Решение от 6 марта 2024 г. по делу № А44-6641/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020 Именем Российской Федерации «06» марта 2024 года город Великий Новгород Дело № А44-6641/2023 Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 06 марта 2024 года. Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Крашенинникова С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее заявитель, ИП ФИО2) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее Новгородское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) о признании решения № 053/06/33-445/2023 незаконным, третьи лица Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее ГОБУЗ «НОКБ», заказчик), Государственное областное казенное учреждение «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (далее ГОКУ МЦ «Резерв»), при участии в судебном заседании: от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом; от антимонопольного органа: ФИО3 представитель по доверенности № 661 от 20.12.2023 (участие посредством веб-конференции), от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом; ИП ФИО2 обратился в Арбитражный суд Новгородской области (далее суд) с заявлением к Новгородскому УФАС России о признании решения № 053/06/33-445/2023 от 18.08.2023 незаконным. Определением суда от 20.11.2023 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ГОБУЗ «НОКБ» и ГОКУ МЦ «Резерв». Определением от 19.12.2023 суд назначил дело к судебному разбирательству. Определением суда от 23.01.2024 рассмотрение дела отложено. В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.02.2024 по 28.02.2024. В судебном заседании представитель Управления в удовлетворении требований просил отказать. Исследовав материалы дела, суд полает, что заявление не подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела 09.08.2023 на официальном сайте государственных закупок размещено извещение № 0850200000423001224 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: перчаток медицинских (далее аукцион), проводимого заказчиком ГОБУЗ «НОКБ» и уполномоченным учреждением ГОКУ МЦ «Резерв». 11.08.2023 года в Управление поступила жалоба ИП ФИО2 на описание объекта закупки, рассмотрев которую Управление вынесло решение №053/06/33-445/2023 от 18.08.2023 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе, признав жалобу необоснованной. Считая вынесенное решение недействительным, заявитель обратился в суд. Как следует из оспариваемого решения, предметом жалобы было описание объекта закупки, изложенное в Приложении № 1 к извещению о проведении электронного аукциона по позициям 2 и 8. Так, согласно позиции 2 Описания объекта закупки «Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара» для перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных установлен показатель «толщина (одинарная) в области пальцев» и минимальное значение показателя «0,08мм» с обоснованием использования такого показателя – для механической прочности, а также показатель «ГОСТ Р 52239-2004» и его значение, которое не может изменяться – «соответствие» (л.д.16). По позиции 8 Описания объекта закупки «Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара» (далее Описание) для перчаток хирургических синтетических (двойные, с цветовой индикацией прокола) установлен показатель «внешние перчатки одеты на внутренние» и показатель, который не может изменяться – «соответствие» с обоснованием использование такого показателя – для возможного быстрого асептического надевания на руки при экстренных и неотложных операциях (л.д.20). Согласно статье 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Следовательно, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Так, для перчаток по позиции 2 в аукционной документации установлен минимальный показатель толщины 0,08 мм, обоснованный необходимостью механической прочности, что соответствует ГОСТу 32337-2013 "Перчатки медицинские диагностические нитрильные. Технические требования", согласно которому установлена толщина на ладони и пальцах для гладких и текстурированных участков в размере не менее 0,05мм. Как полагает заявитель, указывая по позиции 2 соответствие товара ГОСТ Р 52239-2004, установление меньшей толщины (0,08мм), чем определено в ГОСТ Р 52239-2004 (0,11 мм), неправомерно. Действительно, согласно ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 № 104-ст, толщина одной стенки перчатки, измеренная, как описано выше, должна быть не менее 0,08 мм для гладкой и 0,11 мм - для текстурированной поверхности. При этом, указание такого показателя как ГОСТ Р 52239-2004 и значения для него в виде соответствия не свидетельствует о том, что для толщины перчаток должен применяться показатель именно из этого ГОСТа Р 52239-2004. О таком выводе может свидетельствовать заполнение графы «Обоснование использование заказчиком показателей, отличных от требований ГОСТ» по позиции 2 для показателя «толщина (одинарная) в области пальцев». Относительно характеристики товара «внешние перчатки надеты на внутренние» по позиции 8, установленного заказчиком в Описании, с обоснованием использование такого показателя – для возможного быстрого асептического надевания на руки при экстренных и неотложных операциях, суд исходит из вышеуказанных положений о праве заказчика указать характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Как полагает ИП ФИО2, такая характеристика товара не позволяет удостовериться в целостности внутренней перчатки до работы, что мешает выполнять Правила по охране труда в медицинских организациях, увеличивает время надевания медицинских перчаток, усложняет процедуру проверки и является бессмысленным, не имеющим практической целесообразности и ведущим к ограничению числа участников. Как следует из Описания, для рассматриваемого показателя даны такие обоснования использование заказчиком показателей, отличных от требований ГОСТ, как необходимость возможного быстрого асептического надевания на руки при экстренных и неотложных операциях. Согласно документации, перчатки хирургические синтетические (двойные, с цветовой индикацией прокола) являются специализированными и применяются во время хирургических операций, когда хирургу необходимо экстренно надеть такие перчатки с минимальным контактом медперсонала с их поверхностью. При вскрытии упаковки можно надеть сразу две пары перчаток, экономя время и не допуская контаминации поверхности вирусами и бактериями (л.д.149-150). Право на предъявление к закупаемому товару такой дополнительной характеристики, предоставлено заказчику Законом о контрактной системе и обосновано объективной потребностью заказчика и спецификой деятельности медицинского учреждения. Согласно статье 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются, помимо всех остальных требований к характеристикам, требования к функциональным и эксплуатационным характеристикам. Фасовка перчаток напрямую влияет на функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При формировании закупки заказчик исходил из существующей потребности товара именно с такими показателями, которая возникла исходя из практической деятельности медицинского учреждения, рассматриваемые показатели являются значимыми для заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасный работы персонала и безопасности пациентов. Доказательств невозможности приобретения перчаток с такими характеристиками в материалы дела не представлено, как о не доказано противоречие действующему законодательству характеристик товара, включенных в аукционную документацию. Сформулированные заказчиком требования к объекту закупки не привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, поскольку на участие в аукционе подано две заявки, в которых поставщики предлагали поставить перчатки с предложенными показателями. Более того, согласно официальному сайту государственных закупок zakupki.gov.ru перчатки с такой характеристикой фасовки «внешние перчатки надеты на внутренние» успешно приобретены в рамках закупок в форме электронных аукционов № 0859200001123015971, 0859200001123015973, 0859200001123015975 ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области», № 0371500000923000732 ГОБУЗ Ярославской области «Клиническая больница № 2». В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям, и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. При этом, возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в аукционе всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки. Таким образом, документация о закупках разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его профессиональной деятельности. Нарушение прав и законных интересов ИП ФИО2 не установлено судом, правом на подачу разъяснений документации, как и правом на подачу заявки заявитель не воспользовался. На основании изложенного, решение Управления, которым жалоба ИП ФИО2 признана необоснованной, признается судом законным. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на заявителя. Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании недействительным решения от 18.08.2023 по делу № 053/06/33-445/2023 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области отказать. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Судья С.С. Крашенинников Суд:АС Новгородской области (подробнее)Истцы:ИП Жуков Дмитрий Николаевич (ИНН: 290127953110) (подробнее)Ответчики:УФАС по Новгородской области (ИНН: 5321047553) (подробнее)Иные лица:ГОКУ "Мед.центр мобрезерва "Резерв" (подробнее)ГОБУЗ "НОКБ" (подробнее) Судьи дела:Крашенинников С.С. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |