Решение № 2А-468/2026 2А-468/2026~М-289/2026 М-289/2026 от 18 мая 2026 г. по делу № 2А-468/2026Ахтубинский районный суд (Астраханская область) - Административное Именем Российской Федерации 19 мая 2026 года г. Ахтубинск Астраханской области Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкарупиной Т.П., с участием административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: <...>, административное дело № 2а-467/2026 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Астраханской области (далее УФНС по Астраханской области) к ФИО1, о взыскании задолженности по транспортному налогу, штрафа, пени, встречные административные исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Астраханской области о признании действий незаконными, взыскании морального вреда, отмене требования № от ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения УФНС по Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании взносов на ОМС и ОПС, Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о взыскании задолженности по транспортному налогу, штрафу, пени, в обоснование своих требований, указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 123 772,18 рублей, которое до настоящего времени не погашено. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 34 336,09 рублей, в том числе, транспортный налог за 2020 год - 2022 год в размере 11 745 рублей, пени в размере 21 591,09 рублей, штраф в размере 1 000 рублей. Административный ответчик является собственником транспортного средства Форд Фокус, государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 145 л.с. Инспекцией сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2020 год в сумме 3 915 рублей в срок по ДД.ММ.ГГГГ, который не был уплачен. Также инспекцией сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2021 год в сумме 3 951 рублей в срок по ДД.ММ.ГГГГ, который не был уплачен, и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2022 год в сумме 3 951 рублей в срок по ДД.ММ.ГГГГ, который не был уплачен. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была привлечена к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии с п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в сумме 1 000 рублей. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов должником не исполнена, на сумму образовавшейся задолженности были начислены пени в размере 21 591,09 рублей. Должнику было направлено требование об уплате заложенности от ДД.ММ.ГГГГ за № на сумму 116 191,52 рублей, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС. Отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено. При этом задолженность в размере 12 745 рублей (задолженность по транспортному налога за 2020-2022 года и штраф) выведена в приостановленную. В установленные законодательством сроки, управление обратилось к мировому судье судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорной задолженности. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-837/2024 о взыскании с должника в пользу взыскателя задолженности по налогам и сборам, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления должника. Просят суд взыскать с административного ответчика в пользу административного истца транспортный налог за 2020 год в размере 3 915 рублей, транспортный налог за 2021 год в размере 3 915 рублей, транспортный налог за 2022 года в размере 3 915 рублей, штраф в размере 1 000 рублей, пени в размере 21 591,09 рублей, а также задолженность по транспортному налогу за 2023 год в размере 3915, пени в размере 24990, 36 рублей. В судебное заседание представитель административного истца УФНС по Астраханской области ФИО2, действующая на основании доверенности, не явилась, о дате и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, согласно ранее данным объяснениям административный истец настаивает на заявленных исковых требованиях по основаниям указанным в административном исковом заявлении. Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что по адресу регистрации не проживает, длительное время проживает в <адрес>, является пенсионеркой. Автомобиль ФОРД ФОКУС 2008 года выпуска был отдан ею по доверенности в 2011 году в <адрес> в связи с необходимостью оплаты лечения дочери, с 2011 года автомобиль в её пользовании не находится, в связи с чем, подлежит освобождения от уплаты транспортного налога. Также, не является индивидуальным предпринимателем, начисление налога по ОМС и ОПС является незаконным. Обратилась со встречным иском, просила суд признать действия УФНС по <адрес> незаконными, взыскать моральный вред в размере 300 000 рублей, отменить требование № от ДД.ММ.ГГГГ, отменить решение УФНС по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании взносов на ОМС и ОПС, поскольку они вынесены без законных на то оснований. В связи с тем, что административный истец о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца. Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц, налога на землю налогоплательщиком, транспортного налога - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ). На основании ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации – это общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, а также сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктами 10 и 10.1 пункта 5, подпунктами 2 - 3.4, 5 и 6 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса. Согласно ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности. Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества). Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма. Согласно п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Согласно ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Из ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. На основании ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Согласно ст. 1 Закона Астраханской области за № 49/2002-ОЗ от 22 ноября 2002 года «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Судом установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ является собственником автомашины Форд Фокус, государственный регистрационный знак №, 2008 года выпуска, с мощностью двигателя 145 л.с. Сумма транспортного налога за 2020 год - 2022 год на указанную автомашину составляет по 3 915 рублей, в год, из расчета 145 л.с.*27 рублей. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было составлено налоговое уведомление № об оплате транспортного налога за 2020 год в сумме 3 915 рублей, в срок по ДД.ММ.ГГГГ, и направлено административному ответчику по месту регистрации. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было составлено налоговое уведомление № об оплате транспортного налога за 2022 год в сумме 3 915 рублей, в срок по ДД.ММ.ГГГГ, и направлено административному ответчику по месту регистрации. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было составлено налоговое уведомление № об оплате транспортного налога за 2023 год в сумме 3 915 рублей, в срок по ДД.ММ.ГГГГ, и направлено административному ответчику по месту регистрации. В установленные законом сроки административный ответчик задолженности по налогам не оплатила. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ). На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если имеется недоимка по налогу. Согласно ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1, 1.1 и 3.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей. ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС РФ № по Астраханской области в адрес ФИО1 (<адрес>) было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ о представлении документов (информации) на основании поручения ИФНС по <адрес> об истребовании документов (информации) от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросам деятельности <данные изъяты> которое не было получено адресатом по причине неудачной попытке вручения письма, таким образом, требование было вручено надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ. В срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не представила истребуемые документы, не сообщила о том, что она не располагает истребуемыми документами. Решением начальника МИ ФНС РФ № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была привлечена к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление сведений о налогоплательщике в размере 1 000 рублей. ФИО1 указанное решение не обжаловалось. Административный истец указал, что на ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 123 772,18 рублей. На основании ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика. Также из правовой позиции, высказанной в Определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года за № 500 «О мерах по регулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» предусмотренные налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ истцом было составлено требование № на имя ответчика о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить налоги, штраф, страховые взносы на общую сумму 116 191,52 рублей, в том числе, транспортный налог в сумме 8 485,89 рублей, штраф в сумме 1 000 рублей, то есть размер отрицательного сальдо превысил 10 000 рублей. В случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено. Актуальную информацию об имеющейся задолженности можно получить в личном кабинете налогоплательщика (при его наличии). Указанное требование было направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ, в сроки предусмотренного ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500. Требование было возвращено административному истцу в связи с истечением срока хранения письма. В срок до ДД.ММ.ГГГГ ответчик требование истца не исполнила в полном объеме. Решением УФНС России по Астраханской области за № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскана задолженность по указанному требованию на общую сумму 125 881,33 рублей, с учетом задолженности по транспортному налогу за 2020-2022 года, штрафа и пени. На основании ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 ноября 2025 года) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей. Рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты. На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. В установленный законодательством (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500, срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей, исчисляемый с ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2020 год – 2022 год в размере 11 745 рублей, штрафа в размере 1 000 рублей, пени в размере 21 591,09 рублей. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-837/2024, вступивший в законную силу ? апреля 2024 года. ? года судебным приставом-исполнителем Ахтубинского РОСП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании судебного приказа № 2а-837/2024 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО1, взыскатель УФНС по Астраханской области, предмет исполнения задолженность в размере 34 336,09 рублей. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи указанный судебный приказ был отменен по заявлению должника. ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство было прекращено ввиду отмены судебного приказа, с должника в пользу взыскателя взысканы денежные средства в размере 26 015, 58 рублей. Нововведения, связанные с единым налоговым счетом и единым налоговым платежом, предусмотрели, что недоимка и пени учитываются совместно на едином налоговом счете налогоплательщика и формируют его совокупную налоговую обязанность; если денежное выражение данной обязанности больше суммы внесенных для ее погашения денежных средств, образуется отрицательное сальдо единого налогового счета, в связи с которым и направляется требование об уплате задолженности (пункты 3 и 6 статьи 11.3 и пункт 1 статьи 70 НК РФ). В свою очередь, исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета на дату исполнения, тогда как в случае неисполнения этого требования взыскание задолженности производится в размере отрицательного сальдо с учетом как имеющейся недоимки по налогам, так и начисляемых на нее пеней (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 48 и пункты 1, 3 статьи 69 НК РФ). Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2025 года № 287-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" с 1 ноября 2025 года при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы задолженности, в отношении которых налоговый орган обратился до 1 ноября 2025 года (включительно) в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, если при этом по состоянию на 1 ноября 2025 года по такому заявлению отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, до даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании указанных сумм. В отношении данных сумм задолженности приведенная норма не обязывает налоговый орган направлять соответствующее информационное сообщение. Кроме того, подача налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа свидетельствует о его несогласии с исчисленной к взысканию суммой задолженности, а также об информированности этого лица об имеющейся задолженности. Согласно п. 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, налоговый орган обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев: 1) со дня принятия налоговым органом решения по жалобе в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении, поданной в течение тридцати дней со дня формирования сообщения об отказе в перерасчете сумм ранее исчисленного налога, либо со дня представления физическим лицом уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, в течение тридцати дней со дня принятия решения вышестоящего налогового органа об оставлении такой жалобы без удовлетворения, если размер задолженности превышает три тысячи рублей; 2) со дня принятия налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), решение об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, если размер задолженности превышает три тысячи рублей; 3) со дня превышения общей суммы задолженности, подлежащей взысканию в судебном порядке, трех тысяч рублей; 4) по истечении трех лет с наиболее ранней даты принятия налоговым органом решения по жалобе в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении, поданной в течение тридцати дней со дня формирования сообщения об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного налога, либо с наиболее ранней даты представления физическим лицом уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, в течение тридцати дней со дня принятия решения вышестоящего налогового органа об оставлении такой жалобы без удовлетворения, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию в судебном порядке, не превысила трех тысяч рублей; 5) по истечении трех лет с наиболее ранней даты принятия налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), решение об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию в судебном порядке, не превысила трех тысяч рублей. ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации шестимесячный срок на подачу искового заявления о взыскании обязательных платежей, исчисляемый с ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился в Ахтубинский районный суд <адрес> с исковым заявлением по данному административному делу, в том числе с требованием о взыскании пени в размере 21 591,09 рублей. Расчет пени в размере 21 591,09 рублей произведен по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несвоевременной оплатой задолженности по налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год, 2023 год в размере 2 257,63 рублей, транспортного налога за налоговые периоды 2017 год, 2018 год, 2020 год, 2021 год, 2021 год, 2022 год, 2023 год в размере 16 362 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 69, 75, 357-363 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает возможным взыскать с административного ответчика в пользу административного истца задолженность по транспортному налогу за 2020 год в сумме 3 915 рублей, по транспортному налогу за 2021 год в сумме 3 915 рублей, по транспортному налогу за 2022 год в сумме 3 915 рублей, штраф сумме 1 000 рублей, по пени в сумме 21 591,09 рублей по состоянию по ДД.ММ.ГГГГ, а также транспортный налог за 2023 год в размере 3 915 рублей, пени в размере 24990, 36 рублей. Поскольку суд признал действия УФНС по Астраханской области по начислению ФИО1 налога, пени и штрафа законными, оснований для удовлетворения встречных исковых требований о признании действий УФНС по Астраханской области по начислению налогов, пени и штрафа незаконными, взыскании морального вреда, отмене требования № от ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения УФНС по Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании взносов на ОМС и ОПС, у суда не имеется. Доводы административного ответчика о том, что она не проживает по адресу регистрации, а фактически длительное время проживает в <адрес>, в связи с чем, не получала ни уведомления, ни требования об уплате налога, чем нарушено её право на получение указанных документов в установленный законом срок, судом отклоняются, поскольку в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств уведомления налогового органа о месте своего фактического проживания. В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. 114 КАС РФ, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» государственную пошлину в сумме 4 000 рублей. Руководствуясь статьями 48, 69, 75, 357-363 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 46, 157, 114, 175-180, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, Исковые требования Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Астраханской области к ФИО1, о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, удовлетворить. Взыскать с административного ответчика ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, ИНН №, паспорт гражданина <данные изъяты> в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области задолженность на следующие реквизиты: Управление Федерального казначейства по <данные изъяты> ИНН № КПП получателя №, код налогового органа № номер счета № номер счета получателя № БИК № КБК № по транспортному налогу за 2020 год в сумме 3 915 (три тысячи девятьсот пятнадцать) рублей, по транспортному налогу за 2021 год в сумме 3 915 (три тысячи девятьсот пятнадцать) рублей, по транспортному налогу за 2022 год в сумме 3 915 (три тысячи девятьсот пятнадцать) рублей, по штрафу в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, по пени в сумме 21 591 (двадцать одна тысяча пятьсот девяносто один) рублей 09 копеек, транспортный налог за 2023 года 3 195 рублей, пени в размере 24 990, 36 рублей, а всего 62 241, 45 (шестьдесят две тысячи двести сорок один) рубль 45 копеек. Взыскать с административного ответчика ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей. В удовлетворении встречного административного иска о признании действий УФНС по Астраханской области незаконными, взыскании морального вреда, отмене требования № от ДД.ММ.ГГГГ, отмене решения УФНС по Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании взносов на ОМС и ОПС, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области. Решение вынесено и изготовлено на компьютере в совещательной комнате. Мотивированное решение суда составлено 29 мая 2026 года. Судья Лубянкина Ю.С. Истцы:Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (подробнее)Судьи дела:Лубянкина Ю.С. (судья) (подробнее) |