Решение от 13 марта 2024 г. по делу № А24-5558/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации Дело № А24-5558/2023 г. Петропавловск-Камчатский 13 марта 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 13 марта 2024 года. Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Т.А. Арзамазовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683003, <...>) к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальному учреждению (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683001, <...>) о взыскании 7 084,79 руб. излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, при участии в заседании: от истца: представитель ФИО2 (паспорт, доверенность от 10.01.2024, со специальными полномочиями, сроком по 31.12.2024, диплом), от ответчика: представитель ФИО3 (паспорт, доверенность от 09.01.2024, со специальными полномочиями, сроком по 31.12.2024, диплом), отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальному учреждению (далее – ответчик) о взыскании 7 084,79 руб. излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения. Обосновывая заявленные исковые требования, истец по тексту искового заявления сослался на выявление в ходе проведения выездной проверки фактов излишне понесенных расходов в связи с назначением и выплатой застрахованным лицам – работникам ответчика пособий по временной нетрудоспособности. Считает, что ответчиком в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ « «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) излишне включены в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, суммы материальной помощи, поименованные в подпункте 11 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации. Пояснил, что по результатам проверки принято решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения, которое направлено в адрес ответчика. Поскольку до настоящего времени спорная сумма ответчиком не перечислена, просит взыскать ее с ответчика в судебном порядке. Ответчик в письменном отзыве на исковое заявление, поддержанном представителем в судебном заседании, по требованиям истца возразил. Пояснил, что материальная помощь муниципальному служащему не зависит от итогов оценки результатов труда муниципального служащего, выплачивается за отчетный период в пределах фонда оплаты труда и устанавливается в процентах от должностного оклада муниципального служащего. В этой связи настаивает на том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, является элементом оплаты труда и подлежит включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в полном объеме. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее. 22.08.2022 истцом принято решение о проведении выездной проверки ответчика на предмет полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, за период с 01.01.2019 по 31.12.2021. В ходе проверки истец пришел к выводу о наличии фактов излишнего несения расходов в отношении следующих застрахованных лиц: 1) ФИО4, листок нетрудоспособности от 16.03.2020 № 342258117232, сумма излишне понесенных расходов составила 175,36 руб.; 2) ФИО5, листок нетрудоспособности от 20.01.2021 № 910053798091, сумма излишне понесенных расходов составила 175,40 руб.; 3) ФИО6, листок нетрудоспособности от 28.02.2020 № 375072032376, сумма излишне понесенных расходов составила 26,28 руб.; 4) ФИО5, листок нетрудоспособности от 29.07.2021 № 382986206497, сумма излишне понесенных расходов составила 96,47 руб.; 5) ФИО7, листок нетрудоспособности от 07.12.2021 № 910095276246, сумма излишне понесенных расходов составила 142,48 руб.; 6) ФИО8, листок нетрудоспособности от 12.07.2021 № 910072448710, сумма излишне понесенных расходов составила 102,40 руб.; 7) ФИО9, листок нетрудоспособности от 26.03.2019 № 322796188453, сумма излишне понесенных расходов составила 2 136,06 руб.; 8) ФИО9, листок нетрудоспособности от 19.11.2021 № 910092376847, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.; 9) ФИО10, листок нетрудоспособности от 18.08.2021 № 910077165612, сумма излишне понесенных расходов составила 197,28 руб.; 10) ФИО10, листок нетрудоспособности от 21.01.2021 № 910053949006, сумма излишне понесенных расходов составила 65,76 руб.; 11) ФИО11, листок нетрудоспособности от 30.12.2020 № 910051742787, сумма излишне понесенных расходов составила 197,28 руб.; 12) ФИО12, листок нетрудоспособности от 24.09.2020 № 910037201607, сумма излишне понесенных расходов составила 186,32 руб.; 13) ФИО13, листок нетрудоспособности от 11.10.2019 № 331130619682, сумма излишне понесенных расходов составила 120,56 руб.; 14) ФИО14, листок нетрудоспособности от 02.08.2019 № 331118668941, сумма излишне понесенных расходов составила 67,50 руб.; 15) ФИО14, листок нетрудоспособности от 15.08.2019 № 322805370717, сумма излишне понесенных расходов составила 72,27 руб.; 16) ФИО15, листок нетрудоспособности от 02.02.2021 № 910056456599, сумма излишне понесенных расходов составила 32,85 руб.; 17) ФИО16, листок нетрудоспособности от 10.03.2020 № 351564137800, сумма излишне понесенных расходов составила 49,32 руб.; 18) ФИО13, листок нетрудоспособности от 26.07.2019 № 388416165100, сумма излишне понесенных расходов составила 295,92 руб.; 19) ФИО13, листок нетрудоспособности от 14.01.2021 № 910053266202, сумма излишне понесенных расходов составила 54,80 руб.; 20) ФИО13, листок нетрудоспособности от 16.03.2020 № 910022326460, сумма излишне понесенных расходов составила 43,84 руб.; 21) ФИО17, листок нетрудоспособности от 05.07.2021 № 910071384240, сумма излишне понесенных расходов составила 98,64 руб.; 22) ФИО18, листок нетрудоспособности от 24.05.2021 № 375611163881, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.; 23) ФИО17, листок нетрудоспособности от 12.04.2019 № 322796462564, сумма излишне понесенных расходов составила 76,72 руб.; 24) ФИО17, листок нетрудоспособности от 26.03.2020 № 342258145557, сумма излишне понесенных расходов составила 43,84 руб.; 25) ФИО17, листок нетрудоспособности от 16.06.2020 № 910029045919, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.; 26) ФИО19, листок нетрудоспособности от 15.11.2021 № 910091562536, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.; 27) ФИО4, листок нетрудоспособности от 25.06.2020 № 358944064911, сумма излишне понесенных расходов составила 295,92 руб.; 28) ФИО20, листок нетрудоспособности от 19.01.2021 № 910053641010, сумма излишне понесенных расходов составила 164,40 руб. Общая сумма излишне понесенных расходов в связи с назначением пособия по временной нетрудоспособности составила 5 540,59 руб. Кроме того, установлен факт излишне понесенных расходов в связи с назначением и выплатой ФИО14 пособия по беременности и родам на сумму 1 544,20 руб. По результатам проверки истцом оформлен акт выездной проверки от 21.12.2022 № 41002280001746, а также решение от 07.02.2023 № 41002280001749 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения. 10.04.2023 истцом в адрес ответчика направлено требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в срок до 10.05.2023. До настоящего времени указанные расходы ответчиком не возмещены, в связи с чем истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением. Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам. Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Частью 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Под страхователями понимаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В силу статьи 5 Закона № 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В подпункте 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. К видам страхового обеспечения отнесены пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам(подпункты 5,7 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ). В пункте 1 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ). Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются положениями Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ранее сокращенный как Закон № 255-ФЗ). Согласно части 1 статьи 1.3 Закона № 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе, временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 названного Федерального закона (часть 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В силу части 1 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. По смыслу приведенных норм объектом правонарушения будут выступать общественные отношения, возникающие в связи с назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ). Следовательно, излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ являются убытками, понесенными истцом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176). Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки истец пришел к выводу о неверном исчислении ответчиком пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, повлекшим излишнее несение расходов на выплату страхового обеспечения в размере 7 084,79 руб. Ответчик с выводами истца не согласился, настаивая на необходимости исчисления спорных пособий исходя из сумм денежного содержания муниципального служащего без каких-либо исключений. Оценивая выводы истца, суд исходит из того, что согласно части 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи). В силу части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). На основании части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года). Исходя из действующих положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период. Как установлено судом, применительно к рассматриваемому случаю речь идет именно о применении подпункта 11 пункта 1 статьи 422 Кодекса. Данная норма императивна и возможность ее применения не поставлена в зависимость от включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного или муниципального служащего либо выплаты отдельной материальной помощи за особые заслуги или по иным основаниям. Следовательно, материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, на основании пункта 28 статьи 217 Кодекса и подпункта 11 пункта 1 статьи 422 Кодекса в настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в пределах 4 000 рублей на одного работника за календарный год (налоговый период). Доводы ответчика об обратном основаны на неверном применении норм материального права. Судебная практика, приведенная ответчиком в обоснование позиции в письменном отзыве, не может быть принята судом во внимание, поскольку не касается порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в отношении муниципальных служащих. Согласно расчетам истца нарушение ответчиком порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за проверяемый период повлекло завышение затрат на выплату страхового обеспечения на сумму 7 084,79 руб. Представленные расчеты судом проверены, являются правильными. Ответчик расчеты истца не оспаривал, контрасчет размера излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения не представил. Прочие доводы сторон судом не оцениваются как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора. Учитывая, что до настоящего времени возмещение излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения ответчиком не осуществлено, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере. Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку обе стороны освобождены от ее уплаты. Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Взыскать с Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю 7 084 (семь тысяч восемьдесят четыре) рубля 79 копеек излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Судья Т.А. Арзамазова Суд:АС Камчатского края (подробнее)Истцы:Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН: 4101121182) (подробнее)Ответчики:Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН: 4101172701) (подробнее)Судьи дела:Арзамазова Т.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |