Решение от 2 ноября 2020 г. по делу № А19-12968/2020




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Дело №А19-12968/2020
02 ноября 2020 года
г. Иркутск



Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.10.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2020.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области (ИНН 3810036667, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, 47в)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПК-ЭЛЕКТРО-ЩИТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664002, <...>)

о взыскании 18093 руб. 53 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явились, извещены;

от ответчика: не явились, извещены.

установил:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПК-ЭЛЕКТРО-ЩИТ" о взыскании 18093 руб. 53 коп. из них: задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 4368 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 212 руб. 14 коп; задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере 12736 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость в размере 59 руб. 22 коп.; задолженность по налогу на прибыль (в федеральный бюджет) в размере 107 руб.; задолженность по налогу на прибыль (в бюджеты субъектов РФ) в размере 609 руб.; пени по налогу на прибыль (в бюджеты субъектов РФ) в размере 2 руб. 20 коп.

Заявитель, ответчик, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили.

Заявитель в представленных пояснениях указал, что решения о взыскании задолженности с ответчика в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации не принимались, ходатайствовал о восстановлении срока для взыскания задолженности с ответчика.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "СПК-ЭЛЕКТРО-ЩИТ" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ОГРН <***>.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 226 НК РФ организация в отношении таких доходов налогоплательщика является налоговым агентом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Согласно расчету по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2019 обществом исчислен налог по сроку уплаты 09.01.2019г. в сумме 4368 руб.

В соответствии со ст. п. 3 ст. 75 НК РФ ответчику начислены пени за несвоевременную уплату НДФЛ с 10.01.2019 по 28.04.2019 в размере 212,14 руб.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Инспекцией выставлено требование об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 29.04.2019 №38213.

В срок до 22.05.2019, указанный в требовании об уплате налога по состоянию на 29.04.2019 №38213 (в отношении НДФЛ и пени), ООО "СПК-ЭЛЕКТРО-ЩИТ" в добровольном порядке сумму задолженности по налогам, пени не оплатило.

В силу ст. 143 НК РФ ООО "СПК-ЭЛЕКТРО-ЩИТ" является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Согласно налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019, представленной обществом в налоговый орган, ответчиком исчислена сумма налога к уплате: 38209 руб., в том числе: по сроку 25.04.2019- 12736 руб.; по сроку 27.05.2019-12736 руб.; по сроку 25.06.2019- 12737 руб.

Общество сумму налога по сроку уплаты 25.04.2019 в сумме 12 736 руб. не уплатило.

В соответствии со ст. п. 3 ст. 75 НК РФ ответчику начислены пени за несвоевременную уплату НДС с 26.04.2019 по 13.05.2020 в размере 59,22 руб.

Плательщики налога на прибыль организаций перечислены в пункте 1 статьи 246 НК РФ. В силу ст. 246 НК РФ ООО "СПК-ЭЛЕКТРО-ЩИТ" является плательщиком налога на прибыль организаций.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 287 НК РФ ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Общество самостоятельно исчислило авансовые платежи по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 в общей сумме 716 руб., в том числе: в федеральный бюджет РФ - 107 руб. и в бюджет субъекта РФ - 609 руб.

В срок, установленный налоговым законодательством, Общество указанные суммы авансового платежа по налогу на прибыль не уплатило.

В соответствии со ст. п. 3 ст. 75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль с 30.04.2019 по 13.05.2019 в размере 2,20 руб.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Инспекцией выставлено требование об уплате налога, пени (в отношении НДС, налога на прибыль и пени) по состоянию на 14.05.2019 №39214.

Пунктом 3 статьи 46 ПК РФ предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии со статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция обратилась за взысканием задолженности по налогу и пени в общей сумме в судебном порядке.

Исследовав имеющиеся документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока; решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено данным пунктом. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пункта 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Кодекса следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм налога должно быть направлено налогоплательщику в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ.

С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Пунктом 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.

Согласно пункту 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо исходить из того, что невынесение названным органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем третьим пункта 1 статьи 47 Кодекса.

В то же время, если в период, установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 НК РФ для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств, ведется исполнительное производство, возбужденное на основании ранее вынесенных налоговым органом постановлений о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, что свидетельствует о недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах, налоговый орган вправе в указанный срок сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, если на дату принятия такого решения исполнительное производство не было окончено (прекращено). В случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика названный орган также вправе сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества такого налогоплательщика.

При рассмотрении заявления налогового органа о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя недоимки, пеней, штрафа, предъявленного на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, суду необходимо исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должно расцениваться как его согласие с заявленным требованием.

Поэтому в том случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки, пеней, штрафа, установленный пунктом 3 статьи 46 Кодекса, и обратился с соответствующим заявлением в суд, данное требование подлежит рассмотрению по существу (пункт 58 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно пункту 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Как установлено судом ответчиком представлены в налоговый орган:

22.04.2019 – расчет по НДФЛ за 1 квартал 2019;

17.04.2019 – налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2019;

25.04.2019 – налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2019.

В силу пункта 4 статьи 70 требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налоговым органом направлены требования об уплате задолженности:

08.05.2019 - №38213 (в отношении НДФЛ и пени), срок исполнения в требовании – 22.05.2019;

16.05.2019 - № 39214 (в отношении НДС, налога на прибыль организаций и пени), срок исполнения в требовании – 06.06.2019.

В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

С настоящим заявлением налоговый орган обратился в суд с пропуском предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ срока (дата подачи заявления - 21.07.2020).

Как следует из пояснения налогового органа решения о взыскании задолженности в порядке ст.46, 47 НК РФ в отношении Общества ими не принимались.

Обратившись с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, налоговый орган не указал какой-либо уважительной причины его пропуска. Не установлено таких обстоятельств и арбитражным судом.

Указание налоговым органом на то, что обращение в суд направлено на избежание потерь государственного бюджета, не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока и о невозможности обратиться за взысканием задолженности с ответчика в пределах срока, установленного действующим законодательством.

Принимая во внимание дату истечения срока исполнения вышеуказанных требований об уплате налога, а также в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, суд не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства и отказывает заявителю в восстановлении пропущенного срока подачи заявления, и, соответственно, в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья А.А. Пугачёв



Суд:

АС Иркутской области (подробнее)

Истцы:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области (подробнее)

Ответчики:

ООО "СПК-Электрощит" (подробнее)