Постановление от 7 февраля 2024 г. по делу № А05-576/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000 http://fasszo.arbitr.ru 07 февраля 2024 года Дело № А05-576/2023 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Трощенко Е.И., при участии от акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» ФИО1 (доверенность от 01.04.2023 № Д-413/2023), от общества с ограниченной ответственностью «Магнитно-Резонансный Томограф-диагностика» ФИО2 (доверенность от 27.12.2023), рассмотрев 07.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магнитно-Резонансный Томограф-диагностика» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу № А05-576/2023, общество с ограниченной ответственностью «Магнитно-Резонансный Томограф-диагностика», адрес: 163072, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163000, <...> (далее – Комиссия), и Правительству Архангельской области, адрес: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – Правительство) о признании незаконным решения Комиссии от 30.11.2022 № 2 «О внесении изменений в тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в части подпункта 1 пункта 1 о внесении изменений в разделы 1, 2 приложения № 14 к Тарифному соглашению. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – Фонд), Министерство здравоохранения Архангельской области (адрес: 163004, <...>; далее – Министерство), акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107045, Москва, переулок Уланский, дом 26, помещение 3.01, далее – ООО «СК «СОГАЗ-Мед»), общество с ограниченной ответственностью «Капитал Медицинское Страхование» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115184, Москва, улица Б.Татарская, дом 13, строение 19; далее – ООО «Капитал Медицинское Страхование»), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая стоматологическая поликлиника» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница имени Е.Е.Волосевич» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» (ОГРН1022900549319, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская больница № 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская клиническая больница № 2 скорой медицинской помощи» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (ФИО3)» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Коряжемская городская больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: Архангельская область, <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Северный медицинский клинический центр им. Н.А.Семашко Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), федеральное государственное бюджетное учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: <...>), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем - Архангельск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 163060 <...>), общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСкан» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 165302 <...>). Решением суда первой инстанции от 19.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявление. Общество указывает, что тарифы не рассчитываются исходя из стоимости Территориальной программы, а определяются из суммы затрат, однако отсутствие необходимых денежных средств, недостатки планирования, несбалансированность Территориальной программы не являются основаниями для снижения тарифов на оплату медицинской помощи. Общество отмечает, что в случае нехватки финансовых средств в связи с повышенной заболеваемостью используются средства нормированного страхового запаса, при этом после заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи с Фондом и страховыми организациями Общество утратило возможность добровольно отказаться от оказания услуг по ОМС на основании изменения тарифов, деятельность в сфере ОМС не является предпринимательской, следовательно, норма о рисковом характере такой деятельности к данным правоотношениям неприменима. Общество указывает, что в связи с принятым Комиссией решением заявитель недополучил оплату оказанных медицинских услуг в размере 1 174 651 руб. 76 коп. По мнению подателя жалобы, даже в случае признания правомерным самого изменения тарифов, неправомерным является принятие решения о придании им обратной силы (решение принято 30.11.2022, а тарифы вступили в силу с 01.11.2022). В отзыве на кассационную жалобу Комиссия ссылается на наличие у нее полномочий по изменению тарифов и соответствующие основания для этого, в связи с чем просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Фонд в отзыве на кассационную жалобу также считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а приведенные Обществом доводы – несостоятельными. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО «СК «СОГАЗ-Мед» возражал против ее удовлетворения. Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет деятельность в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области. В соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 10.01.2022 № 68, заключенным с ТФОМС и страховыми медицинскими организациями Архангельской области (далее – договор № 68), заявитель оказывает застрахованным по ОМС медицинские услуги по проведению КТ и МРТ. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в тарифном соглашении. Формирование тарифного соглашения и рассмотрение тарифов в сфере ОМС осуществляет Комиссия. Тарифное соглашение в сфере ОМС Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Тарифное соглашение) утверждено 27.12.2021 решением Комиссии № 5. Тарифы на КТ и МРТ исследования установлены в приложении 14 к Тарифному соглашению. Комиссия 30.11.2022 приняла решение № 2 «О внесении изменений в тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2022 год» (далее – решение № 2), согласно которому в Тарифное соглашение в сфере ОМС Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесен ряд изменений. В абзаце 7 подпункта 1 пункта 1 решения № 2 указано, что применяемые при оплате медицинской помощи, оказанной с 01.11.2022, изменения вносятся в приложении 14 «Тарифы на оплату медицинских услуг, оказанных в амбулаторных условиях» разделы 1, 2, 6.1, 7.1, 9.1; данные изменения изложены в редакции согласно приложению № 6 к настоящему решению. На основании указанного решения тарифы на МРТ и КТ исследования снижены с 01.11.2022: на МРТ – на 13 %, на КТ – на 38 % по сравнению с тарифами, установленными тарифным соглашением. Считая, что решение № 2 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель оспорил его в соответствующей части в судебном порядке. По результатам исследования материалов дела по правилам статьи 71 АПК РФ суды отказали Обществу в удовлетворении заявления. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Согласно статье 9 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации. Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 36 Закона № 326-ФЗ). На основании указанной нормы на территории Архангельской области распоряжением Правительства Архангельской области от 15.10.2019 № 464-рп «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области» создана соответствующая Комиссия, утвержден ее состав. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 28.12.2021 № 778-пп (далее – Территориальная программа). Частью 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона № 323-ФЗ и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 данного Закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом. Деятельность Комиссии регулируется Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – Положение о Комиссии), являющимся приложением 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила ОМС). Согласно подпункту 4 пункта 4 Положения о Комиссии таковая осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ. Согласно подпункту 3 пункта 2 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2020 № 1397н (далее – Требования), тарифное соглашение включает в себя раздел «тарифы на оплату медицинской помощи». В силу подпункта «е» пункта 9.2 Требований в тарифное соглашение вносятся изменения при принятии Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решений, приводящих к необходимости внесения изменений в тарифное соглашение, в том числе изменении тарифов на оплату медицинской помощи, и (или) решений об изменении тарифов на оплату медицинской помощи. Как установлено судами, пунктом 18 Тарифного соглашения предусмотрена корректировка тарифов на оплату медицинской помощи по всем условиям оказания медицинской помощи, включая подушевые нормативы финансирования, в трех случаях: 1) при внесении изменений в территориальную программу ОМС; 2) при изменении доходной части бюджета ТФОМС, за исключением доходов, имеющих целевое назначение и не включенных в стоимость территориальной программу ОМС; 3) при существенном отклонении фактической стоимости медицинской помощи от расчетной с целью обеспечения сбалансированности объемов и стоимости в расчетах территориальной программы ОМС. Поскольку при заключении договора № 68, пунктом 14 которого определялось, что оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам, установленным в Тарифном соглашении, суды обоснованно отклонили ссылку Общества на невозможность предусмотреть изменение тарифов. Данное условие договора Обществом не оспорено и согласуется с пунктами 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которым допускается изменение устанавливаемых уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления тарифов после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В соответствии с частью 11 статьи 36 Закона № 326-ФЗ стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда. Размер бюджетных ассигнований бюджета Фонда на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Архангельской области на 2022 год определен законом Архангельской области от 22.12.2021 № 521-31-ОЗ «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В данном случае Фондом подготовлен проект постановления Правительства Архангельской области «О внесении изменений в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы», которым с учетом высокой заболеваемости и реальной потребности населения Архангельской области в специализированной медицинской помощи по профилю «онкология» увеличен норматив объема медицинской помощи по этому профилю в условиях дневного стационара с 0,009007 до 0,010649 случая лечения на 1 застрахованное лицо. Постановлением Правительства Архангельской области от 29.11.2022 № 976-пп внесены изменения в Территориальную программу (далее – Постановление № 976-пп), в частности, изменены объемы медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по проведению диагностических исследований по КТ и МРТ, а также внесены изменения утвержденной стоимости территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по условиям ее оказания в 2022 году (увеличился норматив объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и стоимость территориальной программы за счет средств ОМС по КТ). На основании изменений Территориальной программы и в соответствии с положениями пункта 18 Тарифного соглашения Комиссия оспариваемым решением № 2 внесла изменения в тарифы на одно исследование методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) (раздел 1 приложения 14 к Тарифному соглашению) и тарифы на одно исследование методом компьютерной томографии (КТ) (раздел 2). Как установили суды, тарифы за одно исследование МРТ и КТ, утвержденные на территории Архангельской области с 01.01.2022, рассчитаны в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной разделом XII Правил обязательного медицинского страхования (далее – Методика расчета), утвержденных Правилами ОМС, их размер компенсирует расходы медицинских организаций, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определенную частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ, и их применение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022. Таким образом, изменения тарифов произведено Комиссией обоснованно, в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с установленными нормами права. Оснований считать внесенные изменения произвольными суды правомерно не усмотрели. Ссылка подателя жалобы на применение оспариваемого решения к отношениям, сложившимся до него, судами обоснованно отклонена, так как с учетом принятого договором № 68 порядка оплаты медицинской помощи и положений пункта 2 статьи 424 ГК РФ изменение в тариф допускается и после заключения договора. Как верно отметили суды, оспариваемое решение само по себе не изменяет процедуры, связанные с оказанием медицинской помощи и ее оплатой. Правомерно отклонены судами и ссылки заявителя на возможность использования нормированного страхового запаса, так как в данном случае в порядке статьи 200 АПК РФ оценивалась правомерность вынесенного Комиссией решения вне зависимости от возможности применения иных процедур. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Общества не имелось. Приводимые в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов. Направленность доводов жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», поскольку исследование доказательственной стороны спора к полномочиям суда округа не относится. Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу № А05-576/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магнитно-Резонансный Томограф-диагностика» - без удовлетворения. Председательствующий Л.И. Корабухина Судьи О.Р. Журавлева Е.И. Трощенко Суд:14 ААС (Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)Истцы:ООО "Магнитно-Резонансный Томограф-Диагностика" (подробнее)Ответчики:Правительство Архангельской области (подробнее)Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области (подробнее) Иные лица:министерство здравоохранения Архангельской области (подробнее)Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (подробнее) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич" (подробнее) ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" (подробнее) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская городская клиническая поликлиника №1" (подробнее) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Северодвинская городская клиническая больница №2 скорой медицинской помощи" (подробнее) ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "НОВОДВИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА" (подробнее) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная клиническая больница" (подробнее) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер" (подробнее) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер" (подробнее) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Вельская центральная районная больница" (подробнее) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Няндомская центральная районная больница" (подробнее) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Северодвинская городская больница №1" (подробнее) ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "КОРЯЖЕМСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА" (подробнее) АО государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова" (подробнее) ГБУЗ Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)" (подробнее) ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СЕВЕРНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМЕНИ Н.А. СЕМАШКО ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА" (подробнее) ООО "Капитал медицинское страхование" (подробнее) АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГАЗ-МЕД" (подробнее) ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть №58 Федерального медико-биологического агентства" (подробнее) ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем - Архангельск" (подробнее) ООО "Евроскан" (подробнее) Последние документы по делу: |