Решение № 2А-104/2024 2А-104/2024(2А-1324/2023;)~М-1396/2023 2А-1324/2022 2А-1324/2023 М-1396/2023 от 24 января 2024 г. по делу № 2А-104/2024




Дело № 2а-104/2024 (2а-1324/2022)

УИД 27RS0020-01-2023-002750-23


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

24 января 2024 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Куксенко А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дащенко Н.Н.,

с участием представителя административного истца помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Сидоркевича Д.С.,

представителя административного ответчика Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Огонек» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, заинтересованного лица Управления образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края – ФИО1, действующая на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Огонек» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

заинтересованное лицо Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:


Николаевский-на-Амуре городской прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Огонек» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (далее МБДОУ ДС № 44 «Огонек») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения МБДОУ ДС № 44 «Огонек» законодательства РФ в сфере противодействия терроризму установлено, что в нарушении требований законодательства РФ здание МБДОУ ДС № 44 «Огонек» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Актом обследования и категорирования объекта (территории), утвержденным 11.05.2022 МБДОУ ДС № 44 «Огонек» присвоена 4 категория опасности. В связи с выявленными нарушениями городским прокурором заведующей МБДОУ ДС № 44 «Огонек» 22.04.2022, а также 27.06.2023 внесены представления об устранении нарушений требований законодательства РФ, причин и условий им способствовавших. Вместе с тем, по состоянию на 21.12.2023 МБДОУ ДС № 44 «Огонек» нарушения не устранены. Выявленные нарушения приводят к отсутствию антитеррористической защищенности учреждения, а также иных граждан, находящихся в учреждении, круг которых определить не представляется возможным. Указанное также затрагивает и интересы РФ.

Просит суд признать бездействие МБДОУ ДС № 44 «Огонек» по необеспечению антитеррористической защищенности здания учреждения, расположенного по адресу: <...>, незаконным; обязать МБДОУ ДС № 44 «Огонек» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: <...>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации

В письменных возражениях на административное исковое заявление МБДОУ ДС № 44 «Огонек» просит в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку работа по обеспечению антитеррористической защищенности МБДОУ ДС № 44 ведется в строгом соответствии с действующим законодательством, в том числе с постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление). Основные требования выполняются в полном объеме. Ранее до 2022 года в соответствии с актом обследования и категорирования МБДОУ ДС № 44 была, присвоена 3 категория опасности. 21 ноября 2021 года межведомственной комиссией проведена проверка состояния антитеррористической защищенности МБДОУ ДС № 44, по итогам которой предписано в срок до 17 ноября 2024 года оснастить учреждение охранной сигнализацией, автономной системой оповещения и управления эвакуацией. 05.03.2022 года в Постановление были внесены изменения, в соответствии с которыми в мае 2022 года силами межведомственной комиссии проведено повторное категорирование объекта защиты, присвоена 4 категория опасности. В ходе обследования установлено, что практически все требования действующего законодательства выполняются, отсутствует только автономная система оповещения и управления эвакуацией. О чем сделана соответствующая запись в акте категорирования, утвержденном 14.12.2022. В соответствии с п.п. «е» п. 11 Постановления, перечень необходимых мероприятий по соблюдению требований антитеррористической защищенности, сроки устранения и финансирование, планируются на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Представления городского прокурора об устранении нарушений требований законодательства РФ рассмотрены на совещаниях при руководителе управления образования, необходимость выделения финансирования неоднократно доводилась до сведения руководства администрации района. В 2023 году была подана заявка в министерство образования и науки Хабаровского края о выделении субсидии на проведение антитеррористических мероприятий. При выделении субсидии системы оповещения и управления эвакуацией будут установлены в срок до 25 декабря 2024 года. Заявленные требования городского прокурора считает незаконными.

В судебном заседании административный истец помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Сидоркевич Д.С. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указав, что в случае, если в заявке о предоставлении субсидии указан срок по выполнению мероприятий в полном объеме до 25 декабря 2024 года, то он не возражает против установления данного срока для устранения выявленных нарушений.

В судебном заседании представитель административного ответчика Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Огонек» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, заинтересованного лица Управления образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края – ФИО1 доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, поддержала в полном объеме. Указав, что имеется перечень мероприятий, в которых установлен срок исполнения выявленных нарушений до ноября 202 года. Просила установить срок для устранения выявленных нарушений до 25 декабря 2024 года.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ», организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона № 35- ФЗ Правительством Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Постановление).

Данные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных его совершения данным Постановлением установлены категории опасности объектов (территорий): а) объекты (территории) первой категории опасности; б) объекты (территории) второй категории опасности; в) объекты (территории) третъей категории опасности; г) объекты (территории) четвертой категории опасности.

Согласно пп. «д» п. 24 Постановления № 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МБДОУ ДС № 44 «Огонек» в соответствии с паспортом безопасности от 2022 года, актом обследования и категорирования объекта (территории) присвоена 4 категория опасности.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушении пп. «д» п. 24 Постановления № 1006 в отношении здания и территории Учреждения не осуществляются следующие мероприятия: объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации - нарушен.

Как следует из паспорта безопасности учреждения, утвержденного заведующим МБДОУ ДС № 44 «Огонек» 14.12.2022, согласованного УФСБ России по Хабаровскому краю 09.11.2022, ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» 12.09.2022, начальником Главного Управления МЧС России по Хабаровскому краю от 13.10.2022, а также акта обследования и категорирования объекта (территории) МБДОУ ДС № 44 «Огонек», образовательному учреждению рекомендовано обеспечить оборудованием объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения. Данные рекомендации были указаны и в паспорте безопасности учреждения от 2019 года.

Согласно информации, представленной Управлением образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 18.01.2024 № 01-22-56, работа по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций, подведомственных Управлению, ведется в строгом соответствии с действующим законодательством, в том числе с Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Основные требования выполняются в полном объеме. Вопрос по оснащению образовательных организаций, подведомственных Управлению, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации находится на строгом контроле Управления. Финансирование образовательных организаций, подведомственных Управлению, осуществляется из бюджета Николаевского муниципального района, который является дефицитным. Поэтому финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 "Огонек" г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности в 2022-2023 годах не осуществлялось. Однако, Управление, понимая всю важность ситуации с реализацией требований и устранением замечаний контролирующих органов, в декабре 2023 года направило в Министерство образования и науки Хабаровского края (МОН ХК) заявку на участие в конкурсном отборе муниципальных образований края для предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий по повышению уровня обеспеченности муниципальных образовательных организаций элементами систем безопасности в 2024 году. Сумма заявки из средств консолидированного бюджета составляет 2 500,0 тыс. рублей. В настоящий момент в Министерстве образования и науки Хабаровского края проводится конкурс, по его итогам будет заключено Соглашение между Министерством образования и науки Хабаровского края и муниципалитетом, выделена субсидии Николаевскому муниципальному району на монтаж системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Система АТЗ будет установлена в МБДОУ ДС № 44 в срок до 25 декабря 2024 года. В настоящее время заключен договор на подготовку проектно-сметной документации на реализацию вышеуказанных мероприятий.

Согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является, в том числе обязанностью образовательных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение учебным учреждением при финансировании в соответствии с требованиями закона правил обеспечения антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п.п. «е» п. 11 Требований, комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму Правительством Российской Федерации 02.08.2019 издано постановление N 1006, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Указанными требованиями предусмотрено, в числе прочего, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанное требование распространяется на объекты отнесенные как к третьей, так и к четвертой категории опасности.

Таким образом, обязанность по оборудованию МБДОУ ДС № 44 «Огонек» испрашиваемыми прокурором системами (средствами) экстренного оповещения возникла у административного ответчика еще в 2019 году, а изменение категории опасности школы с третьей на четвертую, равно как и утверждение в 2022 году нового паспорта безопасности, указанную обязанность не отменили и не изменили.

Вместе с тем, как на момент обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением, так и на дату рассмотрения дела судом, стороной административного ответчика доказательств заключения договора на оборудование здания детского сада системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в материалы дела не представлено.

Доводы об отсутствии надлежащего финансирования образовательного учреждения, необходимости осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической направленности с учетом планирования финансирования мероприятий, сроки осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической направленности - два финансовых года, следующих за текущим не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, основаны на ошибочном толковании законодательства, регламентирующего спорные правоотношения.

Согласно п. 5 Постановления ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, сможет способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что указанные выше мероприятия отнесены к числу обязательных мероприятий, на ответчика в силу закона возложена обязанность по оснащению объектов (территорий) системой оповещения и управления эвакуацией, суд приходит к выводу о наличии оспариваемого бездействия со стороны образовательного учреждения и необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

Рассматривая вопрос о сроке, в течение которого, ответчику надлежит исполнить решение, суд находит, что достаточным и разумным является срок – до 25 декабря 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


административное исковое заявление Николаевского-на-Амуре городского прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Огонек» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Огонек» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, выразившееся в необеспечении антитеррористической защищенности здания учреждения, расположенного по адресу: <...>.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Огонек» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края в срок до 25 декабря 2024 года оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: <...>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 05.02.2024.

Судья А.И. Куксенко



Суд:

Николаевский-на-Амуре городской суд (Хабаровский край) (подробнее)

Судьи дела:

Куксенко Анна Ивановна (судья) (подробнее)