Решение № 2-500/2020 2-500/2020~М-562/2020 М-562/2020 от 11 ноября 2020 г. по делу № 2-500/2020Суджанский районный суд (Курская область) - Гражданские и административные Дело №2-500/2020 УИД: 46RS0023-01-2020-000760-73 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Суджа 11 ноября 2020 года Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Селихова И.В., с участием представителя истца - прокурора Суджанского района Курской области Зуенко А.В., при секретаре Петиной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гуевская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области, администрации Суджанского района Курской области о возложении обязанности осуществить финансирование установки устройства молниезащиты здания и выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности, Прокурор Суджанского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гуевская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области (далее МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области), администрации Суджанского района Курской области о возложении обязанности осуществить финансирование установки устройства молниезащиты здания и выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности. В обоснование указывает, что прокуратурой Суджанского района проведен мониторинг исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях. При проведении мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях установлено, что здание МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области не имеет устройства молниезащиты. При этом школа оснащена электронной техникой (компьютерный класс) и иным комплексом электротехнических устройств. Действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций. Опираясь на положения Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, считает, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просит суд возложить на администрацию Суджанского района Курской области обязанность в срок до 01 апреля 2021 года осуществить финансирование установки устройства молниезащиты здания МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области. Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области обязанность в трехмесячный срок с момента поступления денежных средств выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности – оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты. В судебном заседании прокурор Суджанского района Зуенко А.В. исковые требования поддержал, полагал возможным установить срок осуществления финансирования администрацией муниципального района установки устройства молниезащиты здания образовательного учреждения до 01 ноября 2021 года. Представитель ответчика администрации МО «Суджанский район» Курской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований, вместе с тем просил суд установить срок исполнения требований прокурора в части осуществления финансирования установки устройства молниезащиты здания образовательного учреждения до 01 ноября 2021 года, с учётом большого объёма работы и финансовыми трудностями. Представитель ответчика МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Выслушав прокурора, учитывая мнение ответчика администрации Суджанского муниципального района Курской области, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства. На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. №2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В силу ст. 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах. В силу ст. 5.1 настоящего Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Во исполнение Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Согласно п. 68 указанного Постановления обязательным является применение требований свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», который является актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения». Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли. Требования СП 118.13330.2012 и СНиП 31-06-2009 распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям. Применение на обязательной основе п.п. 4.20 - 4.22 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985). Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д. (п. 1.1.1, п. 1.1.2). При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280. Настоящая Инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, дает определение следующим понятиям. Удар молнии в землю – электрический разряд атмосферного происхождения между грозовым облаком и землёй, состоящей из одного или нескольких импульсов тока. Точка поражения – точка, в которой молния соприкасается с землёй, зданием или устройством молниезащиты. Удар молнии может иметь несколько точек поражения. Устройство молниезащиты – система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Согласно п. 2.2 настоящей Инструкции классификация объектов определяется по опасности ударов молнии для самого объекта и его окружения. Непосредственное опасное воздействие молнии – это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Удары молнии могут быть особо опасны для информационных систем, систем управления, контроля электроснабжения. Для электронных устройств, установленных в объектах разного назначения, требуется специальная защита Таким образом, приведенными выше нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003. Как следует из материалов дела, в частности информации ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» от 14.10.2020, в Суджанском районе Курской области метеорологические наблюдения не производятся, в связи с чем, количество дней с грозами на указанной территории устанавливается на основании данных ближайшей метеорологической станции Рыльск. В 2019 году наблюдалось 26 дней с грозой, количество гроз за эти дни составило 31 случай. За период с 1 января по 14 октября 2020 отмечено 19 дней с грозой, количество гроз достигло 23 случаев. Из представления Суджанского районного прокурора от 04.09.2020 г. в адрес МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области следует, что в результате прокурорской проверки соблюдения образовательным учреждением правил пожарной безопасности установлено, здание школы оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе системы пожарной сигнализации, но устройством молниезащиты здание не оснащено. Предписано принять меры по устранению выявленных нарушений. По сообщению директора МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области от 21.09.2020 г. следует, что лица, допустившие нарушение федерального законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «о дисциплинарном взыскании» ответственному за пожарную безопасность в школе ФИО4 объявлено замечание. В ходе рассмотрения дела установлено, не отрицалось ответчиками, что МКОУ «Гуевская средняя общеобразовательная школа» не имеет устройства молниезащиты, при том, что оснащена электронной техникой (компьютерный класс) и иным комплексом электротехнических устройств. Данное обстоятельство подтверждается также сообщением МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области от 14.10.2020 г., согласно которому по состоянию на 14.10.2020 г. школа располагается в четырех зданиях, площадь зданий составляет 374,3 кв.м., 266 кв.м., 482,2 кв.м., 144,3 кв.м. В школе имеется кабинет информатики, в котором есть 3 компьютера. В образовательном учреждении имеются также средства связи, система пожарной сигнализации, пожаротушения и система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. В настоящее время школа не оснащена молниезащитой по причине отсутствия финансирования. В соответствии с п.п. 1.5, 1.6 Устава МКОУ «Гуевская СОШ» Суджанского района Курской области учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальный район «Суджанский район» Курской области. Согласно п.3.2 Устава к компетенции учредителя относятся, в том числе формирование и утверждение муниципального задания на оказание муниципальных услуг, финансовое обеспечение муниципального задания, а также осуществление контроля за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, именно на муниципальном районе «Суджанский район» Курской области лежит обязанность по финансированию образовательного учреждения. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в нарушение приведенных норм действующего законодательства в образовательном учреждении не соблюдаются требования пожарной безопасности. Отсутствие устройства молниезащиты создает предпосылки для возникновения пожара вследствие замыкания электропроводки при попадании молнии, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся и работников школы. Изложенное свидетельствует о невыполнении ответчиками требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Исходя из особенностей формирования бюджета муниципального района «Суджанский район», суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01 ноября 2021 года, который будет достаточным для осуществления финансирования устройства молниезащиты в здании образовательного учреждения. Разрешая в порядке статьи 98 ГПК РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением гражданского дела, суд принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд Исковое заявление прокурора Суджанского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Гуевская средняя общеобразовательная школа», администрации Суджанского района Курской области о возложении обязанности осуществить финансирование установки устройства молниезащиты здания и выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности удовлетворить. Возложить на администрацию Суджанского района Курской области обязанность в срок до 01 ноября 2021 года осуществить финансирование установки устройства молниезащиты здания Муниципального казенного образовательному учреждения «Гуевская средняя общеобразовательная школа». Возложить на Муниципальное казенное образовательное учреждение «Гуевская средняя общеобразовательная школа» обязанность в трехмесячный срок с момента поступления денежных средств выполнить мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности – оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2020 года. Судья Селихов И.В. Суд:Суджанский районный суд (Курская область) (подробнее)Судьи дела:Селихов Игорь Васильевич (судья) (подробнее) |