Решение № 2-949/2020 2-949/2020~М-602/2020 М-602/2020 от 13 октября 2020 г. по делу № 2-949/2020





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

«13» октября 2020 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Сулаевой К.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации г.Твери, а также третьего лица департамента финансов администрации г.Твери ФИО2, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Твери о взыскании денежных средств в размере 90 610 рублей 19 копеек в связи с неполной выплатой выходного пособия при сокращении штата, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда,

установил:


ФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к администрации города Твери, в котором просил взыскать с ответчика сумму в размере 91 919 руб. в связи с неправильной выплатой выходного пособия, проценты за нарушение срока выплаты суммы в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно в соответствии со ст.236 ТК РФ. Компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 21.03.2011 года он работал в Администрации г. Твери в должности главного специалиста отдела мобилизационной подготовки (распоряжение о приёме на работу от 10.03.2011 года №-к).

С 25.12.2019 года он был уволен с работы в связи с сокращением численности работников на основании п. 2 ч. 1 ст. 81, ч.3 ст. 180 Трудового кодекса РФ (распоряжение о прекращении трудового договора от 19.12.2019 года №-к).

Претензий к увольнению по сокращению штата не имел и дал на это согласие. В последний день работы работодатель выдал ему трудовую книжку, другие документы, связанные с работой и произвёл расчет.

Проведя анализ выплаченного выходного пособия в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства при сокращении штата за периоды: с 26.12.2019 по 25.01.2020 - 63473,76 руб.; с 26.01.2020 по 25.02.2020 - 83309,31 руб.; с 26.02.2020 по 25.03.2020 - 79342,2 руб., истец обнаружил, что расчёт был произведён с нарушением требований закреплённых в Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" и Трудового кодекса РФ.

Расчёт среднего дневного заработка был произведён без учёта всех выплат входящих в денежное содержание муниципального служащего (ст. 12

«Положения о муниципальной службе в городе Твери» Решение Тверской городской думы от 7 октября 1996 года № 103 не учтена: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 1.7 ст. 12); материальная помощь (пункт 1.8 ст. 12).

Полагает, что указанные выше выплаты входят в денежное содержание муниципального служащего и не являются выплатами социального характера.

Исходя из особенностей порядка исчисления средней заработной платы, определённого Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, рассчитал примерную сумму среднего дневного заработка с учётом единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи: средний дневной заработок, применённый в расчётах Администрацией города составляет 3967,11 руб.: сумма не принятая в расчёт равна (единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 62959,58 руб. + материальная помощь - 125919,16 руб.) составляет - 188878,74 руб.; рабочих дней за период - 247- 43(отпуск) = 204; ошибка в расчёте - 188878,74/204=925,88; средний дневной заработок в расчётах Администрацией города должен составлять около - 3967,11 + 925,88 = 4892,99; задолженность Администрации без учёта праздничных дней составляет около - 925,88 * 57 = 52775.

Расчёт компенсационных выплат при увольнении по сокращению штата был произведён без учёта нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате - 1,2,3,6,7,8 января, 23 февраля, 8 марта.

Учитывая выше изложенное при применении положений ст. 139 ТК РФ полагает, что исчислять средний заработок работника, учитываемый для определения суммы выходного пособия необходимо путем умножения его среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате, поскольку нерабочие праздничные дни подлежат оплате как рабочие.

Задолженность ответчика за неоплату нерабочих праздничных дней составляет около - 4892,99 * 8 = 39144 руб. Общая сумма задолженности около - 52775 + 39144 = 91919 руб.

Отказ признать неправомерность своих действий при попытке решить спор в досудебном порядке, несмотря на большой срок службы истца в государственных органах (более 47 лет из них более 19 лет в подразделениях Администрации г. Твери) и его добровольное согласие на увольнение по сокращению штата наносит ему моральный вред.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил требования в части взыскания суммы в размере 90610,19 руб. в связи с неполной выплатой выходного пособия при сокращении штата и процентов за нарушение срока выплаты выходного пособия при сокращении штата в сумме не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 10 сентября включительно в соответствии со ст.236 ТК РФ в размере 6356,81 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Определением суда от 07.08.2020, занесённым в протокол судебного заседания, уточненные исковые требования истца приняты к производству суда.

Определением суда от 07 сентября 2020 года, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент финансов администрации г.Твери.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом их уточнения, поддержал в полном объёме, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица по доверенности ФИО2 возражала относительно заявленных истцом требований, указав на то, что расчёт среднего дневного заработка был произведён без учёта единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, поскольку указанные выплаты не входят в денежное содержание муниципального служащего, а являются выплатами социального характера.

Заслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно ст. 22 Закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Решением Тверской городской Думы от 07 октября 1996 года № 103 принято Положение о муниципальной службе в городе Твери, определяющее и регулирующее на основе законодательства Российской Федерации, Тверской области и Устава города Твери, основы правового положения муниципальных служащих города Твери.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Положения о муниципальной службе в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской думы от 07.10.1996 № 103, оплата труда муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы или муниципальной должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу муниципального служащего за классный чин;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

4) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

8) материальная помощь;

9) иные выплаты, предусмотренные законодательством.

Денежное содержание выплачивается за счет средств бюджета города Твери.

Как усматривается из представленных суду документов, с 21 марта 2011 г. истец работал в Администрации г. Твери в должности главного специалиста отдела мобилизационной подготовки.

В соответствии с п. 4.4.2 трудового договора от 21.03.2011, заключенного между администрацией г. Твери и ФИО1 работодатель обязан обеспечивать выплату и в полном объеме денежного содержания, в том числе:

- должностной оклад 9704 руб.;

- надбавку к должностному окладу за присвоенный классный чин;

- надбавку к должностному окладу за присвоенный классный чин; надбавку к должностному окладу за выслугу лет (в зависимости от стажа муниципальной службы);

- надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (согласно оформленному допуску);

- ежемесячная премия по результатам работы,

- иные выплаты, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в том числе: поощрительные премии по результатам работы; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь и другие.

Согласно распоряжению о приёме на работу №-к от 10.03.2011 ФИО1 принят на работу с окладом 9704 руб.; надбавкой за особые условия муниципальной службы 150%; надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 40%; надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны 15%.

Распоряжением №-к от 19 декабря 2019 г. ФИО1 с 25 декабря 2019 г. уволен с должности главного специалиста отдела мобилизационной подготовки, в связи с сокращением численности работников на основании п. 2 ч. 1 ст. 81, ч.3 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно справке администрации г.Твери при увольнении истцу были выплачены: заработная плата за декабрь 2019 года в размере 51 511 руб. 11 коп., денежное поощрение за 4 квартал 2019 года в размере 62 959 руб. 58 коп., выходное пособие в размере 63 473 руб. 76 коп.

Согласно п.7 ст.12 Положения о муниципальной службе в городе Твери, материальная помощь муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности города Твери, выплачивается в размере двух среднемесячных сумм денежного содержания соответственно муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, в год, из них одно денежное содержание может выплачиваться муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность города Твери, при предоставлении очередного отпуска.

Из п.7.1 ст. 13 Положения о муниципальной службе в городе Твери, при исчислении денежного содержания на период нахождения муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Так, особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 ТК РФ, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922 определено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в частности денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время (пп. "е"); премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. "н"); другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (пп. "о").

При этом, согласно п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Расчет среднего заработка производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях:

для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска;

для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если: а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в том числе, справок о доходах по форме 2-НДФЛ за 2018, 2019г.г., расчетных листков, за период, предшествующий увольнению (с 01.12.2018 г. по 30.11.2019 г.), истец фактически отработал 215 дней, при этом за указанный период сумма фактически начисленной заработной платы составила 663 610 руб. 86 коп. и сумма учтенных премий 189 318 руб. 01 коп.

При исчислении среднего месячного заработка истца не учитывались суммы единовременной выплаты к отпуску, материальной помощи, которые по содержанию норм Положения о муниципальной службе в городе Твери, утверждённым решением Тверской городской Думы от 07.10.1996 № 103 и трудового договора с истцом фактически имеют социальный характер, то есть не имеют отношения непосредственно к оплате труда.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В отличие от заработной платы, которая зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации) и выплачивается состоящему в трудовых отношениях работнику за отработанный период, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм; она призвана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 мая 2015 года N 11-П, от 18 апреля 2017 года N 12-П и др.).

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы, и обеспечение в том числе реализации конституционного права на труд, а также права на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Как следует из материалов дела, среднедневной заработок для выплаты пособия на период трудоустройства при сокращении штата за первый месяц составил 3 967 руб. 11 коп. (852 928,01 / 215), а сумма выходного пособия – 63 473 руб. 76 коп (3 967,11 x 16).

Средний заработок за второй месяц трудоустройства с 26.01.2020 по 31.01.2020 составил 19 835 руб. 55коп. (3 967 руб. 11 коп. х 5 дней) и с 01.02.2020 по 25.02.2020 составил 63 473 руб. 76 коп. (3 967 руб. 11 коп. х 16 дней), всего за второй месяц 83 309 руб. 31 коп.; размер сохраняемого среднего заработка за третий месяц с 26.02.2020 по 29.02.2020 составил 11 901 руб. 33 коп. (3 967,11 руб. х 3 дня) и с 01.03.2020 по 25.03.2020 составил 67 440 руб. 87 коп. (3 967,11 руб. х 17 дней), всего за третий месяц 79 342 руб. 20 коп. Из расчета размера сохраняемого среднего заработка за второй и третий месяц исключены нерабочие праздничные дни по производственному календарю в течение указанного периода.

Исходя из размера ежемесячного денежного содержания истца (62958 руб.03 коп.), суд полагает, что выплаченное истцу пособие за первый, второй и третий месяцы на период трудоустройства, соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Выплаты при сокращении произведены истцу в полном объеме и в установленный законом срок, следовательно, оснований для применения ст.236 ТК РФ не имеется.

Поскольку нарушений трудовых прав истца со стороны ответчика допущено не было, оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца.

руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:


исковые требования ФИО1 к администрации города Твери о взыскании денежных средств в размере 90 610 рублей 19 копеек в связи с неполной выплатой выходного пособия при сокращении штата, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.А. Степанова

1версия для печати



Суд:

Центральный районный суд г. Твери (Тверская область) (подробнее)

Истцы:

Швец Леонид Анатольевич (подробнее)

Ответчики:

Администрация г. Твери (подробнее)

Судьи дела:

Степанова Екатерина Александровна (судья) (подробнее)