Решение от 18 января 2024 г. по делу № А33-30776/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ


18 января 2024 года

Дело № А33-30776/2023

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена в судебном заседании 11 января 2024 года.

В полном объёме решение изготовлено 18 января 2024 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи О.С. Щёлоковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации 04.02.1994)

к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский межрайонный родительный дом №1» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации 29.08.1996)

о взыскании штрафа, пени,

в присутствии:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 26.12.2023 № 18,

от ответчика: ФИО2, по доверенности от 09.01.2024 № 1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Альтерготом,

установил:


Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский межрайонный родительный дом №1» (далее – ответчик) о взыскании:

средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в размере 1 683 840,22 руб.;

штрафа в размере 168 384,02 руб.;

пени в размере 41 254,09 руб., с последующим исчислением на дату вынесения решения.

Заявление принято к производству суда. Определением от 01.11.2023 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя ходатайствовала об уточнении размера требований, просила суд взыскать с ответчика штраф в размере 168 384,02 руб. и пени за период с 15.07.2023 по 28.12.2023 в сумме 70 300,33 руб.

Суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение требований.

По существу заявленных требований представитель заявителя привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (далее - ТФОМС Красноярского края) от 22.05.2023 № 171-01.1-04-174 (в редакции приказа от 30.06.2023 № 171-01.1-04-231), комиссией территориального фонда проведена плановая выездная комплексная проверка по теме: «Соблюдение медицинской организацией требований законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в том числе при использовании средств обязательного медицинского страхования» в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Красноярский межрайонный родительный дом №1», включенном в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края под № 00233500000000000. Проверяемый период: с 01.04.2021 по 31.03.2023. Срок проведения проверки: с 19.06.2023 по 30.06.2023. По результатам проверки составлен акт от 30.06.2023 № 68.

Актом проверки учреждению предъявлено требование возвратить в бюджет ТФОМС Красноярского края средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в общей сумме 1 683 840,22 руб. (из них: за 2022 года - 1 374 605,56 руб. и 1 квартал 2023 года - 309 234,66 руб.), уплатить в бюджет ТФОМС Красноярского края штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в общей сумме 168 384,02 руб.

Акт проверки содержит указание на то, что в случае несвоевременного исполнения требования о возврате в бюджет ТФОМС Красноярского края средств, использованных не но целевому назначению, медицинская организация обязана уплатить пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Пеня за период с 15.07.2023 по 28.12.2023 составляет 70 300,33 руб.

ТФОМС Красноярского края в адрес медицинского учреждения через систему электронного документооборота «Енисей-СЭД» направлялись требования об уплате суммы средств ОМС использованных не по целевому назначению, штрафа, пени от 25.07.2023 № 171-2334 и от 25.08.2023 № 171-2969.

Требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края о возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, исполнено учреждением платежным поручением от 28.12.2023. При этом требование об оплате штрафа и пени не исполнено учреждением до настоящего времени, что послужило основанием для обращения фонда в суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края (далее - ТФОМС Красноярского края, территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края.

Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ)).

Полномочия ТФОМС Красноярского края по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе по проведению проверок и ревизий, установлены пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ. а также подпунктом 8.12. пункта 8 Положения о ТФОМС Красноярского края. утвержденного Законом Красноярского края от 19.05.2011 № 12-5833.

Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования (далее -ОМС) медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий осуществляется ТФОМС Красноярского края в соответствии с приказом Минздрава России от 26.03.2021 № 255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 27 и 28 Порядка территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации: организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность. Контроль осуществляется путем проведения проверок.

Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что проверки проводятся работниками территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом № 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 42 Порядка по результатам проверки составляется акт проверки, включающий заключительную часть.

Согласно пункту 42.3. заключительная часть акта проверки, включает обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ.

Оформление иных документов (постановлений, предписаний) со стороны территориального фонда для предъявления требований о взыскании с медицинской организации средств, использованных не по целевому назначению законодательством не предусмотрено.

На основании приказа ТФОМС Красноярского края от 22.05.2023 № 171-01.1-04-174 (в редакции приказа от 30.06.2023 № 171-01.1-04-231), комиссией территориального фонда проведена плановая выездная комплексная проверка по теме: «Соблюдение медицинской организацией требований законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в том числе при использовании средств обязательного медицинского страхования» в КГБУЗ «КМРД № 1», включенном в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края под № 00233500000000000. Проверяемый период: с 01.04.2021 по 31.03.2023. Срок проведения проверки: с 19.06.2023 по 30.06.2023. По результатам проверки составлен акт от 30.06.2023 № 68 (далее - акт проверки).

Актом проверки ответчику предъявлено требование возвратить в бюджет ТФОМС Красноярского края средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в общей сумме 1 683 840,22 руб. (из них: за 2022 года - 1 374 605,56 руб. и 1 квартал 2023 года - 309 234,66 руб.), уплатить в бюджет ТФОМС Красноярского края штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в общей сумме 168 384,02 руб.

Согласно пункту 3 заключительной части акта проверки в проверяемом периоде медицинское учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования осуществлены расходы на оказание медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара в экстренной форме не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам, что является нарушением статьи 4, части 7 статьи 35, статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страхования в Российской Федерации», пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2019 № 108 н, пункта 5.1 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 21.12.2021 № 920-п. п. 5.1 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2022 № 1177-п. Общая сумма средств ОМС, использованных не по целевому назначению составила 1 683 840,22 руб., в том числе за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 1 374 605, 56 руб. и с 01.01.2023 по 31.03.2023 в размере 309 234,66 руб.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования. Представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

Таким образом, средства ОМС направлены на обеспечение бесплатного оказания медицинской помощи только застрахованным лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»: работающие по трудовому договору: самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет; неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии; безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости: иные не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах «а» - «е» настоящего пункта граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц и т.п.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 326-ФЗ полис обязательного медицинского страхования удостоверяет право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.

Таким образом, с учетом положений действующего законодательства право застрахованного лица на получение медицинской помощи по ОМС подтверждается наличием полиса обязательного медицинского страхования.

Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 21.12.2021 № 920-п, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2022 № 1177-п в финансовое обеспечение за счет средств ОМС не входит оплата расходов на оказание медицинской помощи не застрахованным по ОМС лицам, а также медицинская помощь по заболеваниям, не включенным в территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 30.12.2020 № 2002-орг для КГБУЗ «КМРД № 1» утверждено государственное задание на выполнение государственных услуг (работ) на 2021 год, приказом от 28.12.2021 № 2587-орг на 2022 год (с изменениями), приказом от 26.12.2022 № 2270-орг - на 2023 год.

Государственное задание в 2021 году, в 2022 году, в 1 квартале 2023 года утверждено на услуги по оказанию медицинской помощи в экстренной форме не застрахованным гражданам в системе обязательного медицинского страхования.

На финансовое обеспечение выполнения государственных заданий выделялись субсидии за счет средств бюджета Красноярского края на основании соглашений: от 11.01.2021 № 77-ГЗ на 2021 год, от 11.01.2022 № 77-ГЗ (с изменениями) на 2022 год, от 11.01.2023 № 77-ГЗ на 2023 год.

К проверке представлены отчеты о фактическом исполнении государственного задания за 2021 год, за 2022 год, за 1 квартал 2023 года.

Информация об утвержденных и исполненных объемах государственных услуг (работ), а также о выделенном финансовом обеспечении в проверяемом периоде, приведена в таблице на странице 4 заявления.

По данным реестров счетов об оказанной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, не принятых к оплате, установлено, что в проверяемом периоде в медицинском учреждении имеются случаи оказания экстренной специализированной помощи в условиях круглосуточного стационара не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам, проверкой которых установлено, что данные случаи поданы в бюджет в соответствующие периоды. Согласно персонифицированным спискам, представленным медицинской организацией к проверке, на оплату за счет средств краевого бюджета подано: за период с 01.04.2021 по 31.12.2021 - 31 госпитализация (за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 49 госпитализаций), с 01.01.2022 по 31.12.2022 - 141 госпитализация и с 01.01.2023 по 31.03.2023 - 33 госпитализации. Согласно пояснительной записке медицинской организации допущена техническая ошибка при подаче персонифицированных данных по отчету о выполнении государственного задания (в части хронологической нумерации).

Согласно пункту 5.3. раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.12.2020 № 943 - п, пункту 5.3. раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 21.12.2021 № 920 - п, пункту 5.3. раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2022 № 1177 - п. финансовое обеспечение медицинской помощи в экстренной форме не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам осуществляется за счёт средств краевого бюджета.

В проверяемом периоде ответчику выделялось финансовое обеспечение за счет средств краевого бюджета на оказание медицинской помощи в экстренной форме не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам в условиях круглосуточного стационара.

В учетной политике медицинского учреждения отсутствует порядок распределения расходов по источникам финансирования и условиям оказания медицинской помощи, в том числе распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования. Также отсутствует учет расходов на оказание медицинской помощи по структурным подразделениям.

В связи с этим, в целях определения правильности и обоснованности распределения ответчиком фактических расходов между источниками финансирования, за проверяемый период проведен сравнительный анализ стоимости лечения по тарифам ОМС (исходя из тарифа на оказание медицинской помощи по КСГ, установленного в Тарифном соглашении системы обязательного медицинского страхования Красноярского края на дату оказания медицинской помощи) и расходов за счет средств краевого бюджета. Расчет представлен в таблице на странице 5 заявления.

Исходя из проведенного анализа установлено, что в проверяемом периоде фактическая стоимость медицинской помощи, оказанной в экстренной форме не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам в условиях круглосуточного стационара за счет средств краевого бюджета, ниже стоимости лечения по КСГ за счет средств обязательного медицинского страхования в связи с недостаточностью размера субсидии на выполнение государственного задания.

Таким образом, ответчиком за счет средств ОМС произведены расходы на оказание медицинской помощи в экстренной форме в условиях круглосуточного стационара не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам, которые следовало осуществить за счет средств краевого бюджета на сумму 1 683 840,22 руб.

Данное нарушение подтверждается оборотно - сальдовыми ведомостями по счету 4 109 60 000, государственным заданием на выполнение государственных услуг (работ), соглашениями о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, отчетами о фактическом исполнении государственного задания, письмами в адрес министерства здравоохранения Красноярского края, реестрами случаев госпитализаций, поданных на оплату в краевой бюджет с расчетом по КСГ и пояснительными записками. Копии документов в приложении № 6-14.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 147 БК РФ указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность. в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и обязаны использовать полученные средства в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование (Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. № 1648-0).

Более того, оплата медицинской организацией расходов, не предусмотренных территориальной программой ОМС, противоречит основным принципам осуществления обязательного медицинского страхования и влечет за собой нарушение прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию.

ТФОМС Красноярского края в адрес ответчика через систему электронного документооборота «Енисей-СЭД» направлялись требования об уплате суммы средств ОМС использованных не по целевому назначению, штрафа, пени (исх. от 25.07.2023 № 171-2334 и от 25.08.2023 № 171-2969).

Требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края о возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, исполнено учреждением платежным поручением от 28.12.2023. При этом требование об оплате штрафа и пени не исполнено учреждением до настоящего времени.

Суд считает правомерными требования фонда уплатить штраф на основании части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ в размере 168 384,02 руб., а также пени за период с 15.07.2023 по 28.12.2023 в сумме 70 300,33 руб.

Вместе с тем, признав обоснованными доводы фонда о допущенных учреждением нарушениях, суд на основании ходатайства ответчика считает необходимым уменьшить размер подлежащих взысканию штрафных санкций и пени.

Ответчик в отзыве на заявление ходатайствовал об уменьшении размера пени и штрафа, в обоснование привел следующие обстоятельства.

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский межрайонный родительный дом №1» как бюджетное учреждение выполняет социально значимые функции в области здравоохранения и оказывает в условиях круглосуточного стационара специализированную медицинскую помощь в экстренной форме по акушерству и гинекологии (родоразрешение).

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником любому гражданину, в том числе иностранцам безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Соответственно, родильный дом не вправе отказать в медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам, в том числе иностранным гражданам, медицинская помощь которым экстренного характера оказывается также на бесплатной основе. Деятельность учреждения по оказанию медицинской помощи такого рода пациентам не может быть приостановлена до поступления финансирования из должного источника (из бюджета края).

В связи с изложенным, неправомерные действия специалистами учреждения при оказании экстренной медицинской помощи в данном случае не допущены. Использование же имеющихся в учреждении расходных материалов и медицинских изделий для лиц, не имеющих полиса ОМС, носило вынужденный характер.

Прямые реальные негативные последствия имевших место фактов, изложенных в заявлении, отсутствуют. Реального ущерба заявителю не причинено, так как учреждением использовались расходные материалы и изделия медицинского назначения, приобретенные за фактически оказанную родильным домом медицинскую помощь пациентам с полисами ОМС, дополнительная заработная плата работникам родильного дома также не выплачивалась, то есть дополнительных расходов со стороны территориального Фонда не имелось. Имеющиеся средства, полученные учреждением за проведенное лечение лиц с полисами ОМС, подлежали в полном объеме использованию учреждением. Излишних средств от Фонда в учреждение не поступало, возврат из учреждения в Территориальный фонд ОМС средств в случае своевременного дополнительного финансирования из бюджета края не требовался бы.

В сложившейся ситуации важно, что медицинское учреждение не только не получило необходимых для экстренного лечения пациентов без полиса денежных средств из бюджета края, но и обязана вернуть в Территориальный фонд ОМС часть полученных ранее на законных основаниях денежных средств за пролеченных пациентов с полисами ОМС (по тарифам оказания медицинской помощи указанным в иске пациентам с начисленной неустойкой и штрафом).

Учреждение неоднократно обращалось в министерство здравоохранения Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств для оказания медицинской помощи пациентам без полиса ОМС, что подтверждается имеющимися в материалах дела письмами №№1122, 1292, 1434.

Согласно неоднократно высказываемой Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции о наличии у суда возможности, в том числе в сфере публично-правовых отношений, снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства, которая направлена против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.

Суд, учитывая характер и последствия совершенного учреждением нарушения, в том числе принимая во внимание статус учреждения, которое является некоммерческой организацией и осуществляет социально значимые функции, суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера пени и штрафа до 23 000 руб. в общей сумме (штраф – 16 000,00 руб., пеня – 7 000,00 руб.).

Снижая размер, суд исходит из того, что штраф и пеня как меры обеспечения обязательств носят компенсационный характер, подлежат определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного выявленными нарушениями.

На основании изложенного требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В случаях, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, соответствующая сумма государственной пошлины взыскивается с ответчика пропорционально размеру сниженной судом неустойки (часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая освобождение Фонда от уплаты государственной пошлины, результат рассмотрения дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 749,11руб.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:


иск удовлетворить частично.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский межрайонный родительный дом №1» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации 29.08.1996) в доход Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации 04.02.1994) 7 000,00 руб. пени и 16 000,00 руб. штрафа.

В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский межрайонный родительный дом №1» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации 29.08.1996) в доход федерального бюджета 749,11 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.С. Щёлокова



Суд:

АС Красноярского края (подробнее)

Истцы:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края (подробнее)

Ответчики:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КРАСНОЯРСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ №1" (подробнее)