Решение № 2-607/2023 2-607/2023~М-532/2023 М-532/2023 от 18 декабря 2023 г. по делу № 2-607/2023




Дело №2-607/2023

УИД 44RS0013-01-2023-000624-42


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

«18» декабря 2023 года п. Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Артимовской А.В.,

при секретаре Коминой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:


Администрация Красносельского муниципального района Костромской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту Асташево», протяженностью №, назначение: сооружение дорожного транспорта, расположенная по адресу: <адрес> кадастровый номер №.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что 30 июня 2023 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, вышеуказанный объект недвижимости был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости. Фактически объектом недвижимости владеет муниципальное образование Чапаевское сельское поселение Красносельского муниципального района Костромской области. Основанием для признания права собственности за муниципальным образованием Чапаевское сельское поселение Красносельского муниципального района на этот объект не имеется, иные собственники неизвестны. В течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет, как бесхозяйного имущества никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует.

В судебное заседание представитель заявителя администрации Красносельского муниципального района Костромской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованное лицо – администрация Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд ходатайство, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы гражданского дела, учитывая мнение заинтересованных лиц, суд полагает, что требования заявителя обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает в порядке особого производства дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.

Согласно Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Росреестра от 15.03.202023 года № П/0086, документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества. Объект недвижимого имущества находится на учете в качестве бесхозяйного до вступления в силу решения суда об отказе в признании права собственности на объект недвижимости.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что на территории Красносельского муниципального района Костромской области находится объект недвижимости: автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту Асташево», протяженностью №, назначение: сооружение дорожного транспорта, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.

30.06.2023 г. на основании заявления и приложенных документов Управлением Росреестра по Костромской области данный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, о чем сделана запись №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В течение трех месяцев с момента постановки на учет прав на указанное недвижимое имущество ни за кем не зарегистрировано, что также подтверждается выпиской из ЕГРН.

Данный объект является межпоселенской автомобильной дорогой и до настоящего времени значатся бесхозяйной и на балансе ни у одной организации не состоит, что подтверждается исследованными судом документами.

Согласно информации Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ № сведения об автомобильной дороге «Подъезд к населенному пункту Асташево», протяженностью №, расположенной по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества отсутствуют.

Согласно информации Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога «Подъезд к населенному пункту Асташево», протяженностью №, расположенная по адресу: <адрес> в реестре государственного имущества Костромской области отсутствует.

Таким образом, суд считает установленным и подтвержденным факт отсутствия сведений о собственнике указанного объекта недвижимого имущества и невозможность его установления.

Данные обстоятельства с учетом принятых заявителем мер по организации постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи подтверждают вступление заявителем в фактическое владение объектом недвижимого имущества.

Установленный законом срок, с момента постановки на учет объекта, как бесхозяйного, истек, поскольку с момента постановки на учет указанного объекта недвижимости как бесхозяйной вещи, а именно с 30.06.2023 года и до настоящего времени, прошло более трех месяцев, обращений за данной недвижимой вещью в течение этого периода времени не последовало.

Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, у суда имеются все основания для признания права муниципальной собственности на спорную бесхозяйную вещь.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 290-293 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Заявление администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием Красносельским муниципальным районом Костромской области право собственности на автомобильную дорогу «Подъезд к населенному пункту Асташево», протяженностью №, назначение: сооружение дорожного транспорта, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.

Судья А.В. Артимовская



Суд:

Красносельский районный суд (Костромская область) (подробнее)

Судьи дела:

Артимовская Анна Васильевна (судья) (подробнее)