Решение № 12-511/2021 от 14 июля 2021 г. по делу № 12-511/2021





Решение


по делу об административном правонарушении

город Тюмень 14 июля 2021 года Судья Ленинского районного суда г. Тюмени Гусаркова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-511/2021 по жалобе Муниципального бюджетного учреждения «Тюменьгормост» на постановление о назначении административного наказания № 233О от 16.04.2021года,

установил:


Муниципальное бюджетное учреждение «Тюменьгормост» (МБУ «Тюменьгормост») обратилось в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 о назначении административного наказания № О от 16.04.2021 года. В жалобе указывает, что вопреки имеющимся в деле доказательствам должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, они не приняты во внимание, им не дана правовая оценка, а приняты в качестве допустимых доказательств: заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № 16 от 06 апреля 2021г., протокол испытаний № 195/21-ОБ с заключением от 05.04.2021г., протоколы испытаний № 304/21-0 и № 305/21-0 от 05.04.2021г. с заключением от 05.04.2021г. Доводы жалобы мотивируют тем, что заявитель не осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, не осуществлял и сброс отходов от зимней уборки улиц и тверды коммунальных отходов на почву. Также, заявитель не является субъектом административной ответственности, а также отсутствует его вина в содеянном, поскольку субъективная сторона административного проступка характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Заявитель с самого начала своего участия и в выездной проверке, состоявшейся 02.03.2021г. и при проведении административного расследования по делу уведомлял, как участников выездной проверки (представителя природоохранной прокуратуры г. Тюмени, Роспотребнадзора, Росприроднадзора), так и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, что МБУ «Тюменьгормост» не осуществляет деятельность по складированию снега в процессе эксплуатации автомобильных дорог и тем более не осуществляет сброс отходов от зимней уборки улиц, а также твердых коммунальных и строительных отходов на почву земельного участка. При этом бездействие со стороны заявителя также отсутствует. Земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенный вид использования: для мест размещения снега, в том числе, полигонов для складирования снега. Организация мест размещения снега, в границах указанного земельного участка, соответствует утвержденной градостроительной документации. Земельный участок имел частичную обваловку по границе со смежными участками. 12.03.2021 учреждением завершена обваловка сплошным земляным валом границ территории данного земельного участка. Устраивать в зимний период на земельном участке гидроизоляцию в соответствии с требованиями пункта 34 СанПиН № 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» у учреждения не было возможности и отсутствовало финансирование данных работ. Таким образом, МБУ «Тюменьгормост» предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований действующего законодательства. Проанализировав положения действующего законодательства, оценив обстоятельства и представленные доказательства, заявитель считает недоказанными обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, поскольку при обследовании территории не конкретизировано место размещения так называемых «отходов твердых коммунальных и строительных», не выяснено на чьей территории они размещены. Просят постановление о назначении административного наказания от 16.04.2021 года отменить, производство по делу прекратить.

Представитель заинтересованного лица Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении суду не представлено.

Представитель заявителя по доверенности ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал, считает, что отсутствуют основания для привлечения МБУ «Тюменьгормост» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, поскольку заявитель не является субъектом данного правонарушения. Суду пояснил, что постановление о назначении административного наказания от 16.04.2021 года получили 21.04.2021 года. В ходе выездной проверки, состоявшейся 02 марта 2021г., Заявитель представлял членам комиссии соглашения об определении места временного складирования снега, заключенные 22,23 октября 2020г. с МКУ «Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени», МКУ «Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени», МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени».

В дальнейшем в ходе дачи объяснений в межрайонной природоохранной прокуратуре, заявителем 03.03.2021г. было направлено на электронную почту прокуратуры сообщение с прикрепленными файлами вышеуказанных соглашений.

В соответствии с вышеуказанными соглашениями участок, полученный Заявителем, распределен между участниками соглашений в целях осуществления ими складирования на нем снега.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вместе с тем Заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о защите окружающей среды. В ходе выездной проверки, состоявшейся 02 марта 2021г., Заявитель представлял членам комиссии соглашения об определении места временного складирования снега, заключенные 22,23 октября 2020г. с МКУ «Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени», МКУ «Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени», МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени».

В соответствии с вышеуказанными соглашениями участок, полученный заявителем, распределен между участниками соглашений в целях осуществления ими складирования на нем снега.

Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит постановление № 233 О о назначении административного наказания от 16.04.2021 года законным и обоснованным, жалобу МБУ «Тюменьгормост» - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов. Кроме того, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Подпунктом 7.2 ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», установлено, что проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться «законодательством» Российской Федерации.

Согласно с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Как установлено судом, 02.03.2021 года и повторно 26.03.2021 года, специалистами Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, совместно с Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером: 72:17:0705003:895, расположенный по адресу: <адрес>, 9 км. Велижанского тракта, по результатам которого установлен факт складирования загрязненных снежных масс, а также зафиксированы отходы строительного и бытового мусора вперемежку со снежными массами. Кроме того, зафиксировано несколько транспортных средств, заезжающих на вышеуказанный земельный участок с целью складирования снежных масс.

На основании определения о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением, совместно с филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по <адрес> (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) № от 04.08.2016 выдан Федеральной службой по аккредитации) и при участии уполномоченного представителя МБУ «Тюменьгормост», 26.03.2021 был осуществлен отбор проб снежных масс от уборки улиц на земельном участке с кадастровым номером:№ на предмет установления компонентного состава отходов: нефтепродукты, свинец, соли (хлориды) и определения класса опасности.

По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора установлено, что снег, складируемый на земельном участке по адресу: <адрес>, 9 км Велижанского тракта с кадастровым номером: 72:17:0705003:895 соответствует отходу - отход от зимней уборки улиц и относится к V классу опасности отходов.

Согласно материалам проверки Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что данный земельный участок предоставлен Департаментом земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени юридическому лицу МБУ «Тюменьгормост» по договору безвозмездного пользования от 15.02.2021 № 2185/14-20-М для размещения площадки по размещению снега на период с 18.01.2021 по 17.02.2022 гг. Размещение снега (отходов от зимней уборки улиц) на данном участке организовано МБУ «Тюменьгормост» (ИНН <***>). Данные места являются местами размещения отходов от зимней уборки улиц ( полигоны), и в соответствии с действующим законодательством должны быть оборудованы надлежащим образом, с целью исключения негативного воздействия на окружающую среду ( почву, воду). Проектная документация на обустройство мест размещения снега является объектом государственной экологической экспертизы. Настоящая площадка накопления не соответствует требованиям законодательства- отсутствует твердое основание, гидроизоляция, отвод талых вод с их очисткой, отсутствует разработанный проект по организации места для размещения отходов от зимней уборки снега.

Таким образом, на основании вышеизложенного и принимая во внимание результаты отбора проб отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, 9 км Велижанского тракта с кадастровым номером: № установлено, что юридическим лицом МБУ «Тюменьгормост» при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог общего пользования допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно: 02.03.2021, 26.03.2021 допущен сброс отходов от зимней уборки улиц, относящихся к V классу опасности, а также отходов твердых коммунальных и строительных на почву земельного участка с кадастровым номером: №

В связи с вышеуказанными обстоятельствами 09.04.2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалистом отдела государственного экологического надзора по <адрес> Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 в отношении МБУ «Тюменьгормост» составлен протокол об административном правонарушении № 253 О об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАп РФ.

Постановлением № О государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 16. 04.2021 года МБУ «Тюменьгормост» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса

Суд, оценивая в совокупности материалы, представленные административным органом, считает, что данных материалов достаточно для привлечения МБУ «Тюменьгормост» к административной ответственности, имеется достаточно доказательств, подтверждающих наличие в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы несостоятельны и необоснованны, кроме того, были рассмотрены должностным лицом при вынесении постановление № 233 О от 16.04.2021 года, им была дана надлежащая оценка. Доводам об отсутствии субъекта правонарушения в лице заявителя, о малозначительности правонарушения дана оценка в обжалуемом постановлении. Оснований для изменения постановления суд не усматривает.

Должностным лицом государственного органа при вынесении постановления учтены все обстоятельства, наказание назначено в размере менее минимального размера административного штрафа в соответствии со ст. 4. 1 ч. 3. 2 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством. Административным органом установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения, дана верная оценка представленным доказательствам, сделан правильный вывод о виновности МБУ «Тюменьгормост» в совершении правонарушения.

Имеющиеся в материалах дела документы составлены с соблюдением процессуальных требований.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отмену постановления, судом не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.130.8 КоАП РФ, суд

решил:


Постановление о назначении административного наказания № 233О от 16.04.2021 года в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Тюменьгормост» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.А. Гусаркова



Суд:

Ленинский районный суд г.Тюмени (Тюменская область) (подробнее)

Ответчики:

МБУ Тюменьгормост (подробнее)

Судьи дела:

Гусаркова Татьяна Александровна (судья) (подробнее)