Решение № 2-1490/2023 2-153/2024 2-153/2024(2-1490/2023;)~М-1444/2023 М-1444/2023 от 27 февраля 2024 г. по делу № 2-1490/2023Кудымкарский городской суд (Пермский край) - Гражданское УИД 81RS0006-01-2023-002824-66 <данные изъяты> Дело № 2-153/2024 (№ 2-1490/2023) Именем Российской Федерации 27 февраля 2024 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе: судьи Калиной Е.Д., при секретаре Галкиной А.А., с участием прокурора Карелиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по исковому заявлению Кудымкарского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего Т.Р.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, Кудымкарский городской прокурор в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОСФР по Пермскому краю) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивирует тем, что в Кудымкарскую городскую прокуратуру поступило обращение ФИО2 о не обеспечении ответчиком ее несовершеннолетнего сына Т.Р.Р. техническими средствами реабилитации. Т.Р.Р. является лицом, с ограниченными возможностями, ему присвоена группы инвалидности по категории «ребенок-инвалид» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ Т.Р.Р. рекомендовано техническое средство реабилитации: тутор на всю ногу в количестве 2 штук. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, - до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Т.Р.Р. – ФИО2 обратилась в ОСФР по Пермскому краю с заявлением об обеспечении ее сына техническими средствами реабилитации, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Т.Р.Р. данным техническим средством реабилитации не обеспечен. В связи с отсутствием действующего контракта, несмотря на уведомление ФИО2 о постановке на учет ее сына Т.Р.Р. в течение 30 календарных дней с момента ее обращения извещение о проведении конкурсной процедуры в единой информационной системе не размещалось, контракт на обеспечение ее сына техническим средством реабилитации в установленный срок не заключен. Действиями ОСФР по Пермскому краю, выражающимися в несвоевременном обеспечении необходимым техническим средством реабилитации, Т.Р.Р. причинен моральный вред, а также вред здоровью. Несвоевременное предоставление технического средства реабилитации доставляет Т.Р.Р. неудобства, ограничивается его жизнедеятельность, возможность для правильного и своевременного развития. Сам факт несвоевременного обеспечения Т.Р.Р. техническим средством реабилитации является доказательством того, что ему причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Просит обязать ОСФР по Пермскому краю обеспечить Т.Р.Р. техническим средством реабилитации: тутором на всю ногу в количестве 2 штук, взыскать с ОСФР по Пермскому краю в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. В судебном заседании прокурор Карелина Н.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что средство реабилитации Т.Р.Р. до настоящего времени не выдано. Законный представитель несовершеннолетнего истца Т.Р.Р. - ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлена, причины неявки не сообщила, ходатайства не заявила. В ранее состоявшемся судебном заседании, требования поддержала, пояснила, что ее несовершеннолетней сын тутором на всю ногу в количестве 2 штуки не обеспечен. Представитель ответчика ОСФР по Пермскому краю ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. В письменных возражениях указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или абилитации № от ДД.ММ.ГГГГ Т.Р.Р. поставлен на учет в ОСФР по Пермскому краю по обеспечению техническим средством реабилитации: тутор на всю ногу в количестве 2 штук. В рамках исполнения государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ОСФР по Пермскому краю с Обществом с ограниченной ответственностью «Уральский протезно-ортопедический центр», Т.Р.Р. выслано направления на получение технического средства реабилитации. Основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют. ОСФР по Пермскому краю порядок обеспечения Т.Р.Р. техническими средствами реабилитации не нарушен. Выслушав прокурора, исследовав доводы искового заявления и возражений, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу частей 1 и 2 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 8 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование (часть 12 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации). В абзаце втором пункта 2 названных Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану); При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней. Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели. В подпункте «а» пункта 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги являются выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации. Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ФИО1 является лицом с ограниченными возможностями, установлена группа инвалидности по категории «ребенок-инвалид» на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии № (л.д. 19). ДД.ММ.ГГГГ Бюро № – филиал Федерального казенного учреждения «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» выдало Т.Р.Р. индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида №, согласно которой Т.Р.Р. нуждается в техническом средстве реабилитации в виде тутора на всю ногу в количестве 2 штук. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-26). С заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 как законный представитель несовершеннолетнего Т.Р.Р. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по Пермскому краю (л.д. 27-28). В этот же день заявление ФИО2 ОСФР по Пермскому краю рассмотрено. Т.Р.Р. поставлен на учет по обеспечению техническим средством реабилитации (тутор на всю ногу в количестве 2 штук), о чем выдано уведомление № (л.д. 29). Из письма ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в Кудымкарскую городскую прокуратуру, следует, что объем средств федерального бюджета, выделенный в 2023 году ОСФР по Пермскому краю на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях социального обеспечения, позволил в рамках государственных контрактов удовлетворить заявки от инвалидов об обеспечении в натуральной форме техническими средствами реабилитации, которые поступили с июня 2022 года до конца апреля 2023 года, и удовлетворить потребности инвалидов в средствах ежедневного использования (подгузники, впитывающие простыни, спецсредства), в настоящее время ОСФР по Пермскому краю приступило к размещению и проведению процедур закупок на поставку технических средств реабилитации с целью обеспечения инвалидов в 2024 году, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации будет возможным после заключения государственных контрактов, поставки товара на территорию города Перми и проведения выборочной проверки товара на соответствие требованиям, установленным в государственных контрактах (л.д. 32-33). В ходе рассмотрения дела ОСФР по Пермскому краю проведена работа по заключению государственного контракта на обеспечение инвалидов Пермского края техническими средствами реабилитации: туторами на нижние конечности, в результате которой ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № с Обществом с ограниченной ответственностью «Уральский протезно-ортопедический центр» (л.д. 64-69). В рамках указанного государственного контракта Т.Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ выдано направление № на получение тутора на всю ногу в количестве 2 штук (л.д. 62). Из пояснений законного представителя Т.Р.Р. – ФИО2 установлено судом, что ее несовершеннолетний сын Т.Р.Р. до настоящего времени не обеспечен техническим средством реабилитации: тутор на всю ногу в количестве 2 штук. Факт изготовления и поставки Т.Р.Р. технического средства реабилитации: тутор на всю ногу в количестве 2 штук, в ходе рассмотрения дела судом не установлен, акт приема-передачи товара в материалы дела ответчиком не представлен. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что гарантированное государством право Т.Р.Р. на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническим средством реабилитации, предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, нарушено, в связи с чем на ОСФР по Пермскому краю необходимо возложить обязанность обеспечить Т.Р.Р. техническим средством реабилитации: тутор на всю ногу в количестве 2 штук. В рамках настоящего дела также заявлено требование о взыскании с ОСФР по Пермскому краю в пользу Т.Р.Р. компенсации морального вреда в размере 50000 рублей. В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой (статьи 1064-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 настоящего кодекса. В соответствии с абзацем вторым статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации). В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, помимо прочего, жизнь, здоровье) либо нарушающими имущественные права гражданина. Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе посредством бесплатного обеспечения техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами. Предоставление технических средств реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение им определенного жизненного уровня, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина. С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение техническими средствами реабилитации, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, поэтому действия (бездействие), нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания). Судом установлено нарушение права инвалида на социальную защиту, на гарантированные ему федеральным законом меры по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание равных с другими гражданами возможностей. В результате бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении истцу в установленный срок предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида технического средства реабилитации, нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него необходимые условия жизнедеятельности, чем ему причинены нравственные и физические страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда. Доводы ответчика о том, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, признаются судом необоснованными. При определении размера денежной компенсации причиненного истцу морального вреда суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, индивидуальные особенности истца, признанного лицом с ограниченными возможностями с установлением группы инвалидности по категории «ребенок-инвалид», его возраст (1 год 5 месяцев), характер его заболевание (детский церебральный паралич), степень физических и нравственных страданий истца, обусловленных состоянием его здоровья, длительность нарушения его личных неимущественных прав, руководствуясь правилами разумности и справедливости, а также учитывая, что по смыслу статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда не должна носить формальный характер, ее целью является реальная компенсация причиненных пострадавшему страданий, считает возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 5000 рублей. На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ Пермского края» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку при подаче иска истец был освобожден от ее уплаты. Руководствуясь статьями 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования Кудымкарского городского прокурора в интересах Т.Р.Р. удовлетворить частично. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) обеспечить Т.Р.Р. (ИНН №) техническим средством реабилитации: тутором на всю ногу в количестве 2 штук. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) в пользу ФИО1 (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) в доход бюджета Муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ Пермского края» государственную пошлину в размере 300 рублей. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. <данные изъяты> Судья Е.Д. Калина Решение в окончательной форме принято 27 февраля 2024 года. Суд:Кудымкарский городской суд (Пермский край) (подробнее)Судьи дела:Калина Елена Дмитриевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вредаСудебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ Ответственность за причинение вреда, залив квартиры Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ |