соответствии с договорами купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 18.08.2016, 06.10.2016, заключенными между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (продавец) и ООО «Минское» (покупатель), продавец передал в собственность, а покупатель принял и оплатил земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства. 17.11.2016 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве собственности ООО «Минское» на земельный участок общей площадью 121646 +/- 1221 кв.м. с кадастровым номером 44:07:072001:406, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ОМЗ № 039. Участок находится примерно в 200 м, по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, д. Становщиково (Минский с/с) (запись о регистрации от 17.11.2016 № 44-44/001-44/001/019/2016-8547/2). 20.10.2016 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве собственности ООО «Минское» на земельный участок общей площадью 22484 +/- 525 кв.м. с кадастровым номером 44:07:072002:209, местоположение: Костромская область, Костромской район, д. Руболдино (запись о регистрации от 20.10.2016 № 44-44/001-44/001/019/2016-4619/2). Согласно доводам иска в результате проведенной Рослесхозом проверки определены участки, которые по данным государственного лесного реестра расположены на землях лесного фонда и одновременно являются землями сельскохозяйственного назначения в соответствии со сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. В соответствии с заключениями № 1 и № 3 ФГБУ «Рослесинфорг», доводами ДЛХ Костромской области границы земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:406 пересекаются с землями лесного фонда выдела 2, 3 квартала 4 Костромского участкового лесничества Костромского лесничества Костромской области (участок земель лесного фонда с кадастровым номером 44:00:000000:27), площадь пересечения – 2 791 кв.м; границы земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:209 пересекаются с землями лесного фонда выдела 18 квартала 3 ОПХ Минское Костромского участкового лесничества Костромского лесничества Костромской области (участок земель лесного фонда с кадастровым номером 44:07:000000:551), площадь пересечения – 1055 кв.м. Истец, ссылаясь на необходимость устранения двойного учета одних и тех же объектов недвижимости (земельных участков) и их разную категорию назначения, в целях устранения указанного несоответствия обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском о признании отсутствующим права собственности ООО «Минское» на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406. Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам. Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218 сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона № 218- ФЗ). В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Закона № 218 в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221) состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 3 статьи 45 Закона № 221). В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 221 государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте. Согласно пункту 6 статьи 47 закона № 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда. Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования. В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. При этом государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ. В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории. В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков с составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса. Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016. Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в реестре над сведениями государственного лесного реестра. Земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:464, равно как и выделенные впоследствии из него земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406, поставлены на кадастровый учет до 01.01.2016. 24.10.2022 по запросу суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области представило материалы межевого дела земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406. В материалы межевого дела представлен протокол совещания от 01.12.2009 №1 по вопросу постановки на кадастровый учет лесных участков, сформированных при выполнении кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:464, и внесении изменений в государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данные участки. Из содержания протокола следует, что в ходе межевания земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:464 были выявлены факты двойной регистрации лесных участков и земельных участков сельскохозяйственного назначения. Впоследствии в связи с необходимостью разграничения прав на данные земельные участки уточнены результатам межевания земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:464, а также доработаны межевые планы на сформированные земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406. Из имеющихся в материалах межевого дела актов согласования границ земельных участков следует, что при межевании земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:464 и выделении земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 их границы согласовывались, в том числе с представителями органа кадастрового учета, Департамента лесного хозяйства Костромской области, ОГКУ «Костромское лесничество», ОАО «Минское», ТУ Росимущества, Минского сельского поселения. Акты согласования границ земельных участков подписаны представителями уполномоченных органов без замечаний, в том числе относительно местоположения границ сформированных земельных участков. Впоследствии на указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм сведения, включенные в ЕГРН 02.03.2010 в отношении земельных участков 44:07:072002:209, 44:07:072001:406, имеют приоритет над сведениями государственного лесного реестра. Спорные земельные участки с момента их образования находились в собственности Российской Федерации и имели категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства; в настоящее время приобретены в собственность ООО «Минское» и используются им в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Изучив представленные в дело документы, суд, вопреки доводам Департамента, не усматривает, что имеющиеся в деле материалы лесоустройства содержат достаточные и достоверные сведения о наложении площадей земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 на земли лесного фонда. Ссылку истца на заключения ФГБУ «Рослесинфорг» №1, №3 суд отклоняет. Согласно представленным в дело документам 02.10.2023 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах Костромского лесничества Костромской области (реестровый номер 44:00-15.21). В представленном Обществом ответе публично-правовой компании «Роскадастр» по Костромской области от 15.12.2023исх № 10-0710/23 указано, что пересечений земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 с границами Костромского лесничества Костромской области, реестровый номер 44:00-15.21 не выявлено. Данные обстоятельства Департаментом не оспорены, ходатайство о проведении судебной экспертизы (несмотря на неоднократные предложения суда) истцом не заявлено, иных обстоятельств, которые бы могли повлиять на выводы суда, не приведено (статья 65 АПК РФ). С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет из земель сельскохозяйственного фонда. Принимая во внимание, что границы и площадь участков определены в соответствии с нормами земельного законодательства, и надлежащих доказательств наложения границ участков на участок земель лесного фонда истцом не предоставлено, оснований для удовлетворения притязаний ДЛХ ЦФО не имеется. Кроме того, суд полагает, что в рассматриваемом случае ДЛХ ЦФО избран ненадлежащий способ защиты права. В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В статье 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется и иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Из смысла положений статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ следует, что условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком. При этом реализация предусмотренных законом способов защиты гражданских прав путём предъявления иска в арбитражный суд возможна только в том случае, когда такое обращение в суд способно восстановить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В абзаце четвёртом пункта 52 Постановления № 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путём признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путём предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и не может заменять собой специальные иски (виндикационный, негаторный, о признании права) поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами. Вместе с тем, истец применительно к указанным нормам права, разъяснениям высшей судебной инстанции, не обосновал невозможность защиты нарушенного (оспариваемого права) иными предусмотренными законодательством способами. Из указанных положений следует, что иск о признании права отсутствующим является возможным способом защиты права в случаях, когда регистрация права на один и тот же объект недвижимости за разными лицами (устранение неопределенности в отношении правообладателя имущества), государственная регистрация права на движимое имущество как на объект недвижимости (устранение неопределенности в отношении свойств объекта прав). При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца. Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету. С учетом обстоятельств настоящего спора суд пришел к выводу о том, что истец, ссылаясь на наложения границ участков лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406, фактически просит установить новую границу земельных участков. В части 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, который направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Следовательно, в рассматриваемой ситуации при наличии между сторонами, по сути, межевого спора, иск о признании отсутствующим права собственности ООО «Минское» на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072002:209, 44:07:072001:406 (в площади пересечения) является ненадлежащим способом защиты права. При данных обстоятельствах требования Департамента удовлетворению не подлежат. В связи с отказом в удовлетворении основного требования истца, производные требования об исключении из границ земельных участков площади пересечения с землями лесного фонда удовлетворению также не подлежат. Вопрос о распределении государственной пошлины по делу суд не рассматривает, поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден (часть 3 статьи 110 АПК РФ). Руководствуясь статьями 110, 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Костромской области в течение месяца с момента принятия решения. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Судья О.В. Хохрякова Суд:АС Костромской области (подробнее)Истцы:ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (ИНН: 7705782230) (подробнее)Ответчики:ООО "МИНСКОЕ" (ИНН: 4414007657) (подробнее)Иные лица:Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771) (подробнее)ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: 4401071292) (подробнее) УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: 4401050246) (подробнее) ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОСТРОМСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО" (ИНН: 4414000429) (подробнее) Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН: 7705598840) (подробнее) ОГБУ "Государственный природный заказник "Сумароковский" (подробнее) ФГБУ "Рослесинфорг" (подробнее) Судьи дела:Хохрякова О.В. (судья) (подробнее)Судебная практика по:Добросовестный приобретательСудебная практика по применению нормы ст. 302 ГК РФ |