Решение № 2-42/2024 2-42/2024(2-428/2023;)~М-400/2023 2-428/2023 М-400/2023 от 30 января 2024 г. по делу № 2-42/2024Чухломский районный суд (Костромская область) - Гражданское Дело № 2-42/2024 УИД: № Именем Российской Федерации 30 января 2024 года г. Солигалич Чухломский районный суд Костромской области в составе: председательствующего - судьи Андриановой Н.М., с участием заместителя прокурора Солигаличского района Костромской области Дмитриева К.В., представителя ответчика – МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» ФИО1, при секретаре Басовой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солигаличского района, в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области, администрации Солигаличского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений, Прокурор Солигаличского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области и администрации Солигаличского муниципального района Костромской области об обязании МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния здания школы по адресу: <адрес> 1961 года постройки, с использованием современных средств технической диагностики, администрации Солигаличского муниципального района Костромской области в тот же срок профинансировать проведение указанного обследования, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Солигаличского района установлено, что МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района эксплуатирует здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, 1961 года постройки. Со ссылкой на ст. 28, 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 296 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 384-ФЗ «технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 6,7 ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденное Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст, Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих конструкций СП 13-102-2003 от 2003-08-21 и ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния», прокурор указал, что МКОУ «Коровновская ООШ» эксплуатационный контроль зданий должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания, в нарушение требований раздела 3 Положения, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Установлено, что осмотр зданий и сооружений с использованием современных средств технической диагностики не проводился. Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинение вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения. К вопросам местного значения, на основании федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. В судебном заседании прокурор Дмитриев К.В. уточнил исковое заявление в части срока его исполнения, указал, что обследование технического состояния здания МКОУ «Коровновская ООШ» необходимо провести в течение года со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, с учетом уточнения сроков исполнения решения суда. Представитель ответчика – директор МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального округа ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, указав, что последствия признания иска ей понятны, представила суду письменное заявление о признании иска, пояснила, что действительно техническое обследование здания школы не проводилось, просила установить срок для исполнения решения суда год со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика – администрации Солигаличского муниципального округа Костромской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении глава Солигаличского муниципального округа Костромской области ФИО2 просил рассмотреть дело без участия представителя администрации, в отзыве указал, что в исковом заявлении прокурором указан разный срок исполнения решения: до 31 августа 2024 года и в течение года после вступления решения в законную силу. Просит конкретизировать срок исполнения решения суда, установив его «в течение года со дня вступления решения суда в законную силу», поскольку администрации Солигаличского муниципального округа требуется предусмотреть необходимые денежные средства в бюджете округа. С учетом дефицита бюджета, высокой стоимости работ по проведению обследования технического состояния нежилого здания и наличием большого количества расходных обязательств округа администрация не сможет профинансировать работы в срок до 31 августа 2024 года. Кроме того, после внесения изменений в бюджет округа и выделения МКОУ «Коровновская ООШ» необходимых средств, школе необходимо изучить ценовые предложения на рынке услуг и произвести закупку работ в соответствии с требованиями федерального закона от 5 апреля 203 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает уточненные исковые требования прокурора Солигаличского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является в том числе содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное, и нравственное развитие. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями. Образовательная организация является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с п. 7 ст. 28 указанного выше закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Как следует из п. п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение профилактических мероприятий. Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В соответствии с ч. 6 указанной выше статьи ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст. 55.24.ГрК РФ). В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения. Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (вместе с "ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов. Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности. Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Согласно п. п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет. Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.). В соответствии с п. п. 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее. Из представленных документов следует, что учредителем и собственником имущества образовательной организации - МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» является Солигаличский муниципальный район. Образовательной организации передано имущество на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя по его содержанию. Судом установлено, что по результатам проверки прокуратурой Солигаличского района выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики. По факту выявленных нарушений в адрес директора МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» 5 декабря 2023 года внесено представление, в котором предложено принять меры к устранению выявленных нарушений, а также условий им способствующих. 13 декабря 2023 года директор МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» на представление прокурора Солигаличского района от 5 декабря 2023 года сообщает, что обследование технического состояния здания школы будет проведено. Вместе с тем до настоящего времени выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, что ответчиками не оспаривается. Согласно информации МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» обследование здания специализированной организацией до настоящего времени не проведено. Таким образом, бездействие МКОУ «Коровновская основная общеобразовательная школа» создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В силу ст. 204 ГПК РФ, при определении срока исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон, конкретные обстоятельства, установленные по данному делу, а также необходимость проведения соответствующих мероприятий, включая выделение финансирования, стадии аукциона, и считает разумным и достаточным испрашиваемый, с учетом уточнения, прокурором Солигаличского района Костромской области срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Возложить на муниципальное казенное образовательное учреждение «Коровновская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области обязанность провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, 1961 года постройки, с использованием современных средств технической диагностики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на администрацию Солигаличсского муниципального округа Костромской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обследованию технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, 1961 года постройки, с использованием современных средств технической диагностики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке или на него может быть внесено апелляционное представление в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в г. Солигаличе в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Н.М. Андрианова Решение в окончательной форме принято 31 января 2024 года. Суд:Чухломский районный суд (Костромская область) (подробнее)Судьи дела:Андрианова Наталья Михайловна (судья) (подробнее) |