Решение № 2А-1160/2020 2А-1160/2020~М-77/2020 М-77/2020 от 26 февраля 2020 г. по делу № 2А-1160/2020




Дело №2а-1160/2020

22RS0068-01-2020-000081-34


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Мехонцевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 581руб., пени по налогу на имущество физических лиц 14,14 руб., недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 478 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО1 на праве собственности в 2014, 2015 годах принадлежало недвижимое имущество. Данное имущество признается объектом налогообложения, в связи с чем налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц и земельного налога. Налоговые уведомления, требования об уплате налогов направлены налогоплательщику, однако, оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по указанным налоговым платежам. Вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила заявление, в котором просила провести судебное заседание в ее отсутствие.

Также от административного ответчика поступило встречное исковое заявление о взыскании с налогового органа компенсации морального вреда, в принятии которого в рамках данного административного дела отказано, так как встречные требования не направлены к зачету первоначального требования, так как во встречном иске заявлено неимущественное требование. Встречное исковое заявление приобщено к материалам дела как возражения административного ответчика, согласно которым ФИО1 является пенсионером, в связи с чем освобождена от уплаты налога на имущества в отношении единственного жилья, которым является квартира по адресу .....

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст.ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом в соответствии со ст. 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.

В соответствии с положениями ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно ст. 397 НК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 839 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края» (в редакции на дату уплаты налога) установлены налоговые ставки для собственников земельных участков в зависимости от их предназначения, ставка 0,1 % устанавливается для земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенные для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый №, вид разрешенного использования – для эксплуатации жилого дома, что подтверждается сведениями ЕГРН, представленными по запросу суда.

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 477535 руб.

Расчет земельного налога за 2014 год произведен налоговым органом в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ исходя из кадастровой стоимости земельного участка, налоговой ставки и периода владения земельным участком (один год): 477535 руб. х 0,1% х 12/12 = 478 руб.

Сумма налога, указанная в налоговом уведомлении, проверена судом и признана верной.

В соответствии с информацией, представленной МИФНС России № 15 по Алтайскому краю по запросу суда, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по возрасту.

Пунктом 5 ст.391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ) предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков - пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Однако данная редакция пункта 5 ст.391 НК РФ применяется к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды, начиная с 2017 года.

Соответственно, при исчислении земельного налога за 2014 год данная льгота применению не подлежит.

В соответствии со ст.ст. 399, 400, 401 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ч.1 ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Поскольку в Алтайском крае решение об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на момент исчисления налога за 2015 не принималось, налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов собственности.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» коэффициент-дефлятор в 2015 году составил 1,147.

Налоговые ставки установлены Решением Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 N 375 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции на дату возникновения правоотношений).

Налоговые ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и составляют от суммы свыше 500000 рублей до 800000 рублей включительно 0,5 % (для квартиры).

Согласно сведениям ЕГРН в 2015 году ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:

- квартира по адресу ...., кадастровый №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- квартира по адресу ...., кадастровый №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговая база по квартире по адресу .... составляет 278696 руб., по квартире по адресу .... – 286711 руб. Соответственно, суммарная инвентаризационная стоимость превышает 500000 руб., в связи с чем налог на имущество подлежит исчислению по ставке 0,5 %.

Размер налога в отношении квартиры по адресу .... за 5 месяцев владения составит: 278696 руб. х 0,5 % х 5/12 = 581 руб.; в отношении квартиры по адресу .... за 5 месяцев владения: 286711 руб. х 0,5 % х 5/12 = 597 руб.

Аналогичный расчет суммы налогов произведен налоговым органом в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии с положениями ст.407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется в отношении жилого дома или части. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

В данном случае налоговым органом учтено право ФИО1 на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, льгота предоставлена по квартире по адресу ...., по которой исчислен наибольший налог.

Сведения о предоставлении налоговой льготы по данному объекту приведены в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного Налоговым кодексом РФ порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч.4 ст.57, п.6 ст.58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с положениями ст.ст. 69,70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 пункта 3 статьи НК РФ).

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2014 год от ДД.ММ.ГГГГ № с расчетом налога и сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ. Почтовый идентификатор, присвоенный почтовому отправлению, указан в самом налоговом уведомлении. Адрес места жительства налогоплательщика, указанный в налоговом уведомлении и списке заказных писем, соответствует месту его регистрации на момент направления уведомления, что подтверждается адресной справкой.

В связи с неисполнением обязанности об уплате земельного налога в установленный срок ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ. Почтовый идентификатор, присвоенный почтовому отправлению, указан в требовании. Адрес места жительства налогоплательщика соответствует месту его регистрации на момент направления требования.

Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.

Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год от ДД.ММ.ГГГГ № с расчетом налога и сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному налоговому уведомлению. Адрес места жительства налогоплательщика, указанный в налоговом уведомлении и списке заказных писем, соответствует месту его регистрации на момент направления уведомления.

В связи с неисполнением обязанности об уплате налога на имущество физических лиц в установленный срок ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному требованию. Адрес места жительства налогоплательщика соответствует месту его регистрации на момент направления требования.

Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.

Поскольку суммы налогов и пени в требованиях № (по земельному налогу) и № (по налогу на имущество физических лиц) менее 3000 руб., в том числе при их сложении, налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данных налогов в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы обязательных платежей.

Срок исполнения более раннего требования - до ДД.ММ.ГГГГ, трехлетний срок истек ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о выдаче судебного приказа по указанным требованиям административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.

Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу и налогу на имущество отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ.

В суд с настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с ответчика земельного налога за 2014 год и налога на имущество физических лиц за 2015 год.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из расчета административного истца по требованию №, в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2015 год административному ответчику начислены пени в размере 14,14 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный расчет судом проверен и признан верным.

С учетом изложенного требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме. С ФИО1 в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 478 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 581 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,14 руб. с зачислением в соответствующий бюджет.

В соответствии со ст.103 КАС РФ с административного ответчика в бюджет муниципального образования городского округа – города Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 400 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 478 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 581 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,14 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.К.Ваншейд



Суд:

Центральный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) (подробнее)

Судьи дела:

Ваншейд Анна Константиновна (судья) (подробнее)