Решение № 2-915/2020 2-915/2020~М-856/2020 М-856/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2-915/2020

Кудымкарский городской суд (Пермский край) - Гражданские и административные



Дело № 2-915/2020 <данные изъяты>


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

27 октября 2020 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

судьи Гуляевой Л.В.,

при секретаре Павловой А.Ю.,

с участием прокурора Щербинина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к выполнению требований законодательства,

установил:


Кудымкарский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) ФИО1 о понуждении к выполнению требований законодательства. Исковые требования мотивирует тем, что Кудымкарской городской прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства об исполнении обязательных требований к организации деятельности пункта переработки древесины, расположенного по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, фактически занимается лесопереработкой и реализацией лесной продукции, предпринимательская деятельность осуществляется на вышеуказанном лесопильном комплексе (пилорама), при этом земельный участок по адресу: <адрес> (кадастровый №) используется ИП по фактическому его предоставлению собственником ФИО9. В рамках визуального осмотра лесопильного комплекса установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности ИП использует земельный участок, производственное помещение (деревянный навес) со станками для лесопереработки, административное здание, привлекаются работники. Результат проверки свидетельствует о том, что предпринимательская деятельность ответчиком осуществляется с нарушениями экологических, санитарных и иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В доступном для обозрения месте ответчиком не обеспечено размещение информации: о фамилии, имени, отчества ИП, номера контактных телефонов, копии документа (приказа индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного за исполнение требований законодательства на пунктах переработки древесины, режиме работы пункта переработки древесины, условиях приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины. На пункте переработки древесины ИП не обеспечено нахождение книги учета принимаемой на переработку древесины, книги регистрации отгружаемой продукции переработки древесины, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копии свидетельства о постановке ИП на учет в налоговом органе, документов, подтверждающих права на имущество, используемое для осуществления деятельности, в т.ч. на земельные участки, здания, строения, сооружения, технические устройства. При осуществлении деятельности по распиловке древесины ИП допускается размещение отходов деревообработки (отходы коры, горбыля и рейки из натуральной чистой древесины) на земельном участке открытым способом, которые не защищены от воздействия атмосферных осадков, без искусственного твердого водонепроницаемого покрытия, обваловка по периметру площадки хранения отходов отсутствует. В ходе проведенной проверки были выявлены и нарушения ответчиком требований пожарной безопасности. Так, ИП не прошла обучение мерам пожарной безопасности по пожарно-техническому минимуму, не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, в производственном помещении лесопильного цеха, административном здании отсутствуют таблички с номером телефона вызова пожарной охраны, на производственном объекте не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено», не обеспечила исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно шлейфы автоматической пожарной сигнализации повреждены, не обеспечивает периодичность осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, допущено складирование лесоматериала до производственного помещения менее 18 м., фактически вплотную. Выявленные нарушения законодательства в области пожарной безопасности могут повлечь наступление негативных последствий, как для производственного и административного объекта, а также и для работников ИП, что недопустимо. В рамках проведенной проверки также были выявлены нарушения ответчиком требований законодательства в области охраны труда. ИП не разработана схема движения транспортных средств и пешеходов по территории организации, на производственном объекте отсутствует обозначение поста для оказания первой помощи, не разработана программа проведения первичного инструктажа по охране труда в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организаций, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации, отсутствуют документы, подтверждающие прохождение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Выявленные нарушения в области трудового законодательства нарушают права и гарантии работников организации на благоприятные и безопасные условия труда, могут привести к травматизму на производстве. С учетом уточнения исковых требований просит обязать ИП ФИО1 в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать временное хранение отходов производства деревообработки на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №) в соответствии с требованиями п.п. 2.5, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003 г.; обязать ИП ФИО1 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности на пункте переработки древесины, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), а именно: пройти обучение мерам пожарной безопасности по пожарнотехническому минимуму; обеспечить расстояние от производственного здания до складированного лесоматериала не менее 18 м; обязать ИП ФИО1 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм трудового законодательства на пункте переработки древесины, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), а именно: пройти обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда; разработать программу проведения первичного инструктажа по охране труда.

В связи с отказом Кудымкарского городского прокурора от исковых требований к ИП ФИО1 в части возложения обязанностей: в течение 10 дней со дня вступления судебного решения в законную силу обеспечить размещение на пункте переработки древесины (пилораме), расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №), в доступном для обозрения месте информации и документов в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 3 Закона Пермского края от 13.09.2016 г. № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края; в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности на пункте переработки древесины, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №), а именно: назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте; разместить в административном здании, здании лесопильного цеха таблички с номером телефона вызова пожарной охраны; разместить в административном здании, здании лесопильного цеха знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»; принять меры по оборудованию административного здания, здания лесопильного цеха исправной автоматической пожарной сигнализацией; разместить в административном здании, здании лесопильного цеха функционирующие ручные огнетушители; в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм трудового законодательства на пункте переработки древесины, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №), а именно: разработать схему движения транспортных средств и пешеходов по территории организации; обеспечить нахождение на производственном объекте поста для оказания первой помощи, его информационное обозначение, производство по делу в данной части прекращено, о чем судом вынесено определение.

В судебном заседании прокурор Щербинин И.В. исковые требования в остальной части поддержал.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании, Кудымкарской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об исполнении обязательных требований к организации деятельности пунктов переработки древесины на лесопильном комплексе (пилораме), расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №.

На указанном земельном участке в связи с фактическим его предоставлением собственником ФИО9 без заключения какого-либо договора ответчик ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность по распиловке древесины.

В ходе проверки были выявлены нарушения природоохранных, экологических и санитарных требований, а также требований пожарной безопасности и трудового законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Отходы, образующиеся в рамках деятельности по переработке древесины (отходы коры, опила, горбыля и рейки из натуральной чистой древесины) относятся к отходам производства.

В силу требований п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Из материалов дела следует, что 14.08.2020 г. в ходе осмотра пилорамы и прилегающей территории было установлено, что при осуществлении деятельности по распиловке древесины ответчиком допускалось размещение отходов деревообработки (отходы коры, опила, горбыля и рейки из натуральной чистой древесины) на земельном участке без искусственного твердого водонепроницаемого покрытия открытым способом, которые не были защищены от воздействия атмосферных осадков, обваловка по периметру площадки хранения отходов отсутствовала.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее СанПиН 2.1.7.1322-03), временное хранение отходов производства осуществляется на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.).

Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 37 данного Федерального закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций.

Требования пожарной безопасности установлены в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, в иных нормативных документах, содержащих требования пожарной безопасности.

Правила противопожарного режима в РФ содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, п. 31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденного Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645, ответчик не прошла обучение мерам пожарной безопасности по пожарнотехническому минимуму.

В нарушение п. 6.1.7, таблица 4 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ответчиком допущено складирование лесоматериала до производственного помещения менее 18 м, фактически вплотную.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии с абз. 1 ст. 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки выявлены нарушения требований охраны труда, допущенные ИП ФИО1, а именно, у нее отсутствуют документы, подтверждающие прохождение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, а также ею не разработана программа проведения первичного инструктажа по охране труда в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организаций, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации, чем нарушены требования ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса РФ, п.п. 2.1.4, 2.3.1, 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Наличие вышеуказанных нарушений законодательства подтверждено материалами дела, не отрицается ответчиком и до настоящего времени данные нарушения не устранены.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчиком не принимается надлежащих мер к устранению выявленных нарушений, суд находит заявленные Кудымкарским городским прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать ИП ФИО1: в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать временное хранение отходов производства деревообработки на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 2.5, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80; в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности на пункте переработки древесины, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно: пройти обучение мерам пожарной безопасности по пожарнотехническому минимуму; обеспечить расстояние от производственного здания до складированного лесоматериала не менее 18 м; в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм трудового законодательства на пункте переработки древесины, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно: пройти обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда; разработать программу проведения первичного инструктажа по охране труда.

При этом, срок для исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей, о котором требует прокурор, суд находит разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета Муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:


Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1:

- в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать временное хранение отходов производства деревообработки на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 2.5, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80;

- в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности на пункте переработки древесины, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно: пройти обучение мерам пожарной безопасности по пожарнотехническому минимуму; обеспечить расстояние от производственного здания до складированного лесоматериала не менее 18 м;

- в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм трудового законодательства на пункте переработки древесины, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно: пройти обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда; разработать программу проведения первичного инструктажа по охране труда.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход Муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья – Л.В. Гуляева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>



Суд:

Кудымкарский городской суд (Пермский край) (подробнее)

Судьи дела:

Гуляева Людмила Викторовна (судья) (подробнее)