Решение № 2-1929/2023 2-301/2024 2-301/2024(2-1929/2023;)~М-1727/2023 М-1727/2023 от 30 января 2024 г. по делу № 2-1929/2023Ленинский районный суд (Республика Крым) - Гражданское № Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ пгт. Ленино <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО6 при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием прокурора ФИО3, ФИО1 ответчика ФИО1 <адрес> Республики Крым ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску прокурора ФИО1 <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым, третье лицо – Управление образования ФИО1 <адрес> Республики Крым, о возложении обязанности выполнить определенные действия, Прокурор ФИО1 <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам и просил обязать ФИО1 <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым финансовые средства, необходимые для: - содержания ТЭУ в исправном состоянии и безопасной эксплуатации по укомплектованию подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), организации соответствующего образования и подготовку в необходимом объеме требований квалификационных характеристик;- организации обучения персонала и проверку знаний; - обеспечения формирования аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта; - организации по предотвращению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (обеспечение средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью); - обеспечения приведения устройств заземления в исправное состоянии, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации; - обеспечения надлежащей эксплуатация и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения ТЭУ, ограждение территории котельной; а также обязать МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым в течение 3 месяцев с момента получения денежных средств организовать: - содержание ТЭУ в исправном состоянии и безопасной эксплуатации по укомплектованию подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), организации соответствующего образования и подготовку в необходимом объеме требований квалификационных характеристик; - обучение персонала и проверку знаний; - формирование аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта; - предотвращение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (обеспечение средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью); - обеспечение приведения устройств заземления в исправное состоянии, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации; - обеспечение надлежащей эксплуатация и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения ТЭУ, ограждение территории котельной. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охраны труда в МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым установлено, что за МБОУ «Ленинская СОШ» на праве хозяйственного ведения закреплен объект (котельная), расположенная по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>. Указанный объект находится на территории школы, примыкает к образовательному учреждению, вблизи места массового нахождения несовершеннолетних. Проведенной прокуратурой района во взаимодействии с специалистами Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым проверкой вскрыт ряд нарушений в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, а также охраны труда. Прокурором в адрес школы направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое осталось неисполненным. В целях устранения нарушений требований законодательства, а также защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, пребывающих в образовательных учреждениях, прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями. Определением суда от 11.12.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования ФИО1 <адрес> Республики Крым. В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. ФИО1 <адрес> Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Иные лица, участвующие в деле, явку ФИО1 в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не уведомили. Выслушав пояснения сторон, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. № «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. ст. 1, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды. Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту –ГК РФ) предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту -Закон №116-ФЗ) экспертизе промышленной безопасности, в том числе, подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. Производственный объект (предприятия или их цехи, участки, площадки) является опасным производственным объектом ввиду наличия признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ. В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить, помимо прочего, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Под охраной здоровья граждан в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подразумевается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставлении ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одной из целей государственной политики в интересах детей согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее -Закон №124-ФЗ) является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ) определено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами В письме Министерства просвещения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АК-576/02 «О подготовке к началу учебного года» приведены рекомендации по проведению мероприятий по оценке готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу 2023/24 учебного года (далее - Рекомендации). В соответствии с п. 3.3 Рекомендаций, при проведении "мероприятий по оценке готовности организаций к началу нового учебного года в работе комиссии рекомендуется включить оценку организации безопасной эксплуатации энергоустановок (электротеплоустановок), их технического состояния, в том числе, обеспечения надежности схемы электротеплоснабжения, её соответствия категории энергоприемников, содержания энергоустановок в работоспособном состоянии и их безопасной эксплуатации, проведения своевременного и качественного технического обслуживания, ремонта, испытаний энергоустановок и энергооборудования. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ). В силу ст. 20 Закона № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила №). Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок определены приказом Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее - Правила №н). Из материалов дела следует, что прокуратурой ФИО1 Республики Крым проведена проверка соблюдения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охраны труда в МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым, в ходе которой установлено, что за МБОУ «Ленинская СОШ» на праве хозяйственного ведения закреплен объект (котельная), расположенная по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес> Указанный объект находится на территории школы, примыкает к образовательному учреждению, вблизи места массового нахождения несовершеннолетних. Проведенной прокуратурой района во взаимодействии с специалистами Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым проверкой вскрыт ряд нарушений в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, а также охраны труда. Так, в нарушении ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.1.1, 2.3.1 Правил № руководителем школы для содержания тепловых энергетических установок (далее - ТЭУ) к в исправном состоянии и безопасной эксплуатации не обеспечено укомплектование подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), специалисты не имеют соответствующее их должности образование, а рабочий персонал подготовку в объеме требований квалификационных характеристик. В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТКРФ, пп. 2.3.8.4, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил № рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (согласно должностной инструкции осуществляет обслуживание и ремонт тепловых сетей), не пройдено обучение и проверка знаний Правил № в уполномоченном органе государственного энергетического надзора. Протоколы проверки знаний и удостоверения, установленного образца, выданные уполномоченным органом по результатам проверки отсутствуют. В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.2.1, 2.7.3, ДД.ММ.ГГГГ Правил № руководителем учреждения не обеспечено формирование аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, не составлен перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта. Вопреки ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.2.1, 2.10.2 Правил № руководителем учреждения не обеспечена организация системы организационных и технических мероприятий по предотвращению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (кочегары теплопункта и рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений не обеспечены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью), диэлектрические рукавицы для работы в действующих электроустановках не подвергаются электрическим испытаниям в соответствии требованиями нормативных документов (протоколы испытаний отсутствуют). В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.2.5, 1.3, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил № ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ не обеспечено приведение устройств заземления в исправное состояние, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации. В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп 2.2.1, 3.2.1 Правил № руководителем учреждения не обеспечена надлежащая эксплуатация и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения ТЭУ, ограждение территории котельной отсутствует, <адрес> в целях устранения нарушений ранее в адрес МБОУ «Ленинская СОШ» ФИО1 <адрес> Республики Крым внесено представление от 06.09.2023г., которое по итогам рассмотрения признано обоснованным. Вместе с тем до настоящего времени нарушения не устранены. МБОУ «Ленинская СОШ» ФИО1 <адрес> Республики Крым является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование <адрес> Республики Крым в лице ФИО1 <адрес> Республики Крым. Согласно Уставу МБОУ «Ленинская СОШ» ФИО1 <адрес> Республики Крым утвержденного постановлением ФИО1 <адрес> Республики Крым учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование <адрес> Республики Крым в лице ФИО1 <адрес> Республики Крым. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет ФИО1 <адрес> Республики Крым в лице Управления образования ФИО1 <адрес> Республики Крым. Согласно Положению об Управлении образования ФИО1 <адрес> Республики Крым Управление имеет статус юридического лица, обладает полномочиями муниципального заказчика, осуществляющего закупки для муниципальных нужд; является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным организациям в сфере образования; формирует и утверждает муниципальные задачи, имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципальными организациями сферы образования муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществлять контроль их деятельности. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Таким образом, исполнение требований законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охраны труда, является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, в данном случае – ФИО1 <адрес> Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения. Суд считает, что надлежащим ответчиком в части обеспечения финансирования на указанные цели является собственник имущества, то есть ФИО1 <адрес> Республики Крым, которая в силу вышеизложенных положений законодательства обладает полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в том числе и на указанные цели. Таким образом, Управление образования ФИО1 <адрес> Республики Крым правомерно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. При этом, возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления, в данном случае ФИО1 <адрес> Республики Крым, обязанность по обеспечению в муниципальных образовательных учреждениях безопасных условий, необходимых в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охраны труда, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, в связи с чем доводы ответчиков в этой части подлежат отклонению судом. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, судом достоверно установлено, что при эксплуатации котельной МБОУ «Ленинская СОШ» ФИО1 <адрес> Республики Крым в должной мере не осуществляется надлежащий контроль при эксплуатации оборудования котельной, имеются нарушения в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охране труда, и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования прокурора ФИО1 <адрес> Республики <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Суд полагает, что возложение обязанности на МБОУ «Ленинская СОШ» устранить нарушения, указанные в исковом заявлении, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, будет разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон. В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Иск прокурора ФИО1 <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым удовлетворить. Обязать ФИО1 <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым финансовые средства, необходимые для: - содержания ТЭУ в исправном состоянии и безопасной эксплуатации по укомплектованию подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), организации соответствующего образования и подготовку в необходимом объеме требований квалификационных характеристик; - организации обучения персонала и проверку знаний; - обеспечения формирования аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта; - организации по предотвращению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (обеспечение средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью); - обеспечения приведения устройств заземления в исправное состоянии, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации; - обеспечения надлежащей эксплуатация и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения ТЭУ, ограждение территории котельной. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 <адрес> Республики Крым в течение 3 месяцев с момента получения денежных средств организовать: - содержание ТЭУ в исправном состоянии и безопасной эксплуатации по укомплектованию подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), организации соответствующего образования и подготовку в необходимом объеме требований квалификационных характеристик; - обучение персонала и проверку знаний; - формирование аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта; - предотвращение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (обеспечение средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью); - обеспечение приведения устройств заземления в исправное состоянии, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации; - обеспечение надлежащей эксплуатация и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения ТЭУ, ограждение территории котельной. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым. Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья ФИО7 Суд:Ленинский районный суд (Республика Крым) (подробнее)Судьи дела:Киселева Олеся Олеговна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |