Решение № 2-291/2020 2-3/2021 2-3/2021(2-291/2020;)~М-259/2020 М-259/2020 от 3 ноября 2020 г. по делу № 2-291/2020





Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

3 ноября 2020 г. г. Севастополь

Севастопольский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Храменкова П.В., при помощнике судьи Бекирове Э.Б., с участием административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (до 1 сентября 2020 г. Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации) (далее – ДИО) и заинтересованного лица начальника федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТУИО) – ФИО2, в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрел административное дело № 2а-3/2020 (2а-315/2019) по административному исковому заявлению (изъято) (изъято) ФИО1 об оспаривании приказа директора ДИО, связанного с закреплением на праве оперативного управления за ТУИО недвижимого имущества,

установил:


ФИО1 обратился в суд с заявлением в котором просит признать незаконным, не действующим с момента издания и отменить приказ директора ДИО от 15 ноября 2018 г. № 2775 в части закрепления на праве оперативного управления за ТУИО объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: (адрес)(адрес).

В обоснование заявления ФИО1 пояснил, что приказом директора ДИО от 15 ноября 2018 г. № 2775 квартира, расположенная по адресу: (адрес), которая ему предоставлена в связи с прохождением военной службы в ВС РФ в г. Севастополе, необоснованно была закреплена на праве оперативного управления за ТУИО, поскольку передача данной квартиры ему в 2005 г. именно на условиях социального найма, а не на условиях служебного найма, подтверждена решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 мая 2019 г. по делу № 2а-184/2019. По мнению ФИО1 данный приказ директором ДИО издан с целью отнесения вышеупомянутой квартиры к специализированному жилищному фонду Минобороны России, на что он своего согласия не давал.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица в ходе судебного заседания в удовлетворении требований административного истца просила отказать и пояснила, что обжалуемый приказ издан уполномоченным лицом и соответствует действующему законодательству Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов истца он не затрагивает, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), (номер), предоставлялось ФИО1 в связи с прохождением военной службы в ВС РФ от Минобороны России, а вопросы о принадлежности данной квартиры уже разрешены судебными решениями, вступившими в законную силу. Кроме того представитель отметила, что истцом пропущен срок обжалования приказа, установленный ст. 219 КАС РФ, так как о наличии оспариваемого приказа ФИО1 было известно ещё в 2019 г., при рассмотрении Севастопольским гарнизонным военным судом административного дела № 2а-184/2019.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п.п. 68 и п.п. 71 п. 7 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.

Также в соответствии с указанным Положением Министерство обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.

Согласно Положению о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному приказом Минобороны России от 3 сентября 2020 года № 444 «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации», основными задачами Департамента являются в т. ч. реализация полномочий Министерства обороны по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, которое составляет государственную казну Российской Федерации.

Согласно п. 1 раздела III указанного Положения Департамент в части реализации полномочий Министерства обороны по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, осуществляет мероприятия по закреплению имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями.

Согласно пп. 9 п. 12 указанного Положения Директор Департамента принимает решения по вопросам в т. ч. закрепления имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями.

Жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) (в количестве 35 квартир), вошел в Перечень к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины от 16 марта 2000 г. и согласно указанному Соглашению является объектом, построенным и приобретенным за счет средств Российской Федерации и подлежащим оформлению в собственность уполномоченного Российской стороной органа согласно Перечню, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Во исполнение указанного Соглашения и согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 июля 2007 г. за Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации зарегистрировано право собственности на квартиры № 1 - № 35, расположенные по адресу: (адрес)

Наряду с этим из ордера от 9 февраля 1999 г. выданного МИС КЧФ усматривается, что (адрес) была предоставлена ФИО1 Минобороны России, в качестве служебного жилого помещения.

Более того из протокола жилищной комиссии войсковой части 10790 от 29 декабря 1998 г. и доклада врио командира войсковой части (номер) от 25 ноября 1998 г. усматривается, что вышеупомянутая квартира была распределена ФИО1 в связи с прохождением им военной службы на Черноморском флоте.

3 октября 1999 г. ФИО1, занимающий должность (изъято), при наличии выслуги на военной службе более 27 лет, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, что подтверждается копией выписки из приказа Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от указанной даты.

Далее приказом командующего Черноморским флотом от 20 января 2005 г. жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), было исключено из числа служебных.

В соответствии со ст. 1, 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в ее составе новых субъектов, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора – 18 марта 2014 г.

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Согласно выписке из ЕГРН от 19 июля 2018 г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на жилое помещение - квартиру (адрес), расположенную по адресу: (адрес)

Приказом Директора ДИО от 15 ноября 2018 г. № 2775 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» квартира (адрес), расположенная по адресу: (адрес), была передана в оперативное управление ТУИО.

Во исполнение приказа Директора ДИО и согласно выписке из ЕГРН от 28 декабря 2018 г. указанная квартира была закреплена на праве оперативного управления за ТУИО.

Согласно п. 1, 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 № 76-ФЗ (в редакции от 27 мая 1998 г.) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Аналогичные по своему содержанию нормы также содержались в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» в редакции от 22 августа 2004 г.

При этом возможность предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма впервые введена положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции от 1 декабря 2012 г.

С учетом изложенного следует прийти к выводу, что квартира, расположенная по адресу: (адрес), (номер) приказом командующего Черноморским флотом от 20 января 2005 г., фактически была передана в собственность ФИО1, оформление которой в свою собственность по законам Российской Федерации в г. Севастополе стало возможным лишь с 18 марта 2014 г.

Вместе с тем ФИО1 было принято решение о заключении на упомянутую квартиру договора социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом данный вопрос длительное время не разрешался, что подтверждается его многочисленными обращениями в органы г. Севастополя и Минобороны России, а затем в адрес Президента Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакциях от 22 ноября 2016 г. и от 31 июля 2020 г.) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 упомянутого Федерального закона.

Из изложенного следует, что военным ведомством по выбору военнослужащего в случае его увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более могут быть предоставлены жилые помещения как в собственность бесплатно, так и по договору социального найма.

Выше отмечено, что во исполнение приказа Директора ДИО и согласно выписке из ЕГРН от 28 декабря 2018 г. квартира, расположенная по адресу: (адрес), кв. (номер), была закреплена на праве оперативного управления за ТУИО.

В тоже время из материалов дела усматривается, что согласно выписке из ЕГРН от 17 января 2019 г. собственником квартиры (адрес), расположенной по адресу (адрес), является субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 декабря 2018 № 20379-РДИ «О безвозмездной передаче объекта недвижимого имущества из государственной казны Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации города Севастополя и включении в реестр собственности города Севастополя» вышеуказанная квартира включена в реестр собственности города Севастополя.

Далее на эту квартиру Департаментом капитального строительства г. Севастополя с ФИО1 был заключен договор социального найма жилого помещения от 30 мая 2019 г.

При этом решением Арбитражного суда города Севастополя по делу № А84-3337/2019 исковые требования ТУИО к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании упомянутого распоряжения от 18 декабря 2020 г. № 20379-РДИ незаконным были удовлетворены, а постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г. это решение было отменено и принято новое решение, которым в исковых требованиях ТУИО было отказано.

Более того решением Ленинского районного суда города Севастополя от 3 июля 2020 г. по делу № 2-862/2020, оставленным без изменения апелляционным определением от 17 сентября 2020 г., были удовлетворены исковые требования ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру (адрес), расположенную по адресу: (адрес)

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Анализируя вышеприведенные судебные акты, следует прийти к выводу, что вопрос относительно спорной квартиры и её принадлежности в настоящее время фактически разрешен. В частности за ФИО1 признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес)

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время оспариваемый приказ каких-либо прав ФИО1, в том числе и жилищных, не нарушает.

Вопрос о законности распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 декабря 2020 г. № 20379-РДИ разрешен постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, в связи с чем приказ директора ДИО от 15 ноября 2018 г. № 2775 в части закрепления на праве оперативного управления за ТУИО квартиры, расположенной по адресу: (адрес), кв. 26, перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Доводы ФИО1 о том, что в ноябре 2018 г. ДИО реализовало полномочия по закреплению имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления именно с целью отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду суд находит не состоятельными и неподтвержденными материалами дела.

Что же касается доводов ФИО2 о пропуске истцом срока обжалования приказа, установленного ст. 219 КАС РФ, то их суд также находит несостоятельными, поскольку вопрос о нарушенном праве возник у ФИО1 в связи подачей ТУИО в июле 2019 г. заявления в Арбитражный суд города Севастополя о признании незаконным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а с рассматриваемым административным исковым заявлением истец обратился в военный суд в сентябре 2019 г., т.е. в пределах срока установленного упомянутой статьей КАС РФ.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 суд не находит.

Так как административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

Руководствуясь ст. 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ,

решил:


в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2775, в части закрепления на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации квартиры, расположенной по адресу: (адрес), кв. 26, отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Южный окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий П.В. Храменков



Суд:

Севастопольский гарнизонный военный суд (город Севастополь) (подробнее)

Судьи дела:

Калита Илья Владимирович (судья) (подробнее)