Решение № 2А-1379/2020 2А-1379/2020~М-1331/2020 М-1331/2020 от 27 ноября 2020 г. по делу № 2А-1379/2020Зерноградский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные Именем Российской Федерации 27 ноября 2020 года город Зерноград Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В., при секретаре Цой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, Административный истец Межрайонная ИФНС России № 18 по Ростовской области обратился в Зерноградский районный суд, Ростовской области с административным иском к административному ответчику ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере, зачисляемые в бюджетный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей за 2018 год, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области и является плательщиком налогов и страховых взносов, поскольку имел статус ИП с 21.07.2004г. по 16.05.2019г. В соответствии с п.1 ст. 430 НК РФ на перечисленных в п.1 ст. 419 НК РФ лиц, законодательно установлена обязанность по уплате страховых взносов за себя на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, и на обязательное пенсионное страхование, исходя из своего дохода. Административный ответчик не выполнил свои обязанности по оплате страховых взносов и налогов, находящихся на специальном режиме. В соответствии с п.5 ст. 430 НК РФ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащий уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве ИП. Обязанность по уплате страховых взносов по ОПС и ОМС за 2018 год в полном объеме налогоплательщик не исполнил, в связи с чем, ему было направлено требование № 1679 от 15.01.2019 года на сумму налогов <данные изъяты> рублей, пеня в размере <данные изъяты> рублей, в настоящее время сумма задолженности по требованию составляет <данные изъяты> рублей. В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога в соответствии со ст. 75 НК РФ, должнику были начислены пени в сумме <данные изъяты> рублей за неуплату налога в размере одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от неполученной суммы налога за каждый день просрочки. Поскольку требование № 1679 от 15.01.2019 года было выставлено более <данные изъяты>, налоговый орган на основании абз.4 п.1 ст. 48 НК РФ обратился в шестимесячный срок с заявлением на выдачу судебного приказа, восстановлении срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа. 14 сентября 2020 года мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам, пени, в связи с истечением срока подачи заявления. Административный истец полагает, что процессуальный срок пропущен по уважительной причине, в связи с техническим сбоем программного обеспечения, что не позволило в автоматическом режиме вовремя выявить недоимку. В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело без его участия, и удовлетворить заявленные требования. Административный ответчик ФИО1, в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом извещен о месте, времени и дате рассмотрения дела, причин уважительности своей неявки в суд не сообщил. Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59 КАС РФ, суд приходит к следующему: В соответствии с п.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков, уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах. Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (страховых взносов) должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. В силу пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Судом установлено, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области и является плательщиком налогов и страховых взносов, поскольку имел статус ИП с 21.07.2004г. по 16.05.2019г., однако, не выполнил свои обязанности по оплате страховых взносов и налогов, находящихся на специальном режиме, а именно, обязанность по уплате страховых взносов по ОПС и ОМС за 2018 год, в связи с чем ему было направлено требование № 1679 от 15.01.2019 года на сумму налогов <данные изъяты> рублей, пеня в размере <данные изъяты> рублей, в настоящее время сумма задолженности по требованию составляет <данные изъяты> рублей. В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога в соответствии со ст. 75 НК РФ должнику были начислены пени в сумме <данные изъяты> рублей за неуплату налога в размере одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от неполученной суммы налога за каждый день просрочки. Поскольку требование № 1679 от 15.01.2019 года было выставлено более <данные изъяты> рублей, налоговый орган на основании абз.4 п.1 ст. 48 НК РФ обратился в шестимесячный срок с заявлением на выдачу судебного приказа, восстановлении срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа. 14 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Зерноградского судебного района вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам, пени, в связи с пропуском срока на подачу заявления. 26 октября 2020 года административный истец обратился в Зерноградский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением, заявив ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления. Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска инспекция ссылалась на то, что предусмотренный действующим законодательством срок на подачу заявления пропущен, в связи с техническим сбоем программного обеспечения, что не позволило в автоматическом режиме вовремя выявить недоимку. Суд не может принять во внимание указанные доводы и исходит из того, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления материалы дела не содержат. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем, суд полагает, что законных оснований для восстановления процессуального срока не имеется, поскольку административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок, так как своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, так как бремя доказывания уважительности причин пропуска срока, возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации. В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что оснований для восстановления срока на обращение административного истца с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не имеется, и соответственно в удовлетворении требования о взыскании такой задолженности с ФИО1 административному истцу надлежит отказать. Руководствуясь ст. 175-180, 219 КАС РФ суд, В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2020 года. Председательствующий судья Н.В.Дробот Суд:Зерноградский районный суд (Ростовская область) (подробнее)Судьи дела:Дробот Наталья Васильевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |