Решение № 2-696/2021 2-696/2021~М-353/2021 М-353/2021 от 22 июня 2021 г. по делу № 2-696/2021




УИД № 47RS0014-01-2021-000802-27

Дело № 2-696/2021


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Приозерск 22 июня 2021 г.

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего Левичевой Н.С.

при секретаре ФИО1

с участием прокурора ФИО2,

с участием представителя ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приозерского городского прокурора к МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад», администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> об обязании обеспечить оборудование здания устройствами молниезащиты,

установил:


Приозерский городской прокурор обратился в Приозерский городской суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад», администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> об обязании обеспечить оборудование здания устройствами молниезащиты.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности здание МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» не оборудовано устройством молниезащиты, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы детей на сохранение и укрепление здоровья во время воспитательного, образовательного процессов. Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2020 г. по гражданскому делу № 2-275/2020 удовлетворены требования Приозерского городского прокурора к МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» об обязании провести обследование здания на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты. МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» представлен акт, из которого следует, что комиссией принято решение о необходимости устройства молниезащитной системы зданий учреждений и включении средств на производство проектных и строительно-монтажных работ по ее устройству при формировании адресной инвестиционной программы на 2021-2024 г.г. Таким образом, осуществление МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» деятельности с нарушением требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, в отсутствие устройства молниезащиты ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, неопределенного круга лиц, нарушая их право на охрану жизни и здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> ФИО3 в судебном заседании поддержала позицию изложенную в письменном отзыве, просила увеличить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просит рассматривать дело в отсутствие своего представителя. (л.д. 43, 47)

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» является дошкольной образовательной организацией, созданной с целью оказания услуг дошкольного образования, которая осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес>, что следует из устава детского сада. (л.д. 48-57)

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включённых в утверждённый Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Учитывая, положения ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ, требования национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), включённые в названный перечень, подлежат обязательному исполнению не только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов, но и при их эксплуатации.

Согласно п. 68 названного перечня обязательным является применение 66. СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.

В соответствии с разделом 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные организации (детские сады и т.п.), общеобразовательные организации (школы, гимназии, лицеи и т. д.) (п.п. 1.1.1, 1.1.2).

При этом в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утверждённой приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, с учётом требований СО 153-34.21.122-2003.

Вместе с тем, как установлено судом здание МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» по адресу: <адрес>, не имеет устройства молниезащиты.

Данное обстоятельство подтверждается актом, утвержденным главой администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, списком, решением Приозерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым исковые требования Приозерского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-детский сад» удовлетворены, судом постановлено обязать МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты. (л.д. 11-13, 16-17, 18-19)

Изложенное свидетельствует о невыполнении требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

В соответствии с уставом МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения.

В связи с этим, требования прокурора о возложении обязанности на обеспечить устройство молниезащиты здания школы с учётом требований СО 153-34.21.122-2003 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно уставу МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» его учредителем является администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>.

Финансирование детского сада осуществляется за счёт средств бюджета <адрес>.

Поскольку устройство молниезащиты здания МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» требует материальных затрат, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Приозерского городского прокурора об обязании профинансировать работы по устройству молниезащиты здания школы, заявленных к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район, как к лицу, к компетенции которого относится указанная обязанность.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

С учетом объема нарушенного права, действий, которые должны совершить ответчики по его восстановлению, временных и финансовых затрат на совершение этих действий, особенностей учебного процесса, объективных обстоятельств, не зависящих от воли сторон (погодные условия), суд считает необходимым установить срок исполнения возложенных на ответчиков обязанностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


исковое заявление Приозерского городского прокурора к МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад», администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> об обязании обеспечить оборудование здания устройствами молниезащиты удовлетворить.

Обязать МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оборудование здания образовательного учреждения устройствами молниезащиты.

Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Приозерский городской суд Ленинградской области.

Судья Н.С. Левичева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 июня 2021 г.



Суд:

Приозерский городской суд (Ленинградская область) (подробнее)

Истцы:

Приозерский городской прокурор (подробнее)

Ответчики:

Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области (подробнее)
МДОУ Центр развития ребенка-детский сад (подробнее)

Судьи дела:

Левичева Надежда Сергеевна (судья) (подробнее)