Решение № 2-1912/2020 2-1912/2020~М-1840/2020 М-1840/2020 от 5 октября 2020 г. по делу № 2-1912/2020




Дело № 2-1912/2020 5 октября 2020 года


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Поковба А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

установил:


ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

Требования мотивировала тем, что 13 марта 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 24 марта 2020 года в назначении пенсии ей отказано из-за недостаточности стажа работы с особыми условиями труда. При этом ответчиком не был включён в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном (полуторном) исчислении период работы в качестве медицинской сестры палат реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии-реанимации в <***> с 26 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года. В указанный спорный период она работала медицинской сестрой-анестезистом отделения анестезиологии-реанимации, то есть в отделении больницы хирургического профиля, работа в котором даёт право на исчисление стажа в льготном порядке. Работодателем подтверждена работа в особых условиях труда справкой, уточняющей особый характер работы. Потому просила возложить на ответчика обязанность назначить ей страховую пенсию по старости с 4 апреля 2020 года. Также просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 рублей.

В судебное заседание истец, представитель ответчика и представитель третьего лица государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Ранее в предварительном судебном заседании представитель третьего лица ФИО2 суду пояснила, что сведения индивидуального (персонифицированного) учёта о работе истца в 2019 году направлены в Пенсионный фонд Российской Федерации 31 декабря 2019 года. Считала, что требования истца о назначении пенсии являются обоснованными.

Согласно письменному отзыву на иск представитель ответчика ФИО3 просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что спорный период работы истца с 26 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года не был включён в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по причине отсутствия соответствующих сведений на выписке из лицевого счёта застрахованного лица. Сведения индивидуального (персонифицированного) учёта о работе истца в указанный период по форме «СЗВ-СТАЖ» сданы страхователем только 21 апреля 2020 года.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела ФИО1 <№>, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Согласно статье 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как указано в части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665) предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Правила № 781).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В приложениях к Правилам № 781 в разделе «Наименование должностей» названы медицинские сёстры-анестезисты, в разделе «Наименование структурных подразделений» – отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц.

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что 16 августа 1993 года истец ФИО1 принята на работу санитаркой операционной травматологического отделения в <***>.

С 6 января 1997 года она переведена на работу в качестве медицинской сестры палат реанимации и интенсивной терапии в отделение анестезиологии и реанимации, а с 1 октября 2001 года – в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации.

В настоящее время истец работает в этом же учреждении на должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации перинатального центра.

15 июня 2000 года ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, на её имя в Пенсионном фонде Российской Федерации имеется индивидуальный лицевой счёт.

13 марта 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

В назначении страховой пенсии по старости ответчик отказал по причине недостаточности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Согласно решению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) от 24 марта 2020 года <№> пенсионный орган посчитал, что у истца с учётом вступившего в законную силу решения Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 января 2020 года по гражданскому делу <№> имеется стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, продолжительностью 29 лет 11 месяцев 19 дней.

Оспариваемый истцом период работы в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации перинатального центра с 26 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года не включён в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по причине отсутствия соответствующих сведений на выписке из лицевого счёта застрахованного лица.

На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ) сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, передаются страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом.

Как указано в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ), предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта предоставляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Из пояснений представителя третьего лица, а также распечатки электронной отчётности, переданной страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, следует, что вопреки утверждением стороны ответчика соответствующие сведения о работе истца в должности и в учреждении, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (с кодом условий для досрочного назначения пенсии «27-ГДХР»), за весь 2019 год (по 31 декабря 2019 года включительно) переданы 31 декабря 2019 года.

Также представленными в материалы дела письменными доказательствами подтверждается, что 25 марта 2020 года от ответчика работодателю истца поступил запрос о предоставлении индивидуальных сведений в отношении истца по форме «СЗВ-СТАЖ» с типом «НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ» за 2019 год и 2020 год. Соответствующие сведения вновь были переданы страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи 26 марта 2020 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик необоснованно отказал во включении в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в льготном (полуторном) исчислении период работы с 26 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года.

С учётом включения в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном (полуторном) исчислении вышеуказанного периода работы у истца имеется стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, продолжительностью 30 лет, при этом такой стаж она приобрела 4 октября 2019 года.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон № 350-ФЗ) для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что с 1 января 2019 года пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Закону № 400-ФЗ, то есть ввёл период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости.

В приложении 7 к Закону № 400-ФЗ определено, что для лиц, которые в 2019 году приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 этого же Федерального закона, страховая пенсия по старости может быть им назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, в соответствии с действующим правовым регулированием страховая пенсия по старости истцу может быть назначена не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.

Поскольку в настоящее время такой срок ожидания для истца истёк, она для реализации своего права обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении желаемой пенсии.

По делу судом установлено, что с таким заявлением истец ФИО1 обратилась к ответчику 13 марта 2020 года.

Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона.

Как указано в пункте 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Следовательно, исковые требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости подлежат удовлетворению, при этом такая пенсия ей должна быть назначена с 4 апреля 2020 года (4 октября 2019 года + 6 месяцев).

В соответствии со статьёй 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При рассмотрении дела истец ФИО1 пользовалась услугами представителя ФИО4, который изучил представленные истцом документы, консультировал истца, составил исковое заявление, участвовал в двух предварительных судебных заседаниях в качестве представителя.

В подтверждение своих расходов на оплату таких услуг истцом в материалы дела представлены договор об оказании услуг в области права от 28 мая 2020 года и расписка о получении денежных средств от 28 мая 2020 года, согласно которым индивидуальный предприниматель ФИО4 получил от истца денежные средства в размере 12 000 рублей за оказанные услуги по составлению искового заявления и представлению интересов в суде.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов.

Сторона ответчика не представила суду доказательств чрезмерности понесённых истцом судебных расходов.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что размер расходов на оплату услуг представителя, понесённых истцом по настоящему делу, не является неразумным и чрезмерным.

Принимая во внимание характер спора по настоящему делу, объём составленного представителем документа, время, затраченное им на участие в судебных заседаниях, с учётом требований разумности и справедливости, суд считает, что расходы истца на оплату услуг представителя должны быть возмещены в полном объёме в размере 12 000 рублей.

Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также взыскиваются с ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 4 апреля 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 12 300 рублей (Двенадцать тысяч триста рублей).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов



Суд:

Ломоносовский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) (подробнее)

Судьи дела:

Сафонов Роман Сергеевич (судья) (подробнее)