Решение № 2А-306/2020 2А-306/2020~М-355/2020 М-355/2020 от 3 ноября 2020 г. по делу № 2А-306/2020

Тобольский районный суд (Тюменская область) - Гражданские и административные



2а-306/2020


Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

город Тобольск 03 ноября 2020 года

Тобольский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Ф.,

при секретаре Громовой В.С.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Тобольского муниципального района об оспаривании решения муниципального органа,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в суд с требованиями и просит признать незаконным решение от 13 июля 2020 года № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что он является членом СНТ «<данные изъяты>», у него имеется земельный участок, расположенный по <адрес>, №, которым истец пользуется более 20 лет, на участке имеются дом, теплица, сарай и насаждения. Садовый участок огорожен забором, у соседей земельные участки находятся в собственности. В августе 2019 года он решил оформить данный участок в свою собственность, в мае 2020 года ему документы были возвращены, затем ДД.ММ.ГГГГ он обратился с исправленными документами, в выделении земельного участка было отказано в связи с тем, что участок местности, где расположен его дачный участок включен в список зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером № (территория слабого подтопления, прилегающая к зоне затопления территории Тобольского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Иртыш с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности). В своем письме администрация ссылается на нормы Водного кодекса Российской Федерации и на поручение Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Губернатора Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым отвод и выделение земельных участков, выдача разрешений на строительство капитальных объектов на территории, подверженных риску затопления и подтопления без соблюдения требований ВК РФ и проведения защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления и подтопления запрещены. На земельном участке, используемым административным истцом, объекты строительства не являются капитальными. СНТ «<данные изъяты>» никогда не подвергался ни затоплению из-за реки Иртыш, ни подтоплениям грунтовыми водами. Зона расположения его дачного участка расположена не менее 1000 метров от р. Иртыш на возвышенном месте со стороны высокого берега и через другие садоводческие товарищества, отказ администрации не позволяет воспользоваться правом бесплатной приватизации дачного участка.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении и просит удовлетворить, считает, что отказ администрации незаконен, поскольку земельный участок предоставляется для ведения садоводства и огородничества.

Представитель административного ответчика администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что требования, изложенные административным истцом в своем заявлении, не соответствуют реальным обстоятельствам дела и содержат неверное толкование законодательства. При сопоставлении координат характерных точек границ, указанных в схеме, приложенной к заявлению со сведениями из ЕГРН, установлено, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером № (территория слабого подтопления, прилегающая к зоне затопления территории Тобольского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Иртыш с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности), установленной в соответствии с приказом «Об определении границ зон затопления, подтопления территории г. Тобольска, Тобольского, Уватского и Вагайского районов Тюменской области, прилегающих к р. Иртыш с притоками» №, выданного Нижне-Обским Бассейновым водным управлением. В административном исковом заявлении не приведено доводов в чем заключается нарушение прав административного истца, считает, что письмо от 13 июля 2020 года принято с соблюдением требований нормативных правовых актов, является законным.

Заслушав ФИО1, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Частью 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из копии заявления, ФИО1 обратился в администрацию Тобольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>

13 июля 2020 года № было направлено письмо администрацией Тобольского муниципального района ФИО1, в котором сообщалось об отсутствии возможности в предоставлении указанного земельного участка, поскольку при сопоставлении координат характерных точек границ, указанных в схеме, приложенной к заявлению со сведениями из ЕГРН установлено, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером № (территория слабого подтопления, прилегающая к зоне затопления территории Тобольского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Иртыш с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности). А также заместитель района ссылается на поручения Президента Российской Федерации ПР-1430 от 23 июля 2019 года, ПР-2107 от 18 октября 2017 года, Губернатора Тюменской области от 25 мая 2017 года № ПАВ-15/6.1/17.

Из копии членской книжки следует, что ФИО1 является членом СНТ «<данные изъяты>» с 2000 года и оплачивает членские и иные взносы по настоящее время, что подтверждается выпиской из протокола и справкой от ДД.ММ.ГГГГ председателя СНТ «<данные изъяты>».

Суду представлено дело по отводу земли садовому товариществу «<данные изъяты>»: с проектом отвода земельного участка под дачи, протоколом заседания правления садоводческого товарищества «<данные изъяты>», списками работников, изъявивших желание получить участки, актом освоения и приемки пашни, заключением Отдела архитектуры при Тобольском райисполкоме, согласно которому участок застройке не подлежит, не затопляем и вполне пригоден для создания садоводческого товарищества, экспликацией, распоряжением Тюменского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, актом технического обследования земельных участков, заключением от ДД.ММ.ГГГГ производственного Управления сельского хозяйства Тобольского райисполкома, решением от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № о выдаче государственных актов, протоколом, справкой, а также планом участков садового товарищества.

Как следует выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок № участок содержит ограничения: граница зоны с особыми условиями использования территории, территория слабого подтопления, прилегающая к зоне затопления территории Тобольского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Иртыш с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности. На данном участке установлен запрет на: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Сведения о Границах зоны с особыми условиями использования внесены ДД.ММ.ГГГГ.

Суду представлены сведения из публичной кадастровой карты на СНТ «<данные изъяты>».

Согласно положениям статьи 78 ЗК РФ для того, чтобы предоставить земельный участок для огородничества, первоначально такой участок должен относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения. Установлено, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, соответственно подлежит предоставлению для огородничества.

Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), предписывая тем самым федеральному законодателю устанавливать в рамках своей компетенции условия реализации этого конституционного права.

В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В силу п. 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Пунктом 6 "Перечня поручений по итогам совещания о мерах по ликвидации последствий наводнения в Иркутской области" (утв. Президентом РФ 23.07.2019 N Пр-1430) дано указание органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить установление границ зон затопления и подтопления на территориях субъектов Российской Федерации и внесение изменений в документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п. 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (ч. 3, п. 8 ч. 4 ст. 31 ВК РФ).

На основании части 4 статьи 67 ВК РФ на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.

Согласно части 1 статьи 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. (часть 6 статьи 67.1 ВК РФ).

Приведенные нормы ВК РФ не содержат запрета на предоставление земельных участков на территориях, подверженных затоплению, напротив, указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий. Статья 27 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень земель, изъятых из оборота. Земли сельскохозяйственного назначения в зоне подтопления паводковыми водами не включены в данный перечень.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" утвержден Порядок определения границ зон затопления, подтопления (вместе с "Положением о зонах затопления, подтопления").

Согласно пункту 3 данного нормативного акта зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости (п. 5 Положения). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Положения).

Таким образом, спорный земельный участок не изъят из оборота, запрет на оборот этого объекта законом не установлен, соответственно администрация Тобольского муниципального района по данному основанию не обосновано отказала ФИО1 в предоставлении спорного земельного участка для садоводства и огородничества.

Исходя из баланса гражданско-правовых отношений, принимая во внимание, что получение разрешения на предоставление земельного участка для ведения садоводства не направлено на увеличение неблагоприятных последствий для ответчика, на защиту от которых направлены положения статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, можно признать необоснованным отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 13 июля 2020 года № по основаниям в нем указанным.

Других доказательств не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Признать незаконным решение администрации Тобольского муниципального района от 13 июля 2020 года № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2020 года.



Суд:

Тобольский районный суд (Тюменская область) (подробнее)

Судьи дела:

Киселева Светлана Федоровна (судья) (подробнее)