Решение № 2-523/2020 от 14 июля 2020 г. по делу № 2-523/2020

Карталинский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные



Дело № 2-523/2020


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» июля 2020 года г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Крафт Г.В.

при секретаре Кошарной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Карталинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:


Карталинский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о возложении обязанности образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Троицк от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в рамках осуществления Карталинской транспортной прокуратурой надзора за соблюдением законодательства в сфере транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Троицк. В нарушение Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» как субъектом транспортной инфраструктуры не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры–железнодорожной станции Троицк от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, с учетом сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

В судебном заседании помощник Карталинского транспортного прокурора Чеурина Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенные в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице ФИО1, действующей в соответствие с доверенностью, исковые требования не признала, указала в возражение, что ОАО «РЖД» приняты все меры по исполнению требований нормативных актов в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры на текущем этапе их реализации. Обеспечение транспортной безопасности осуществляется на основании утвержденных планов, подготовленных по результатам оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или)транспортных средств. В 2013 году ОТИ- железнодорожная станция Троицк присвоена вторая категория по транспортной безопасности(реестровый номер №). Оценка уязвимости ОТИ утверждена ДД.ММ.ГГГГ. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) – железнодорожная станция Троицк (реестровый номер №) утвержден ДД.ММ.ГГГГ года. Во исполнение требований постановления Правительства РФ от 26.04.2017г. №495, ОАО «РЖД» была организована работа по дополнительной оценке уязвимости ст. Троицк, и ДД.ММ.ГГГГ результаты дополнительной оценки уязвимости спорного ОТИ утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта. На основании утвержденных результатов дополнительной оценки уязвимости, Общество разработало и направило ДД.ММ.ГГГГ на утверждение в Росжелдор изменения в План обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Троицк. ДД.ММ.ГГГГ в утверждении изменений в план было отказано. В настоящее время идет доработка изменений в план с учетом замечаний Росжелдора, повторное направление станет возможным после оснащения объекта техническими средствами или при определении сроков оснащения.

Привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности. Считает, что исковые требования прокурора о привлечении подразделения транспортной безопасности не обоснованы и преждевременны. Довод прокурора о неисполнении ОАО «РЖД» транспортного законодательства и его бездействии является необоснованным, поскольку доказательствами по делу подтверждаются пройденные субъектом транспортной инфраструктуры этапы и мероприятия по реализации требований ФЗ « О транспортной безопасности». Оснащение ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД», осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством РФ. Постановление Правительства РФ в отношении ОАО «РЖД» по установлению этапности оборудования объектов транспортной инфраструктуры с учетом месторасположения, пассажиропотока, иных критерием не принято. Привлечение подразделение транспортной безопасности без необходимого оснащения ОТИ и без утвержденных изменений в план ОТИ не будет соответствовать целям и задачам исполнения закона «О транспортной безопасности». В настоящее время станция Троицк не оборудована техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с осуществлением мероприятий по фактическому обеспечению внутриобъектового и пропускного режима на спорном объекте и его защите от актов незаконного вмешательства. Кроме того, охрана объектов в том числе и железнодорожной станции Троицк осуществляется на основании договора на оказание услуг по охране и защите объектов Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ОАО «РЖД» от противоправных посягательств от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенного ФГП ВО ЖДТ России на ЮУЖД с ОАО «РЖД». На спорном объекте владельцем инфраструктуры и привлеченным к охране (защите) подразделением филиала ФГП ВО ЖДТ России не было допущено ни одного случая возникновения угрозы или совершения актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности осуществляется в ОАО «РЖД» за счет средств инвестиционной программы. Обществом проводится планомерная работа по реализации законодательства РФ о транспортной безопасности. Финансовые затраты, обусловленные необходимостью исполнения законодательства РФ о транспортной безопасности превышают возможности компании. Представитель ответчика находит, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, т.к. при установленных в судебном заседании обстоятельствах, избранный истцом способ не приведет к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц. Также ответчик считает, что истец обязан определить параметры для привлечения подразделения транспортной безопасности, характеристики и условия его деятельности для конкретного ОТИ-железнодорожной станции Троицк и указать их, в противном случае, такое решение будет не исполнимым.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37 часть 3; статья 41 часть 1).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).

В силу пункта 4 ст. 2 названного закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлено, что одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности, т.е. деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности").

Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.

Согласно п. 5 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Как следует из материалов проведенной Карталинской транспортной прокуратурой проверки в отношении ОАО «РЖД», в нарушение вышеуказанных требований ответчиком не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Троицк от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Возражения ответчика о заключении договора на оказание услуг по охране и защите объектов с ФГП ВО ЖДТ России доводы иска не опровергают и не свидетельствуют об исполнении требований действующего законодательства.

Из материалов дела, следует, что в настоящее время в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Троицк разработан ДД.ММ.ГГГГ.

Изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не утверждены Росжелдором, что следует из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, что по мнению представителя ответчика, исключает ответственность ОАО «РЖД» в его отсутствии.

Вместе с тем, суд критически относится к указанной позиции, поскольку с момента вынесения заключения Росжелдора прошло более шести месяцев, доказательств, свидетельствующих о необходимости доработки изменений в столь длительный период времени стороной ответчика не предоставлено.

Учитывая изложенное, доводы ответчика о том, что требования истца в виду отсутствия плана обеспечения транспортной безопасности, который не утвержден, в том числе по причине отсутствия созданного / привлеченного/ подразделения транспортной безопасности, суд во внимание не принимает, поскольку ответчик, как предприятие транспортной инфраструктуры, обязано выполнять установленные законодательством мероприятия по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от наличия утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ, и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Все указанные действия, направленные на реализацию мер безопасности, зависят исключительно от ответчика, в связи с чем ссылка на необходимость соблюдения указанной процедуры не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности, установленной законом.

Как следует из материалов дела, ответчик проявил бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, при этом непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ОАО «РЖД» обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделениетранспортной безопасности для защиты объекта транспортнойинфраструктуры - железнодорожной станции Троицк от актов незаконного вмешательства.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Карталинский транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным. Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Иск удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Троицк от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: Г.В. Крафт

Мотивированное решение составлено 20 июля 2020 года.

Судья : Г.В. Крафт



Суд:

Карталинский городской суд (Челябинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Крафт Г.В. (судья) (подробнее)