Решение № 2-32/2024 2-32/2024(2-683/2023;)~М-659/2023 2-683/2023 М-659/2023 от 27 февраля 2024 г. по делу № 2-32/2024




Дело № 2-32/2024

УИД: 52RS0028-01-2023-000886-07


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Володарск 27 февраля 2024 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатова С.С.

при секретаре Бабаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Западный ФГАУ «Росжилкомплекс» к ФИО1 о признании утратившим права пользования служебным жилым помещением, выселении,

УСТАНОВИЛ:


Истец Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Западный ФГАУ «Росжилкомплекс» обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в рамках проведения мероприятий по высвобождению жилых помещений от граждан, незаконно занимающих специализированный жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации, было установлено, что в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в настоящее время зарегистрирована и проживает ФИО1, являющаяся бывшей супругой Ш.Ю.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, которому на основании протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 4 человека (Ш.Ю.М., супруга ФИО1, сын Ш.М.Ю., дочь Ш.Т.Ю.) было распределено указанное служебное жилое помещение, и выдан соответствующий служебный ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, в который так же были включены члены семьи Ш.Ю.М.

Истец указал, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя иных обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Истец считает, что члены семьи лица (бывшие члены семьи), получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от прав лица, которое получило служебное жилое помещение.

Истец указал, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

Истцом в адрес ответчика направлялось требование об освобождении жилого помещения в специализированном жилищном фонде Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, которое до настоящего времени не исполнено.

Истец указал, что невыполнение ответчиком требований о сдаче жилого помещения препятствует реализации прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и нуждающихся в помещениях, а военнослужащие, признанные нуждающимися в жилом помещении, и не обеспеченные жилыми помещениями, на основании ч. 3 ст.5 ФЗ «О статусе военнослужащих», ежемесячно получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений. Таким образом, невыполнение ответчиком обязательств ведет к неосновательным расходам Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приказу Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс»», спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за истцом.

В соответствии с приказом Департамента жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № спорное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации.

Истец указал, что нахождение ответчика в служебном помещении препятствует Управлению в соответствии с целями своей деятельности предоставлять это помещение для проживания военнослужащих и членов их семей. Данное обстоятельство, в свою очередь, непосредственно затрагивает интересы государства, выражающиеся в своевременном исполнении обязательств по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

В связи с изложенным, истец просит суд признать ФИО1 утратившей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять ее с регистрационного учета.

Выселить ФИО1 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Истец ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ в лице филиала «Западный ФГАУ «Росжилкомплекс» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просит отказать в их удовлетворении.

Третьи лица Министерство обороны РФ, Администрация Володарского муниципального округа Нижегородской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила своего представителя.

Представитель третьего лица ФИО3 - ФИО4 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился, просил их удовлетворить.

Третьи лица ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав ответчика, представителя третьего лица, заслушав заключение старшего помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатова С.С., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, установив и оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Из изложенного следует, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определённых обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ч.2 ст. 92 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В соответствии с ч.3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).

По смыслу приведённых выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим служебное жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

В силу 4.1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.

Согласно пункта «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, и органов находится у них на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях, положения пункта 14 ст. 15 Закона, закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости предоставления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>.

В соответствии с протоколом № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ выделены служебные квартиры с заключением жилищных договоров, в том числе служебная трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. Указанная квартира была выделена Ш.Ю.М., а также членам его семьи: супруге ФИО1, сыну Ш.М.Ю., и дочери Ш.Т.Ю.

На основании данного документа судом установлено, что спорное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации.

Судом установлено и было подтверждено ответчиком в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, что брак между ФИО1 и Ш.Ю.М. был расторгнут в 2011 году.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ Ш.Ю.М. изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части, был направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Московской области по городам Балашиха, Железнодорожный, ФИО7 и Балашихинскому району.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Ш.Ю.М. был досрочно уволен, с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения в избранном месте жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Ш.Ю.М. умер.

В соответствии с п.1, п.2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), при одновременном наличии следующих условий:

- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР;

- эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Согласно пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Из содержания указанных выше положений закона следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.

Судом установлено, что ответчик на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояла и не состоит в настоящее время, с таким заявлением о постановке на учет не обращалась.

Брак между ФИО1 и Ш.Ю.М. был расторгнут. Таким образом, ФИО1 перестала быть членом семьи Ш.Ю.М., ввиду чего она утратила право пользования спорным жилым помещением.

Более того, брак между ФИО1 и Ш.Ю.М. был расторгнут в 2011 году, то есть до того, как Ш.Ю.М. был зачислен в список очередников на получение жилого помещения с составом семьи – 1 человек. Таким образом, при постановке Ш.Ю.М. в очередь на получение жилого помещения, право на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации у ФИО1 отсутствовало.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику уведомление о необходимости освобождения жилого помещения.

Ответчик требования уведомления добровольно не исполнил, по настоящее время продолжает занимать указанное жилое помещение.

Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Таким образом, суд приходит к убеждению о наличие законных оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала "Западный ФГАУ «Росжилкомплекс» удовлетворить.

Признать ФИО1, <данные изъяты> утратившей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить ФИО1, <данные изъяты> из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья С.Ю. Моисеев



Суд:

Володарский районный суд (Нижегородская область) (подробнее)

Судьи дела:

Моисеев Сергей Юрьевич (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ