Решение № 2А-568/2024 2А-568/2024~М-548/2024 М-548/2024 от 19 ноября 2024 г. по делу № 2А-568/2024




УИД *** Дело ***


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

**.**.****г. гор.Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области в составе судьи Алексеевой Н.В.

при секретаре Николаевой Т.Г.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области к Ч.С.В. о взыскании задолженности по налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец Управление ФНС по Псковской области (с учетом уточнений) обратилось в суд с административным иском к административному ответчику Ч.С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

Заявленные требования мотивированы тем, что Ч.С.В. в соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ обязан уплачивать установленные налоги.

В соответствии со ст.11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счета лица (далее - ЕНС) который ведется в отношении каждого физического лица.

Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использование единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В соответствии с п.11 НК РФ задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

В соответствии с п.2,3 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с физического лица, являющего индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

По состоянию на **.**.****г. сумма задолженности, подлежащая взысканию, составляет 20824 руб. 34 коп., в том числе налог - 13524 руб., пени - 7300 руб. 35 коп.

Задолженность образовалась в связи с неуплатой налогоплательщиком следующих начислений: пени в размере 7300 руб. 35 коп., транспортный налог за **.**.****г. годы в размере 13524 руб.

В собственности Ч.С.В. находились следующие ТС: марки УАЗ 33909, дата регистрации права **.**.****г. года, дата утраты права **.**.****г.; марки ММЗ554М, дата регистрации права **.**.****г., дата утраты права **.**.****г..

В адрес налогоплательщика были направлены следующие налоговые уведомления: от **.**.****г. ***, от **.**.****г. ***, от **.**.****г. ***, от **.**.****г. ***, от **.**.****г. ***, от **.**.****г. ***, где сообщалось о необходимости уплаты исчисленной суммы налога.

**.**.****г. Ч.С.В. была произведена уплата задолженности на сумму 6400 руб., которая поступила на единый налоговый счет, признана единым налоговым платежом, зачтена на недоимку, начиная с наиболее раннего момента ее выявления, транспортный налог за **.**.****г. год.

Налоговый орган просил восстановить пропущенный процессуальный срок для взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу за **.**.****г. годы и пени, начисленные на суммы задолженности, поскольку налоговый автомат своевременно не выявил возникшую у ответчика задолженность, признать изложенные обстоятельства уважительными.

За **.**.****г. годы взыскать с административного ответчика транспортный налог в размере 7124 руб., пени в размере 7300 руб. 35 коп., а всего 14424 руб. 35 коп.

Представитель административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представили заявление, дело просят рассмотреть без участия представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя административного истца.

Административный ответчик Ч.С.В. в суде показал, что грузовой а/м был снят с учета, на легковой а/м службой судебных приставов наложен запрет на совершение регистрационных действий, поэтому снять его с учета он не мог, сделать это удалось лишь в **.**.****г. году.

**.**.****г. он уплатил задолженность по транспортному налогу и пени за **.**.****г. годы, обязанность по уплате налога и пени за данный период времени признает, за **.**.****г. год квитанции об уплате налога не сохранились, считает, что налоговым органом пропущен срок для взыскания налога за **.**.****г. годы и пени, оснований для восстановления срока не имеется.

Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность всех платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения изложены и в пп.1 п.1 ст.23 НК РФ.

В определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П разъяснено, что обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (ст.45 НК РФ).

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

В соответствии со ст.358 НК РФобъектом налогообложения признаются в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом статей 359, 361-362 НК РФ и ст.2 Закона Псковской области от **.**.****г. ***-оз "О транспортном налоге" на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Как установлено в судебном заседании Ч.С.В. на праве собственности принадлежало следующее имущество:

ТС марки УАЗ 33909, снят с регистрационного учета **.**.****г.;

ТС марки ММЗ554М, **.**.****г. право прекращено.

Сведения о принадлежности ТС административному ответчику проверена судом, ОГИБДД МО МВД России «Печорский» представлена соответствующая информация.

В адрес налогоплательщика направлены следующие налоговые уведомления:

*** от **.**.****г. об уплате транспортного налога за 2014 год на ТС марки УАЗ 33909 и ТС марки ММЗ554М на общую сумму 7140 руб., по сроку уплаты не позднее **.**.****г.;

*** от **.**.****г. об уплате транспортного налога за 2017 год на ТС марки УАЗ 33909 в размере 1140 руб., по сроку уплаты не позднее **.**.****г.;

*** от **.**.****г. об уплате транспортного налога за 2019 год на ТС марки УАЗ 33909 в размере 1140 руб.;

*** от **.**.****г. об уплате транспортного налога за 2020 год на ТС марки УАЗ 33909 в размере 1368 руб., по сроку уплаты не позднее **.**.****г.;

*** от **.**.****г. об уплате транспортного налога за 2021 год на ТС марки УАЗ 33909 в размере 1368 руб., по сроку уплаты не позднее **.**.****г.;

*** от **.**.****г. об уплате транспортного налога за 2022 год на ТС марки УАЗ 33909 в размере 1368 руб., по сроку уплаты не позднее **.**.****г..

Итого за 2014, 2017, 2019-2022 годы общая сумма задолженности по транспортному налогу по указанным уведомлениям составляет 13524 руб.

Помимо этого налоговым органом начислены пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, произведен их расчет, где размер пени за 2014 год за период с **.**.****г. по **.**.****г. составляет 5767 руб. 86 коп., за 2017 год за период с **.**.****г. по **.**.****г. - 523 руб. 71 коп., за 2019 год за период с **.**.****г. год по **.**.****г. - 348 руб. 52 коп., за 2020 год за период с **.**.****г. по **.**.****г. - 327 руб. 61 коп., за 2021 год за период с **.**.****г. по **.**.****г. - 243 руб. 64 коп., за 2022 года за период с **.**.****г. по **.**.****г. - 89 руб. 01 коп.

Итого за 2014, 2017, 2019-2022 годы общая сумма пени составила 7300 руб. 35 коп.

В адрес налогоплательщика направлено требование ***, из которого следует, по состоянию на **.**.****г. задолженность по транспортному налогу составляет 12156 руб., пени - 5708 руб. 93 коп.

**.**.****г. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, **.**.****г. судебный приказ был вынесен на общую сумму 20824 руб. 35 коп., в том числе по налогам - 13524 руб., пени - 7300 руб. 35 коп.

В связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, определением от **.**.****г. судебный приказ отменен, что и послужило основанием для обращения с рассматриваемым иском в суд.

**.**.****г. административным ответчиком произведена оплата задолженности в размере 6400 руб., в судебном заседании Ч.С.В. пояснил, что признает наличие задолженности по транспортному налогу за 2019-2022 годы и пени, в связи с чем им произведена оплата задолженности именно за указанный период.

Налоговый орган подтверждает поступление денежных средств от ответчика в указанном размере, но указывает, что данная денежная сумма поступила на ЕНС и зачтена в задолженность за более ранний период - транспортный налог за 2014 год.

С 1 января 2023 года вступил в силу ФЗ от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым глава 1 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 11.3 Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет.

Исходя из п.4 ст.11.3 НК РФ единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).

В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах: неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей); излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

При этом в силу п.1 ч.2 ст.4 ФЗ от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.

В соответствии с пп.2 п.7 ст.11.3 ГК РФ при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм.

Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (п.1 ст.57 НК РФ).

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.363 НК РФ).

Согласно п.3 ст.409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В рассматриваемом случае задолженность по уплате транспортного налога образовалась за конкретные периоды, по каждому из которых исчислен и размер пени.

За 2019-2022 годы общий размер задолженности по транспортному налогу составляет 5244 руб., размер пени за данный же период - 1008 руб. 78 коп.

Итого на общую сумму 6252 руб. 78 коп.

**.**.****г. административным ответчиком произведена оплата задолженности за указанный налоговый период, признаваемый и исполненный ответчиком. Факт оплаты задолженности признается и стороной административного истца.

Следовательно, задолженность по транспортному налогу и пени за период с 2019-2022 года признается судом обоснованной, подлежащей удовлетворению, и исполненной Ч.С.В. в полном объеме.

Касательно взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы и пени, то исходя из анализа приведенного выше законодательства, а также позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2024 года, из которой следует, что суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности (в том числе по пеням) после отмены судебного приказа в связи с подачей налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, обязан проверить, соблюдены налоговым органом все предусмотренные п.4 ст.48 НК РФ сроки осуществления действий по судебному взысканию налоговой задолженности, включая сроки обращения за вынесением судебного приказа, обстоятельств настоящего дела, а именно, что налоговый орган не обращался за взысканием задолженности по налогам за период 2014, 2017 годы в судебном порядке, то есть недоимка за указанные периоды взысканием обеспечены не была (с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился лишь в мае 2024 года), срок взыскания налога за приведенный период по состоянию на 31 декабря 2022 года истек.

Соответственно, оснований для включения задолженности за указанный период в сумму неисполненных обязательств (размер совокупной обязанности) при формировании единого налогового счета Ч.С.В. и определении отрицательного сальдо отсутствовали.

Более того во время судебного разбирательства административный истец обратился в суд с иском с ходатайством, в котором просил восстановить пропущенный процессуальный срок по взысканию задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы в размере 8280 руб., пени на эту задолженность в размере 6291 руб. 57 коп., указав, что налоговый автомат своевременно не выявил возникшую задолженность для формирования заявления о вынесении судебного приказа, изложенные обстоятельства признать уважительными.

Тем самым, налоговый орган подтвердил необеспечение взысканием по указанному виду налога, периоду, факт пропуска срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ст.48 НК РФ).

Однако в этом случае налоговому органу надлежит представить доказательства, подтверждающие уважительную причину пропуска такого срока.

Вместе с тем таковых доказательств суду не представлено, несвоевременное выявление налоговым автоматом задолженности не может быть отнесено к уважительным причинам пропуска срока для обращения в суд за судебной защитой, никаких иных доводов (доказательств) в связи чем был допущен пропуск срока налоговым органом не представлено, вследствие чего оснований для восстановления срока не имеется, а соответственно в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2014 и 2017 годы и пеней, как производных от основного требования надлежит, отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.286-291 КАС РФ,

РЕШИЛ:


Исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области к Ч.С.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Ч.С.В., **.**.****г. года рождения, ИНН ***, транспортный налог за 2019-2022 годы в размере 5244 руб., пени за 2019-2022 годы в размере 1008 руб. 78 коп., а всего 6252 руб. 78 коп.

Решение в указанной части считать исполненным.

В остальной части о взыскании с Ч.С.В. транспортного налога и пени за 2014, 2017 годы, восстановлении срока на подачу административного искового заявления, в удовлетворении требований Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья Алексеева Н.В.

Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.



Суд:

Печорский районный суд (Псковская область) (подробнее)

Судьи дела:

Алексеева Наталья Викторовна (судья) (подробнее)