Решение от 25 августа 2023 г. по делу № А07-11612/2022АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А07-11612/2022 г. Уфа 25 августа 2023 года Резолютивная часть решения объявлена 15.08.2023 Полный текст решения изготовлен 25.08.2023 Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кузнецова Д.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации городского округа город Уфа РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>) к АО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исполнить пункт 3.1.21 Договора № 40-РТ от 31.10.2013г. путем заключения дополнительного соглашения к Договору № 40-РТ от 31.10.2013г., в котором определить перечень объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, подлежащих передаче в муниципальную собственность, на следующих условиях: «1. Дополнить Договор пунктом 3.1.22 следующего содержания: «п. 3.1.22. В соответствии с п. 3.1.19 и проектом планировки и проектом межевания территории, ограниченной улицами Мингажева, Чернышевского, ФИО2. ФИО3, ФИО4, проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.01.2016 № 47, с учетом изменений в проекте межевания территории, в части территории квартала № 5, ограниченного улицами Расимы ФИО5, ФИО6, ФИО4 в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 09.09.2019 № 1337, определить перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность после строительства: -детский сад литер 8 в квартале № 2 на 195 мест; -детский сад литер 18 в квартале № 5 на 260 мест; -общеобразовательная школа на 1375 мест; -учреждение дополнительного образования детей (литера 4А, 4Б. 12В) во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных жилых домов. 2.Остальные условия Договора, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются неизменными. 3.Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью Договора. 4.Настоящее дополнительное соглашение составлено в 5-ти (пяти) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, четыре экземпляра для Стороны 1, один - для Стороны 2.». (с учетом уточненных заявленных требований). третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>, ИНН <***>), Прокуратура Республики Башкортостан с учетом принятых уточнений при участии в судебном заседании: От истца – ФИО7 по доверенности № 01-05-00043/13 от 12.01.2023, представлен диплом № 248 от 10.07.2020, паспорт. От ответчика – ФИО8 по доверенности № 80 от 21.12.2022 г., представлен диплом рег номер 262 от 25.06.2004, паспорт; От прокуратуры РБ – ФИО9 по доверенности № 8-20-2022 от 05.12.2022, представлено удостоверение № 308496 от 12.10.2022. От иных лиц - явки нет, извещены надлежащим образом. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в суд с иском к Акционерному обществу "Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исполнить пункт 3.1.21 Договора № 40-РТ от 31.10.2013г. путем подписания дополнительного соглашения к Договору № 40-РТ от 31.10.2013г., в котором определить перечень объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, подлежащих передаче в муниципальную собственность, на следующих условиях: «1. Дополнить Договор пунктом 3.1.22 следующего содержания: «п. 3.1.22. В соответствии с п. 3.1.19 и проектом планировки и проектом межевания, утвержденным постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.01.2016 № 47 определить перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность после строительства: - 2 детских сада по 195 мест каждый; - общеобразовательная школа на 1375 мест. 2. Остальные условия Договора, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются неизменными. 3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью Договора. 4. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 5-ти (пяти) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, четыре экземпляра для Стороны 1, один - для Стороны 2.». Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 года исковое заявление было принято к производству. Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>, ИНН <***>, 450055, <...>). От истца через канцелярию суда посредством Сервиса подачи документов в электронном виде http://my.arbitr.ru. поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просит обязать Акционерное общество «Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (ИНН <***> ОГРН <***>) в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исполнить пункт 3.1.21 Договора № 40-РТ от 31.10.2013г. путем подписания дополнительного соглашения к Договору № 40-РТ от 31.10.2013г., в котором определить перечень объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, подлежащих передаче в муниципальную собственность, на следующих условиях: «1. Дополнить Договор пунктом 3.1.22 следующего содержания: «п. 3.1.22. В соответствии с п. 3.1.19 и проектом планировки и проектом межевания, утвержденным постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.01.2016 № 47 определить перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность после строительства: - 2 детских сада по 195 мест каждый; - общеобразовательная школа на 1375 мест; - учреждения дополнительного образования детей (литера 4А, 4Б, 12В) во встроено-пристроенных помещениях многоквартирных жилых домов. 2. Остальные условия Договора, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются неизменными. 3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью Договора. 4. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 5-ти (пяти) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, четыре экземпляра для Стороны 1, один - для Стороны 2.». В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований судом приняты к производству. Дело рассматривается судом с учётом уточнений. От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что договором № 40-РТ от 31.10.2013 г. не предусмотрено финансирование строительства общеобразовательной школы и двух учреждений дошкольного образования (детских садов) за счет средств застройщика - АО "СЗ ИСК г. Уфы". Пунктом 1.1. договора № 40-РТ установлено, что Застройщик принимает на себя обязательства в сроки, установленный договором, своим силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств выполнить обязательства, предусмотренные пунктом 3.1. и соответствующими пунктами договора № 40-РТ. В соответствии с пунктом 3.1.19. договора № 40-РТ от 31.10.2013 г. Застройщик обязан осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии. Согласно п. 3.1.21. договора перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется в течение 2-х месяцев после утверждения проекта планировки и проекта межевания путем подписания дополнительного соглашения. Проект планировки и проект межевания указанной территории утвержден постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 19.01.2016 г. № 47, на сегодняшний день перечень объектов, подлежащих к передаче в муниципальную собственность не определен. Условиями лота № 3 торгов по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории также не была предусмотрена безвозмездная передача социальных объектов в собственность муниципального образования. В то же время АО СЗ ИСК г. Уфы" не отказывается от исполнения обязательств, взятых им по договору № 40-РТ. Так, силами АО "СЗ ИСК г. Уфы": До настоящего времени земельные участки, которые должны быть переданы АО "СЗ ИСК г. Уфы" для строительства, не переданы. Представленный истцом суду проект дополнительного соглашения к договору о развитии территории, заключение которого в судебном порядке требует Администрация ГО г. Уфа РБ, не содержит обязательства Администрации ГО г. Уфа РБ по предоставлению земельных участков под строительство школы и двух детских садов, его механизма и сроков. Урегулирование вопроса об изъятии и выкупе объектов недвижимости у третьих лиц в ходе исполнения решения об удовлетворении иска по настоящему делу АО "СЗ Ик г. Уфы" считает невозможным, так как в соответствии с ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. (Проект планировки был утвержден Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 19.01.2016 г № 47). В соответствии с ч.З ст. 56.3 Земельного кодекса РФ срок действия решения об изъятии и выкупе объектов недвижимости для строительства установлен в 3 года. Процедура изъятия и выкупа подлежащих сносу объектов недвижимости предшествует строительству, до решения обозначенных вопросов строительство каких-либо объектов на земельном участке невозможно. На сегодняшний день законных основании для принятия решения об изъятии на основании существующей планировочной документации не имеется. С учетом вышеизложенных обстоятельств, АО "СЗ ИСК г. Уфы" считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Администрации ГО г. Уфа РБ не имеется, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Администрации ГО г. Уфа РБ в полном объеме. От истца поступили возражения на отзыв ответчика, в которых указано, что считает доводы ответчика не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Истец указал, что согласно пункту 3.1.19 Договора, Застройщик принял на себя обязательство: «Осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии». В соответствии с пунктом 3.1.20 Договора, Застройщик обязан: «В течение 1¬го месяца, со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, передать в муниципальную собственность объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застраиваемой территории». Считает, что спорное условие Договора № 40-РТ от 31.10.2013г. по осуществлению Застройщиком строительства и передаче объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность, с которым не согласен Ответчик, установлено пунктом 3 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержалась в аукционной документации, а также учитывалось при определении стоимости права на заключение договора о развитии застроенной территории. Процедура предоставления земельных участков, по своей сути носит заявительный характер и является формой предоставления муниципальной услуги. В отсутствие заявления заинтересованного лица, орган местного самоуправления не вправе распоряжаться земельными участками. Между тем, до настоящего времени Ответчиком не было инициировано обращение в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельных участков для строительства спорных объектов. Считаем, что при наличии соответствующего обращения Ответчика было бы возможным урегулировать вопрос об образовании земельных участков в соответствии с проектной документацией и их предоставления Ответчику в ходе исполнения решения об осуществлении строительства объектов социальной инфраструктуры и их передачи в муниципальную собственность. От ответчика поступил отзыв на возражения истца. От ответчика поступило ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, указав, что проект планировки и проект межевания территории утвержден Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 19.01.2016г. № 47. Таким образом, считает, что срок начал течь с 19.03.2016г. и истек 19.03.2019г., иск подан суд 21.04.2022г. Просит отказать истцу в иске в связи с пропуском срока исковой давности. От истца поступили возражения на ходатайство о пропуске срока исковой давности, в котором указано, что в Постановление Администрации ГО г. Уфа РБ от 19.01.2016г. № 47 были внесены изменения Постановление Администрации ГО г. Уфа РБ № 1337 от 09.09.2019г. Таким образом, истечение срока давности не могло наступить ранее 09.09.2022г. От истца поступили письменные пояснения. От ответчика поступил отзыв на уточненное исковое заявление, в котором указано, что в обоснование своих доводов в отношении обязанности АО «СЗ ИСК г. Уфы» безвозмездно построить и передать социальные объекты истец ссылается на Постановление Администрации ГО г. УфаРБ№ 4541 от 26.08.2013 г. «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Мингажева, Ченышевского, ФИО2, ФИО3, ФИО4, проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа РБ». Но ни аукционная документация, ни договор № 40-РТ не содержит условия о том, что объекты социальной инфраструктуры полежат передаче в муниципальную собственность безвозмездно - требования о заключении дополнительного соглашения к договору, которым не определена стоимость объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, являются неправомерными. Администрацией ГО г. Уфа РБ до настоящего времени не выполнено обязательство, взятое ей по договору № 40-РТ - не принято решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд. Специальным законодательством об обязательствах, возникающих из договора о развитии застроенной территории, не предусмотрено возложение на застройщика риска невозможности исполнения обязательств муниципального образования, то есть обязанность исполнять договор без встречного предоставления со стороны муниципального образования, что, по сути, превращало бы предоставление застройщика в дарение. Согласно представленным в материалы дела АО «СЗ ИСК г. Уфы» выписок из ЕГРН Управления Росреестра по РБ следует, что в границах территории, на которой предусмотрено размещение школы и детских садов, находятся земельные участки, принадлежащие на праве собственности физическим лицам. Из представленных суду и приобщенных к материалам дела выписок из ЕГРН Управления Росреестра по РБ следует, что в границах земельных участков, предполагаемых под размещение школы и детских садов, расположены объекты индивидуального жилого строительства, оформленные в собственность физических лиц. В настоящий момент законных оснований для принятия решения Администрацией ГО г. Уфа РБ об изъятии земельных участков для муниципальных нужд на основании существующей планировочной документации не имеется. Представитель третьего лица Прокуратуры Республики Башкортостан в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, указав, что проведенным анализом адресной программы «Развитие застроенных территорий городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на 2007-2015 годы», утвержденной решением Совета городского округа г. Уфа от 05.07.2007 № 25/8, установлено, что вопреки требованиям ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты социальной инфраструктуры, предназначенные для обеспечения развития застраиваемых территорий, не построены и в собственность муниципалитета не переданы. В этой связи прокуратурой г. Уфы 10.11.2021 в адрес главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Администрацией города 07.03.2023 в адрес ООО СЗ «ИСК г. Уфы» направлена информация с проектом дополнительного соглашения, включающим перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Между тем ответчик уклонился от исполнения обязательств, предусмотренных п. п. 3.1.19, 3.1.20, 3.1.21 договора от 31.03.2013 № 40-РТ. При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком ненадлежащим образом обязательства по договору не исполнены, полагает, что исковые требования администрации города подлежат удовлетворению. Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление (уточненное). Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление. Третье лицо Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>, ИНН <***>) в судебное заседание не явилось, отзыв, возражения по существу иска не представило, об уважительных причинах неявки не сообщило. Согласно ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие. Суд учитывает, что информация о времени и месте судебного разбирательства дополнительно размещена на интернет-сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан и является общедоступной. Дело рассмотрено в порядке ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев материалы дела, выслушав сторон, арбитражный суд Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Далее - Сторона-1, истец) и Акционерным обществом «Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Далее - Сторона-2, Ответчик, Застройщик) заключен договор № 40-РТ от 31.10.2013г. (Далее - Договор) о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Мингажева, Чернышевского, ФИО2, ФИО3, ФИО4, проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Доказательства, свидетельствующие о наличии протоколов разногласий к указанному договору, содержащих иную редакцию, в Администрацию представлены не были. Согласно пункту 3.1.18 Договора (в редакции заключенного между сторонами Дополнительного соглашения № 1 от 10.12.2019г. к Договору № 40-РТ от 31.10.2013г.), к обязанностям Застройщика (Стороны - 2) относится: «Осуществление строительства на застроенной территории, указанной в п. 1.1 настоящего договора, в течение 8 лет с даты заключения настоящего дополнительного соглашения (примечание: дата заключения дополнительного соглашения -10.12.2019г.) в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории». Кроме того, согласно пункту 3.1.19 Договора, Застройщик обязан: «Осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии». А в последующем, в соответствии с пунктом 3.1.20 Договора: «В течение 1-го месяца, со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, передать в муниципальную собственность объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застраиваемой территории». При этом, согласно пункту 3.1.21 Договора: «Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется в течение 2-х месяцев после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору». Следует отметить, что сроки исполнения обязательств по Договору, а также сам срок действия Договора, предусмотренный в первоначальной его редакции в пункте 5.4 (8 лет), были продлены в результате подписания сторонами Дополнительного соглашения № 1 от 10.12.2019г. к Договору № 40-РТ от 31.10.2013г. Таким образом, договор в настоящее время считается действующим. Так же, важно обозначить, что все строительные работы, производимые Застройщиком, должны быть осуществлены в соответствии с разработанным им (на основании пункта 3.1.4 Договора) и согласованным в установленном порядке проектом планировки и проектом межевания застроенной территории, ограниченной улицами Мингажева, Чернышевского, ФИО2, ФИО3, ФИО4, проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Данные работы, предусмотренные пунктом 3.1.4, Застройщиком исполнены. В результате, Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято постановление № 47 от 19.01.2016г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной улицами Мингажева, Чернышевского, ФИО2, ФИО3, ФИО4, проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан». В соответствии с п. 4 приложения №4 данного постановления, обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях-школах, расположенных в границах территории, подлежащей развитию, достигается за счет размещения: двух отдельно стоящих детских дошкольных учреждений по 195 мест каждый; общеобразовательной школы на 1375 учащихся; - учреждений дополнительного образования детей (литера 4А, 4Б, 12В) во встроено-пристроенных помещениях многоквартирных жилых домов. При этом, размещение предприятий обслуживания предусмотрено во встроено-пристроенных помещениях к многоквартирным жилым домам и в отдельно стоящих объектах общественно-деловой застройки по проспекту Салавата Юлаева. В последующем, в рамках исполнения пункта 3.1.21 Договора, Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в адрес Акционерного общества «Специализированный застройщик Инвестиционностроительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» было направлено письмо-претензия (исх. №01-05-00613/11 от 04.03.2022г.) с приложением дополнительного соглашения к договору №40-РТ от 31.10.2012г., в котором определен перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Данными объектами являются вышеуказанные учреждения, перечисленные в пункте 4 приложения №4 к постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 47 от 19.01.2016г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной улицами Мингажева, Чернышевского, ФИО2, ФИО3, ФИО4, проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан». В ответ на данное письмо от Застройщика получен отказ (исх. №04-659 от 25.03.2022г. на №01-05-00613/11 от 04.03.2022г.) в подписании вышеуказанного дополнительного соглашения, что стало причиной настоящего обращения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан. Считает данное поведение Застройщика уклонением от исполнения должным образом обязательств, предусмотренных пунктами 3.1.19, 3.1.20, 3.1.21 Договора № 40-РТ от 31.10.2013г. Поскольку спор в досудебном порядке урегулировать не удалось, претензия истца была оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд. От истца через канцелярию суда посредством Сервиса подачи документов в электронном виде http://my.arbitr.ru. поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просит обязать Акционерное общество «Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (ИНН <***> ОГРН <***>) в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исполнить пункт 3.1.21 Договора № 40-РТ от 31.10.2013г. путем подписания дополнительного соглашения к Договору № 40-РТ от 31.10.2013г., в котором определить перечень объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, подлежащих передаче в муниципальную собственность, на следующих условиях: «1. Дополнить Договор пунктом 3.1.22 следующего содержания: «п. 3.1.22. В соответствии с п. 3.1.19 и проектом планировки и проектом межевания, утвержденным постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.01.2016 № 47 определить перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность после строительства: - 2 детских сада по 195 мест каждый; - общеобразовательная школа на 1375 мест; - учреждения дополнительного образования детей (литера 4А, 4Б, 12В) во встроено-пристроенных помещениях многоквартирных жилых домов. 2. Остальные условия Договора, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются неизменными. 3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью Договора. 4. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 5-ти (пяти) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, четыре экземпляра для Стороны 1, один - для Стороны 2.». В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований судом приняты к производству. Дело рассматривается судом с учётом уточнений. Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доказательства, по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Администрации по следующим основаниям. Отношения, связанные с вопросами развития застроенной территории, регулируются положениями статей 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса РФ, которые были внесены в данный Кодекс Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в целях увеличений объемов жилищного строительства и совершенствования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства. Данным Законом введено понятие «развитие застроенной территории», которое означает снос/реконструкцию зданий, строений, сооружений, являющихся аварийными или подлежащими сносу/реконструкции по иному основанию, и осуществление нового строительства на освобожденной территории. В соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 12.11.2012, на момент заключения договора РЗТ): 1.Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. 2.Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры). 3.Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: - многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; - многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. 4.На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту. 5.На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи. 6.В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. 7.Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3-6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Частью 2 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ в указанной редакции предусмотрено, что договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 данного Кодекса. В части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ приведены существенные условия договора, к которым в том числе относятся: сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции; цена права на заключение договора; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, взаимные обязательства сторон договора. В данной норме предусмотрены следующие обязательства сторон: орган местного самоуправления обязуется создать необходимые условия для строительства (утвердить проект планировки, принять решение об изъятии путем выкупа жилья в аварийных домах, предоставить земельные участки для застройки), а другая (победитель либо единственный участник аукциона на право заключения такого договора) - оплатить цену права на заключение договора о развитии застроенной территории, подготовить проект планировки застроенной территории, создать или приобрести и передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенное жилье для предоставления гражданам определенных категорий, уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, осуществить строительство на территории, в отношении которой принято решение о развитии. Одним из ключевых моментов договора является то, что земельный участок, находящийся в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляется лицу, с которым заключен такой договор, для строительства без проведения торгов. Участок по выбору такого лица передается бесплатно в собственность или в аренду (п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент заключения Договора РЗТ (ред. от 28.07.2012), пп. 13 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, введенной в действие с 01.03.2015, ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ). Поскольку по своей правовой природе существенные условия договора о развитии застроенной территории являются взаимными обязательствами органа местного самоуправления и лица, заключившего договор о развитии застроенной территории с органом местного самоуправления (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 Гражданского кодекса РФ), к отношениям сторон подлежат применению также нормы гражданского законодательства. В силу пунктов 1 и 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне (ч. 3 ст. 328 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с пунктом 39 постановления Пленума N 6 по общему правилу, если обязанность одной стороны прекратилась невозможностью исполнения согласно п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса РФ, то прекращается и встречная обязанность другой стороны (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса РФ). Исключения составляют случаи, когда на стороне лежит риск наступления невозможности исполнения в виде сохранения ее обязанности несмотря на то, что встречная обязанность прекратилась (риск неполучения встречного предоставления), и (или) в виде наступления обязанности возместить убытки (риск убытков). С учетом изложенного, Администрация ГО г. Уфа не вправе требовать понуждения застройщика к заключению заведомо неисполнимого дополнительного соглашения, поскольку земельные участки, предназначенные под размещение школы, детского сада и дома детского и юношеского творчества в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации ГО г. Уфа от 19.01.2016 № 47, не образованы и не предоставлены Акционерному обществу «Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» ни в аренду, ни в собственность без торгов свободными от прав третьих лиц. Редакция дополнительного соглашения, заключение которого в судебном порядке требует Администрация ГО г. Уфа, не содержит обязательства Администрации ГО г. Уфа по предоставлению земельных участков под реконструкцию/строительство школы, детского сада и дома детского и юношеского творчества, его механизма и сроков. Кроме того, вопрос предоставления земельных участков, его механизма и сроков не может быть урегулирован сторонами в ходе исполнения решения об удовлетворении иска по настоящему делу, поскольку в соответствии с Постановлением от 05.02.2007 N 2-П Конституционного Суда Российской Федерации общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных актов. Согласно пункту 3.1.18 Договора (в редакции заключенного между сторонами Дополнительного соглашения № 1 от 10.12.2019г. к Договору № 40-РТ от 31.10.2013г.), к обязанностям Застройщика (Стороны - 2) относится: «Осуществление строительства на застроенной территории, указанной в п. 1.1 настоящего договора, в течение 8 лет с даты заключения настоящего дополнительного соглашения (примечание: дата заключения дополнительного соглашения -10.12.2019г.) в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории». Кроме того, согласно пункту 3.1.19 Договора, Застройщик обязан: «Осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии». А в последующем, в соответствии с пунктом 3.1.20 Договора: «В течение 1-го месяца, со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, передать в муниципальную собственность объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застраиваемой территории». При этом, согласно пункту 3.1.21 Договора: «Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется в течение 2-х месяцев после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору». Исходя из приведенных условий Договора, Акционерное общество «Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан» обязуется приступить к строительно-монтажным работам на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания застроенной территории в течение 3 (трех) лет с момента заключения настоящего договора (3.1.8). Реализация договора о развитии застроенной территории является длительной процедурой, выполняемой поэтапно, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории. Исполнение условий дополнительного соглашения в редакции, заключение в которой в судебном порядке требует Администрация ГО г. Уфа, приведет к неисполнению обязательств Акционерным обществом "Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок. Решение вопроса об образовании земельных участков в соответствии с утвержденной проектной документацией, на которых расположены объекты и социальной инфраструктуры, возможно только истцом в пределах властных полномочий органа местного самоуправления. В рассматриваемой ситуации реализаций данных полномочий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия соответствующего обращения ответчика. Специальным законодательством об обязательствах, возникающих из договора о развитии застроенной территории, не предусмотрено возложение на застройщика риска невозможности исполнения обязательств муниципального образования, то есть обязанность исполнять договор без встречного предоставления со стороны муниципального образования, что, по сути, превращало бы предоставление застройщика в дарение. В случае невозможности исполнения муниципальным образованием своих обязательств, предусмотренных положениями градостроительного законодательства и условиями договора о развитии застроенной территории (исполнение сделки является юридически невозможным в том числе из-за градостроительных ограничений, установленных органом власти), по общим правилам прекращаются и обязательства исполнителя такого договора, а следовательно, муниципальное образование не вправе требовать от инвестора-застройщика исполнения в натуре - передачи в муниципальную собственность объектов недвижимости. Изложенное соответствует правовой позиции, содержащейся в пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом 25.11.2020, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2020 N 301-ЭС19-25810. Судом принято во внимание отсутствие в аукционной документации и в договоре условий о том, что объекты социальной инфраструктуры подлежат передаче в муниципальную собственность безвозмездно, в связи с чем требование о заключении дополнительного соглашения к договору, которым не определена стоимость объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность неправомерно. По смыслу статей 174, 182 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение суда должно быть исполнимым. Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права. Как следует из дополнительного соглашения № 1 от 10.12.2019г. к договору № 40-РТ от 31.10.2013г., Стороны пришли к соглашению определить перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, путем подписания Сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору в течение 2-х месяцев после утверждения проекта планировки и межевания территории. На основании пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ). Из содержания дополнительного соглашения № 1 от 10.12.2019г. к договору № 40-РТ от 31.10.2013г., следует, что между сторонами возникла необходимость продления действия договора № 40-РТ от 31.10.2013г., поскольку Администрация ГО г. Уфы РБ уже в 2019 году обязательства по договору в полном объеме не исполняла. При этом, согласно пункту 3.1.21 Договора: «Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется в течение 2-х месяцев после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору». Таким образом, стороны обязаны были заключить дополнительное соглашение не позднее 19.03.2016 года. Между тем, Администрацией ГО г. Уфа РБ в адрес Акционерного общества "Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан было направлено письмо (исх. №01-05-00613/11 от 04.03.2022) с требованием исполнить пункт 3.1.19 договора № 40-РТ от 31.10.2013г. Письмо аналогичного характера с приложением проекта дополнительного соглашения в договору было направлено истцом в адрес ответчика 15.04.2022 г. (№01-05-01102/11). Таким образом, судом установлено бездействие Администрации ГО г. Уфа РБ в части исполнения п. 3.1.19. договора № 40-РТ от 31.10.2013г. в течение более двух лет. Действия Администрации, исполнявшего условия договора № 40-РТ от 31.10.2013г. на протяжении десяти лет с установленным фактом неисполнения обязательств в полном объеме, по подаче рассматриваемого иска в условиях, когда прошел срок исполнения пункта 3.1.19. договора, может свидетельствовать о злоупотреблении правом со стороны Администрации, единственной целью которого является избежание дополнительных затрат по договору без исполнения собственных обязательств по развитию социальной инфраструктуры территории, подлежащей развитию. В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. При заключении договора Акционерное общество "Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан рассчитывало, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан будет исполнять свои обязательства по договору надлежащим образом, то есть в полном объеме и в сроки, предусмотренные договором и нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика о том, что своевременное исполнение обязательств застройщиком зависит не только от его воли, но и от надлежащего исполнения органом местного самоуправления встречных обязанностей, в установленные законом и договором сроки. Нарушение администрацией сроков совершения необходимых распорядительных действий и исполнения обязательств привело к невозможности исполнения ответчиком обязательств в сроки, предусмотренные договором. В соответствии с положениями ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно п. 1, 2 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Согласно статье 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске. В соответствии с положениями п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела. Таким образом, вопреки доводам истца срок на подписание дополнительного соглашения, предусмотренного п. 3.1.19. договора № 40-РТ от 31.10.2013г. установлен до 19.03.2016 года, именно с этой даты истец должен был знать о нарушении своего права. Срок исковой давности по заявленным требованиям ограничен датой – 20.03.2019г. Иск поступил в суд через канцелярию суда посредством Сервиса подачи документов в электронном виде http://my.arbitr.ru. 19.04.2022, то есть по истечении срока исковой давности. Согласно правовой позиции, отраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 304-ЭС19-21956, при одном и том же нарушении права выбор способа его защиты не должен приводить к возможности изменения исчисления срока исковой давности. Иной подход позволил бы манипулировать институтом исковой давности в ущерб принципу правовой определенности в гражданско- правовых правоотношениях. При этом, как это вытекает из определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2022 г. за N 305-ЭС21-22289 по делу N А40-199994/2020, условие о сохранении действия договора до полного исполнения обязательства, предусмотренное договором, не влияет на исчисление срока исковой давности и не продлевает его течение, а лишь устанавливает период применимости к отношениям сторон условий договора (статья 425 ГК РФ). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований по указанным основаниям. Доводы сторон, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имеют существенного значения и не могут повлиять на правильность изложенных в нем выводов. Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Уфа РБ отказать. Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru. Судья Д.П. Кузнецов Суд:АС Республики Башкортостан (подробнее)Истцы:Администрация ГО г.Уфа РБ (подробнее)Ответчики:АО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (подробнее)Иные лица:Прокуратура РБ (подробнее)Прокуратура Республики Башкортостан (подробнее) Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (подробнее) Последние документы по делу:Судебная практика по:Злоупотребление правомСудебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ Исковая давность, по срокам давности Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ |