Решение № 12-48/2020 от 25 ноября 2020 г. по делу № 12-48/2020

Батыревский районный суд (Чувашская Республика ) - Административные правонарушения



Дело №12-48/2020

УИД: 21RS0003-01-2020-000876-52


Р Е Ш Е Н И Е


по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

25 ноября 2020 года с. Батырево

Судья Батыревского районного суда Чувашской республики Чукмаева Т.Г., с участием представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики ФИО1, действующей на основании доверенности, лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:


Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав администрации Батыревского района Чувашской Республики от 06 октября 2020 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.

ФИО2 не согласившись с указанным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики обратилась в суд с жалобой, указывая на незаконность вынесенного в отношении неё постановления о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.

Также ФИО2 просит восстановить срок для подачи жалобы на постановление.

В судебном заседании заявитель ФИО2 поддержала жалобу по заявленным основаниям и просила постановление отменить и дело производством прекратить.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики ФИО1 заявила, что постановление было вынесено на основании представленных на рассмотрение протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов, нарушений предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований при рассмотрении дела и привлечении ФИО2 к административной ответственности комиссией допущено не было.

Изучив доводы ФИО2, изложенные в жалобе, выслушав представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы ФИО2

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).

Из разъяснений, изложенных в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).

При этом законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанного в части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, поэтому вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Рассматривая ходатайство ФИО2 о восстановлении срока обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ, полагаю, что основания для его удовлетворения имеются.

Так из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что первоначально жалоба на постановление от ДД.ММ.ГГГГ была подана ФИО2 в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ процессуальный срок, с учетом положения статьи 4.8 КоАП РФ. Однако ДД.ММ.ГГГГ жалоба возвращена судьей Батыревского районного суда, как поданная с пропуском срока и не содержащая ходатайство о восстановлении срока обжалования, поскольку в жалобе заявитель неверно указала дату постановления как от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о наличии правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока, принимая во внимание, что первоначально жалоба была подана ФИО2 в установленный законом срок.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее это правонарушения, лицо, совершившее это правонарушение, и его виновность, характер и размер ущерба и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела ( статья 26.1 КоАП РФ).

По смыслу ст.26.1 КоАП РФ, предметом судебного исследования является, в частности, вопрос о виновности лица в совершении противоправного действия, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.

В силу ст.26.2, 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ 20 часов 00 мин. ФИО2, находясь в состоянии опьянения у себя дома по <адрес> Чувашской Республики устроила ссору и скандал со своим бывшим мужем ФИО3 и родственниками, то есть ненадлежащим образом исполняла обязанности родителя несовершеннолетнего по воспитанию, обучению, защите прав и содержанию.

Статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Эти обязанности установлены Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.60 СК РФ, ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей. В силу ст.63 СК РФ, родители обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Статья 64 СК РФ предусматривает, что защита прав и интересов несовершеннолетних возложена на их родителей либо иных законных представителей.

Субъективная сторона данного правонарушения выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Объективная сторона состава административного правонарушения предусмотренного ст.5.35 КоАП РФ, состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, то есть когда они не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий его обучения и т.д., в связи с чем по делу должны быть установлены конкретные факты невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями (или иными законными представителями) несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей.

В соответствии со ст.ст.28.2, 29.10 КоАП РФ, эти обстоятельства должны быть отражены как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении о назначении административного наказания.

Однако протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 сведений о событии правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ не содержит. В чем именно выразилось ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетнего сына в протоколе не указано.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Батыревского района Чувашской Республики на основании указанного протокола и на оснований объяснений ФИО3 и самой ФИО2 принято решение о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, и последняя привлечена к административной ответственности в виде предупреждения.

Постановление от 06 октября 2020 года не содержит необходимых сведений о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 КоАП РФ, что является существенным процессуальным нарушением.

Кроме того, в представленной лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копии постановления указано, что дело об административном правонарушении рассмотрено с участием прокурора Батыревского района Осипова Н.В., а в представленном на исследование в подлиннике постановления указано, что административное дело рассмотрено с участием ст. помощника прокурора Батыревского района Кузнецовой А.А.

По данному обстоятельству представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики ФИО1 в ходе судебного заседания не могла суду пояснить о расхождении содержания постановлений, также не могла пояснить в присутствии кого было рассмотрено административное дело в отношении ФИО2

Из представленной характеристики ФИО2 по месту жительства характеризуется с положительной стороны.

Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая наличие неустранимых сомнений в виновном невыполнении ФИО2 обязанностей родителя, прихожу к выводу о недоказанности ее вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики от 06 октября 2020 года нельзя признать соответствующим требованиям закона, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения,

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:


Восстановить ФИО2 срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 6 октября 2020 года.

Жалобу ФИО2 удовлетворить.

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Батыревского района Чувашской Республики от 06 октября 2020 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Т.Г. Чукмаева



Суд:

Батыревский районный суд (Чувашская Республика ) (подробнее)

Ответчики:

Еливанова Инна Валерьевна (подробнее)

Судьи дела:

Чукмаева Т.Г. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По правам ребенка
Судебная практика по применению норм ст. 55, 56, 59, 60 СК РФ