Решение № 2А-600/2020 2А-600/2020~М-691/2020 М-691/2020 от 15 октября 2020 г. по делу № 2А-600/2020Пуровский районный суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные 89RS0007-01-2020-001582-96 Дело № 2а-600/2020 Именем Российской Федерации г. Тарко-Сале 15 октября 2020 года Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Козловой М.В. при секретаре судебного заседания Минилбаевой Е.Р., рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам на доходы физических лиц, Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу обратился в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным иском к ФИО1, указав следующее. 24.03.2016 административный ответчик ФИО1 представила декларацию по налогу на доходы физического лица за 2015 год. Однако налог на доходы физических лиц за 2015 год в размере <данные изъяты> руб. ФИО1 не уплатила. Налогоплательщику ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № от 28.07.2016. В требовании ФИО1 было предложено при наличии разногласий произвести сверку с Инспекцией. До настоящего времени задолженность по налогу на доходы физических лиц ФИО1 не погашена. С учетом этого административный истец просил суд взыскать с ФИО1 в бюджет задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты>. Одновременно с этим административный истец просил суд восстановить ему пропущенный срок для взыскания задолженности с ФИО1 Вместе с тем, причину, по которой пропущен срок для обращения в суд по вопросу взыскания задолженности по уплате налога, в связи с давностью ее образования, административный истец объяснить затруднился. 10.09.2020 определением Пуровского районного суда административное исковое заявление принято к производству, возбуждено административное дело. Судом было назначено предварительное судебное заседание для выяснения причин пропуска административным истцом срока на подачу административного искового заявления. В судебное заседание 15.10.2020 представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу при надлежащем извещении не явился. Административный ответчик ФИО1 при надлежащем извещении участия в судебном заседании 15.10.2020 также не принимала, о причинах неявки не сообщила, ходатайств, заявлений, относительно заявленных требований, суду не представила. Между тем, неявка в судебное заседание надлежаще извещенных сторон в соответствии с ч. 2 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства РФ не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Оценив доводы ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным иском к ФИО1, исследовав письменные доказательства, представленные в деле, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы, предусмотрена также п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 38 НК РФ, объектом налогообложения признается - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает виды налогов и сборов в Российской Федерации - федеральные, региональные и местные. Налог на доходы физических лиц является федеральным. В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Как следует из ст. 209, 210 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также от источников в Российской федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено другими пунктами названной статьи (п. 1 ст. 224 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, налогоплательщику требования об уплате налога (ч. ч. 2, 5 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ч. 1 ст. 70 НК РФ). В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ) и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4 ст. 69 НК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (ч. 2 ст. 48 НК РФ) обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании задолженности подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Из буквального толкования ч.ч. 2, 3 ст. 48 НК РФ следует, что процедура взыскания недоимки по уплате налогов не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с соответствующим заявлением. Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства. Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. По состоянию на 28.07.2016 общая сумма налогов, подлежащая уплате ФИО1, превысила 3 000 руб. и составила <данные изъяты> руб. Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц ФИО1 не исполнена в добровольном порядке. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № административному ответчику ФИО1 направлено с указанием срока его исполнения до 11.08.2016. Между тем, в течение шести месяцев со дня истечения установленного срока исполнения требований об уплате налога, налоговый орган с соответствующим заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в суд не обратился. Административный иск подан только 08.09.2020, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, административный истец суду не представил. При таких обстоятельствах, в связи с установлением факта пропуска срока обращения в суд для взыскания задолженности по налогам без уважительной причины, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в сумме <данные изъяты>. - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 16.10.2020. Председательствующий М.В. Козлова Суд:Пуровский районный суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) (подробнее)Судьи дела:Козлова Марина Владимировна (судья) (подробнее) |