Решение № 2А-852/2026 от 25 марта 2026 г. по делу № 2А-852/2026Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) - Административное УИД № 61RS0001-01-2025-006621-36 Именем Российской Федерации « Дело № 2а-852/2026 г. Ростов-на-Дону 12» марта 2026 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи ВернигоровойГ.А., при секретаре судебного заседания Бабилоевой М.Н., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, Межрайонная ИФНС России № 25 по Ростовской области (далее - МИФНС России № 25 по Ростовской области, налоговый орган, административный истец) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 (далее – ФИО1, административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование заявленных административных исковых требований МИФНС России № 25 по Ростовской области указала на то, что на налоговом учете в МИФНС России № 25 по Ростовской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 (ИНН <***>),который обязан уплачивать законно установленные налоги в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сбора обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. По состоянию на 04.01.2023 у ФИО1 образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 7590,75 рублей, которое до настоящего времени не погашено. По состоянию на 11.12.2023 сумма задолженности, подлежащей взысканию в порядке ст. 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включенная в заявление о взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо, составляет 15365,17 рублей, в том числе налог в размере 13685,12 рублей, пени в размере 180,05 рублей. Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой (не полной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений: - налога на имущество физических лиц в размере 1643,00 рублей за 2018 – 2022 годы; - налога на профессиональный доход в размере 723,12 рублей за 2023 год, - пени в размере 1680,5 рублей; - транспортный налог в размере 11319,00 рублей за 2016 – 2022 годы. Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, за налогоплательщиком ФИО1 зарегистрированы объекты налогообложения: - квартира, расположенная по адресу: 344000, <...>, кадастровый номер 61:44:0082615:12737, площадь 34,5, дата регистрации права 24.10.2017; - автомобиль легковой, ВАЗ 211440, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2009,дата регистрации права 10.02.2012, дата утраты права 10.02.2012; - автомобиль легковой, ВАЗ 217030, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2008, дата регистрации права 30.06.2012; - автомобиль легковой ХУНДЭ АКЦЕНТ, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2005, дата регистрации права 20.07.2012, дата утраты права 13.10.2012; - автомобиль легковой РЕНО ЛОГАН, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, 2006 года выпуска, дата регистрации права 13.11.2012, дата утраты права 28.05.2013; - автомобиль легковой ШЕВРОЛЕ КРУЗ, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, 2013 года выпуска, дата регистрации права 28.06.2016, дата утраты права 28.06.2016; - автомобиль легковой, ХУНДЭ АКЦЕНТ, государственный регистрационный знак <***> 761 регион, VIN <***>, год выпуска 2005,дата регистрации права 12.12.2017, дата утраты права 13.11.2019; -автомобиль легковой, ВАЗ 21093, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2004, дата регистрации права 10.11.2016, дата утраты права 16.12.2017; - автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000), марка/модель 37026 0000010, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN X8937026АD0СLl650, государственный регистрационный знак <***> 161 регион, год выпуска 2013, дата регистрации права 25.08.2021, дата утраты права 21.12.2021; - автомобиль грузовой (кроме включенных по коды 57000), марка модель MAN без модели, государственный регистрационный номер <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2002, дата регистрации права 28.03.2022; - автомобиль легковой ХУНДЭ АКЦЕНТ, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2004,дата регистрации права 08.-8.2012, дата утраты права 24.07.2013; - автомобиль легковой, МИЦУБИСИ LANCER, 1,6, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2004, дата регистрации права 20.06.2020, дата утраты права 22.06.2021. Налоговым органом в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ в отношении ФИО1 выставлено и направлено требование от 08.07.2023 № 27348 на сумму 8469 рублей 2 копейки, в котором сообщалось о наличии у него отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления с требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС. До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено. В соответствии с ч. 3 ст. 123.3 КАС РФ к заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа Задолженность образовалась в вязи с неуплатой (не полной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений: - налога на имущество физических лиц в размере 1643,00 рублей за 2018 – 2022 годы; - налога на профессиональный доход в размере 723,12 рублей за 2023 год, - пени в размере 1680,5 рублей; - транспортный налог в размере 11319,00 рублей за 2016 – 2022 годы. На основании изложенного, административный истец просил суд: взыскать в пользу Межрайонной ИФНС № 25 по Ростовской области с ФИО1, ИНН <***> за счет имущества физического лица в размере 15365,17 рублей, в том числе по налогам - 13685,12 рублей, пени, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в размере 1680,05 рублей, на общую сумму 15365,17 рублей. Также МИФНС России № 25 по Ростовской области совместно с административным исковым заявлением подано ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявление. В обоснование доводов административный истец указывает на то, что является одной из крупнейшей инспекций Федеральной налоговой службы РФ по Ростовской области, состоит из двух районов. Территориально делится на Кировский район г. Ростова-на-Дону и Пролетарский район г. Ростова-на-Дону. Предусмотренный действующим законодательством срок на подачу заявления о взыскании пропущен, в связи с загруженностью в работе отраслевого отдела, собирающего соответствующий пакет документов для дальнейшей передачи в суд, учитывая сокращенные сроки на обращение в суд, установленные законом. Загруженность в работе образовалась в связи со взысканием имущественных налогов с физических лиц территориально расположенных в Кировском и Пролетарском районов г. Ростова-на-Дону. МИФНС России № 25 по Ростовской области в судебное заседание не явилась, извещена в установленном законом порядке, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено, явку представителей не обеспечило. Административный ответчик в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция, направленная по адресу регистрации, о явке в судебное заседание, возвращена адресату в связи с истечением срока хранения. Суд, руководствуясь ст. 165.1 ГК РФ, приходит к выводу о том, что административный ответчик несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, сведения о котором имеются в базе данных РАСР УВМ ГУ МВД России по Ростовской области. Учитывая положения ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие сторон. Рассмотрев материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании, ФИО1 (ИНН <***>) состоит на налоговом учете в МИФНС России № 25 по Ростовской области Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, за налогоплательщиком ФИО2 зарегистрированы объекты налогообложения: - квартира, расположенная по адресу: 344000, <...>, кадастровый номер 61:44:0082615:12737, площадь 34,5, дата регистрации права 24.10.2017; - автомобиль легковой, ВАЗ 211440, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2009, дата регистрации права 10.02.2012, дата утраты права 10.02.2012; - автомобиль легковой, ВАЗ 217030, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2008, дата регистрации права 30.06.2012; - автомобиль легковой ХУНДЭ АКЦЕНТ, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2005, дата регистрации права 20.07.2012, дата утраты права 13.10.2012; - автомобиль легковой РЕНО ЛОГАН, государственный регистрационный знак <***> 161 регион, VIN <***>, 2006 года выпуска, дата регистрации права 13.11.2012, дата утраты права 28.05.2013; - автомобиль легковой ШЕВРОЛЕ КРУЗ, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, 2013 года выпуска, дата регистрации права 28.06.2016, дата утраты права 28.06.2016; - автомобиль легковой, ХУНДЭ АКЦЕНТ, государственный регистрационный знак <***> 761 регион, VIN <***>, год выпуска 2005,дата регистрации права 12.12.2017, дата утраты права 13.11.2019; -автомобиль легковой, ВАЗ 21093, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2004, дата регистрации права 10.11.2016, дата утраты права 16.12.2017; - автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000), марка/модель 37026 0000010, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN X8937026АD0СLl650, государственный регистрационный знак <***> 161 регион, год выпуска 2013, дата регистрации права 25.08.2021, дата утраты права 21.12.2021; - автомобиль грузовой (кроме включенных по коды 57000), марка модель MAN без модели, государственный регистрационный номер <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2002, дата регистрации права 28.03.2022; - автомобиль легковой ХУНДЭ АКЦЕНТ, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2004,дата регистрации права 08.-8.2012, дата утраты права 24.07.2013; - автомобиль легковой, МИЦУБИСИ LANCER, 1,6, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN <***>, год выпуска 2004, дата регистрации права 20.06.2020, дата утраты права 22.06.2021. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 24.06.2018 № 8246337 согласно которому ФИО1 уведомлен о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 847,00 рублей; с установлением срока уплаты налога не позднее 03.12.2018; от 28.06.2019 № 4316769 согласно которому ФИО1 уведомлен о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в размере 1530,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 104,00 рублей, с установлением срока уплаты налога не позднее 02.12.2019. 03.08.2020 МИФНС России № 25 по Ростовской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 17197979 согласно которому ФИО1 уведомлен о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 1275,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 332,00 рублей. 01.09.2021 МИФНС России № 25 по Ростовской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 № 30525768 согласно которому ФИО1 уведомлен о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в размере 392,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 365,00 рублей, с установлением срока уплаты налога не позднее 01.12.2021. Также МИФНС России № 25 по Ростовской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 01.09.2022 № 7580854 согласно которому ФИО1 уведомлен о необходимости уплаты транспортного налога за 2021 год в размере 1492,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2021 год в размере 401,00 рублей, с установлением срока уплаты налога не позднее 01.12.2022. МИФНС России № 25 по Ростовской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 29.07.2023 № 61737926 согласно которому ФИО1 уведомлен о необходимости уплаты транспортного налога за 2022 год в размере 5783,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 441,00 рублей, с установлением срока уплаты налога не позднее 01.12.2023. Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование от 08.07.2023 № 27348 согласно которому ФИО1 был уведомлен о наличии у него недоимки по Транспортному налогу с физических лиц в размере 5536,00 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 1202,00 рублей, налогу на профессиональный доход в размере 551,46 рублей; пени в размере 1179,56 рублей, с установлением срока для уплаты налога до 28.08.2023. 02.05.2024 на судебный участок № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону поступило заявление № 3052 от 11.12.2023 о вынесении в отношении ФИО1 ИНН <***>, судебного приказа о взыскании с него задолженности за период с 2016 по 2023, за счет имущества физического лица в размере 15365,17 рублей. В том числе: налог на имущество физических лиц в размере 1643,00 за 2018 – 2022 года; налог на профессиональный доход в размере 723,12 рублей за 2023 год; пени в размере 1680 рублей 05 копеек; транспортный налог в размере 11319,00 рублей за 2016 – 2022годы (копия данного заявления приложена МИФНС России № 25 по Ростовской области к рассматриваемому административному исковому заявлению). Мировым судьей судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону 02.05.2024 вынесен судебный приказ № 2а-1.2-575/2024 о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России № 25 по ростовской области с ФИО1 задолженности за период с 2016 по 2023 годы, за счет имущества физического лица в размере 15365 рублей 17 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 1643, 00 рублей за 2018 – 2022 годы, налог на профессиональный доход в размере 723 рублей 12 копеек за 2023 год, пени в размере 1680 рублей 5 копеек, транспортный налог в размере 11319 рублей 00 копеек за 2016 – 2022 годы. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 23.05.2024 судебный приказ мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону № 2а-1.2-575/2024 от 02.05.2024 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам по заявлению МИФНС № 25 по Ростовской области отменен. Мировым судьей судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону 06.03.2025 вынесен судебный приказ № 2а-1.2-273/2025 о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области с ФИО1 задолженности за период с 2023 года по 2024 год, за счет имущества физического лица в размере 13339,88 рублей, в том числе: налогу на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложению в границах городского округа за 2023 год в размере 486,00 рублей; налог на профессиональный доход за 2024 февраль в размере 129,00 рублей; налог на профессиональный доход за 2023 август в размере 143,34 рублей; налог на профессиональный доход за 2023 март в размере 37,50 рублей; налог на профессиональный доход за 2024 январь в размере 141,00 рублей; налог на профессиональный доход за 2023 январь в размере 15,00 рублей; налог на профессиональный доход за 2023 ноябрь в размере 320,40 рублей; налог на профессиональный доход за 2023 декабрь в размере 150,00 рублей; налог на профессиональный доход за 2023 май в размере 64,14 рублей; налог на профессиональный доход за 2024 август в размере 519,00 рублей; налог на профессиональный доход за 2024 март в размере 126,00 рублей; налог на профессиональный доход за 2024 апрель в размере 129,00 рублей; суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 3368,50 рублей; транспортный налог с физических лиц за 2023 год в размере 7711,00 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 25.03.2025 судебный приказ мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону № 2а-1.2-273/2025 от 06.03.2025 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам по заявлению МИФНС № 25 по Ростовской области отменен. 30.10.2025 Межрайонная ИФНС № 25 по Ростовской области обратилась в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением к ФИО1. о взыскании недоимки по налогам и пени. Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.12.2025 административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области к ФИО1.о взыскании задолженности по налогам передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону. Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц. В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 подпункта 1пункта 1статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. В соответствии с подпунктом 2 статьи 1, статей 4, 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2023 введен в действие механизм единого налогового счета (далее - ЕНС) в целях учета платежей в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности. Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности. Пункты 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи: 1) со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи; 2) со дня, на который приходится срок уплаты налога, зачтенного в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате такого налога; 3) со дня учета на едином налоговом счете совокупной обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса при наличии на эту дату положительного сальдо единого налогового счета в части, в отношении которой может быть определена принадлежность сумм денежных средств, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи; 4) со дня зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса; 5) со дня перечисления денежных средств не в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом не выдан исполнительный документ, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 6) со дня удержания налоговым агентом сумм налога, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента. Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы. В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении транспортных средств, имеющих двигателя (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1. настоящего пункта) налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц(пункт 3). В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физическое лицо, обладающее правом собственности на имущество, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ. Объектами налогообложения признаются жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, единый недвижимый комплекс, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения (п. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ). Сумма налога исчисляется налоговым органом по истечению налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ). Согласно п 4. ст.3 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" - налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение "Мой налог" предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования об уплате задолженности в сроки, установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требования об уплате задолженности налоговый орган вправе взыскать имеющуюся у налогоплательщика задолженность в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.11 п.6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Согласно положениями ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (чч. 1-2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требований, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (ч. 4). Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов (обязательных платежей является основанием для начисления налоговым органом пени. В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Аналогичным образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (Определения от 27 марта 2018 года № 611-О и от 17 июля 2018 года № 1695-О). Таким образом, пропуск административным истцом установленного законом шести месячного срока для обращения в суд за защитой своих интересов в отсутствие для этого объективных, уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные) (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта2016 г. N 11). Согласно Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25 октября 2024 года № 48-П абзац 2 пункта 4 статьи 48 Налогового Кодекса РФ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку он в системе действующего правового регулирования предполагает обязанность суда, рассматривающего административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, проверять соблюдение налоговым органом не только шестимесячный срок на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момент отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для его восстановления. Исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, сопоставив их с доводами административного искового заявления, суд приходит к выводу о том, что МИФНС № 25 по Ростовской области существенным образом пропустила предусмотренный приведенными выше нормативными положениями срок для взыскания с. ФИО1 задолженности по имущественному, транспортному налогу, а также по налогу на профессиональный доход поскольку налоговый орган пропустил срок подачи заявления, установленный ст. 48 НК РФ, из которого следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечении срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное непредусмотрено настоящим пунктом. Шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Исходя из п. 1 ч. 9 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом требования об уплате задолженности, направленного после 1января 2023 года, в соответствии со ст. 69 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), которое прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно). В случае если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 рублей; либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 000 рублей. В силу п. 2 ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 263-ФЗ при определении размера совокупной обязанности не учитываются: суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта взыскании таких сумм. Так, требование об уплате налога от 08.07.2023 № 27348 согласно которому ФИО1 был уведомлен о наличии у него недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 5536,00 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 1202,00 рублей, налогу на профессиональный доход в размере 551,46 рублей; пени в размере 1179,56 рублей, должно быть исполнено не позднее 28.08.2023. МИФНС России № 25 по Ростовской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 29.07.2023 № 61737926 согласно которому ФИО1 уведомлен о необходимости уплаты транспортного налога за 2022 год в размере 5783,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 441,00 рублей, должен быть уплачен не позднее 01.12.2023. 02.05.2024 на судебный участок № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону поступило заявление № 3052 от 11.12.2023 о вынесении в отношении ФИО1 ИНН <***>, судебного приказа о взыскании с него задолженности за период с 2016 по 2023, за счет имущества физического лица в размере 15365,17 рублей. В том числе: налог на имущество физических лиц в размере 1643,00 за 2018 – 2022 года; налог на профессиональный доход в размере 723,12 рублей за 2023 год; пени в размере 1680 рублей 05 копеек; транспортный налог в размере 11319,00 рублей за 2016 – 2022годы (копия данного заявления приложена МИФНС России № 25 по Ростовской области к рассматриваемому административному исковому заявлению). Мировым судьей судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону 02.05.2024 вынесен судебный приказ № 2а-1.2-575/2024 о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России № 25 по ростовской области с ФИО1 задолженности за период с 2016 по 2023 годы. За счет имущества физического лица в размере 15365 рублей 17 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 1643, 00 рублей за 2018 – 2022 годы, налог на профессиональный доход в размере 723 рублей 12 копеек за 2023 год, пени в размере 1680 рублей 5 копеек, транспортный налог в размере 11319 рублей 00 копеек за 2016 – 2022 годы. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 23.05.2024 судебный приказ мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону № 2а-1.2-575/2024 от 02.05.2024 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам по заявлению МИФНС № 25 по Ростовской области отменен. 30.10.2025 Межрайонная ИФНС № 25 по Ростовской области обратилась в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением к ФИО1. о взыскании недоимки по налогам и пени. Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.12.2025 административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области к ФИО1.о взыскании задолженности по налогам передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону. Рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявленными требованиями, суд не находит уважительных причин для восстановления пропущенного срока, поскольку налоговым органом не представлены доказательства наличия объективных обстоятельств, исключавших своевременное обращение в суд. Пропуск административным истцом установленного законом шести месячного срока для обращения в суд за защитой своих интересов, в отсутствие для этого объективных уважительных причин, является самостоятельным основанием для отказа в иске. При этом суд не находит уважительных причин для восстановления названного срока, принимая во внимание значительность промежутка времени, на который такой срок был пропущен, а также то, что МИФНС № 25 по Ростовской области не указано на наличие объективных обстоятельств, исключавших своевременное обращение в суд. Таким образом, суд считает необходимым оставить без удовлетворения административное исковое заявление административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области к ФИО1 (ИНН <***>) о взыскании задолженности за счет имущества физического лица в размере 15365 рублей, в том числе по налогам в размере 13685,12 рублей, пени, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в размере 1680,05 рублей. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд В удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области о восстановлении срока на подачу административного иска – отказать. В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области к ФИО1 взыскании недоимки по налогам и пени - отказать Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2026 года Председательствующий: подпись Суд:Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) (подробнее)Истцы:Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы №25 по Ростовской области (подробнее)Судьи дела:Вернигорова Галина Александровна (судья) (подробнее) |