Решение № 2-169/2024 2-169/2024(2-3393/2023;)~9-2690/2023 2-3393/2023 9-2690/2023 от 14 февраля 2024 г. по делу № 2-169/2024




Дело № 2-169/2024

УИД 36RS0003-01-2023-005324-51


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Воронеж 14 февраля 2024 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Бондаренко О.В.,

при помощнике судьи Котовой Е.В.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску муниципального образования городской округ город Воронеж в лице муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» к ФИО3 об обязании не чинить препятствия в проведении капитального ремонта многоквартирного дома,

установил:


истец Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» (далее МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ») обратилось в суд с иском к ответчику ФИО3 об обязании не чинить препятствия в проведении капитального ремонта многоквартирного <адрес> и обеспечить доступ в квартиру <адрес> Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства», подрядной организации для проведения ремонтных работ, а именно, по ремонту системы водоснабжения, по ремонту системы отопления, по ремонту канализации в рамках исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 21.03.2013.

Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21.03.2013 (дело № 2-899/13) на администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес> в срок до 01.01.2014.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Левобережного РОСП г. Воронежа от 18.07.2013 возбуждено исполнительное производство №. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по Воронежской области УФССП России по Воронежской области от 07.10.2014 данному исполнительному производству присвоен новый №-ИП.

Согласно Уставу МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» (утв. Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 22.01.2015 №18) учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж.

Учреждение осуществляет деятельность в интересах муниципального образования городского округа город Воронеж на основании поручения Учредителя (или его представителя) в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований из бюджета городского округа город Воронеж. Учреждение создано в целях решения вопросов местного значения, связанных с проведением работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству муниципального имущества (объектов жилого и нежилого объектов социальной сферы, объектов теплоэнергетического хозяйства и наружных инженерных коммуникаций), ремонта объектов благоустройства, эффективного и рационального использования бюджетных ассигнований при их выполнении, а также удовлетворения потребностей муниципального образования городского округа город Воронеж в сфере энергоснабжения и потребления. Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах, доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.

20.01.2023 в рамках исполнения решения Центрального районного суда г.Воронежа от 21.03.2013, распоряжением администрации городского округа город Воронеж №-р утверждено пообъектное распределение ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2023 год на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений, в том числе на <адрес>.

18.08.2023распоряжением №-р «О внесении изменений в распоряжение администрации городского округа город Воронеж от 20.01.2023г. №р» внесены изменения в данное распоряжение и утверждено прилагаемое пообъектное распределение ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2023 год на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках основного мероприятия 1 «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений» муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение коммунальными услугами населения городского округа город Воронеж» в новой редакции.

Ответчик ФИО3 является собственником <адрес>, и препятствует выполнению работ, предусмотренных проектно-сметной документацией: ремонт системы отопления, ремонт системы водоснабжения, ремонт канализации.

Факт воспрепятствования производству работ со стороны ФИО3 подтверждается актом от 03.04.2023 об отказе в допуске к выполнению видов и объемов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией в <адрес>.

Права МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» как заказчика по указанному в иске муниципальному контракту нарушаются ответчиком, поскольку не выполнение работ в связи с необоснованными препятствиями со стороны ответчика, приводит к невозможности исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 21.03.2013, к затягиванию срока выполнения работ, подписанию акта выполненных работ, нарушению сроков действия муниципальных контрактов (л.д.3-10).

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержал исковые требования, полагал, что имеются основания для их удовлетворения.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, судом извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании просила удовлетворить иск, пояснила, что капитальный ремонт в квартирах дома затягивается из-за действий ответчика.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, судом извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.

Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, судом извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.

Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, судом извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.

Третье лицо Специализированный отдел судебных приставов по Воронежской области Главного межрегионального (специализированного) Управления ФССП в судебное заседание не явился, судом извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.

Третье лицо администрация городского округа г.Воронежа в судебное заседание не явилось, судом извещено о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.

С учетом положений ст.ст. 117, 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности ФИО1, третье лицо ФИО2, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Исходя из ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.2 ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Как следует из п.1 ч.1 ст.36 ЖК РФ в состав общего имущества в многоквартирном доме входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включается оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, к нему относятся внутридомовые системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений, а также механическое, санитарно-техническое и иное оборудование, расположенное на этих сетях.

Пункт 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя его осмотр, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 ответственными лицами, в том числе, управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление соответствие состояния общего имущества требованиям законодательства РФ.

Разделом 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) установлено, что техническое обслуживание здания включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, режимов работы оборудования и технических устройств, контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.

Согласно подпункту "е" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г.Воронежа от 21.03.2013 (дело № 2-899/13) на администрацию городского округа г.Воронеж возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес> в срок до 01.01.2014, определены работ, подлежащий к исполнению:

ремонт кровли (полная замена кровли, смена части мауэрлата, части стропильных ног и сплошной обрешетки под настенным желобом, частичная смена рядовой обрешетки);

- ремонт фасада (затирка трещин, восстановление гидроизоляции, ремонт отмостки, очистка приямков подвала, ремонт карнизов и штукатурки, заделка трещин, аварийные участки парапетов восстановить или демонтировать, ремонт штукатурки с подготовкой поверхности, полная перекраска фасадов), ремонт балконов и козырьков (усиление плит и консолей, восстановление ограждений);

ремонт междуэтажного и чердачного деревянного перекрытия (смена негодной засыпки чердачного перекрытия, ремонт штукатурного слоя перекрытий, частичная смена деревянного наката);

ремонт перекрытия подвалов (восстановление защитного слоя бетон, заделка трещин);

ремонт лестничных маршей и лестничных площадок (заделка трещин и выбоин восстановление защитного слоя бетона ступеней);

ремонт полов (частичная перестилка деревянных полов с добавлением нового материала, замена лаг местами);

полная замена системы холодного водоснабжения;

полная замена системы отопления;

полная замена системы канализации;

- ремонт внутренней системы электроснабжения (замена внутридомовых магистральных линий со щитками);

ремонт дверных заполнений (полная замена заполнений проемов);

ремонт оконных заполнений (ремонт переплетов, коробки и подоконной доски, укрепление соединений накладками, восстановлений оконных блоков);

ремонт тротуаров в части отмостки входных ступеней, вертикальной планировки прилегающего участка (л.д.18-25).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Левобережного РОСП г. Воронежа от 18.07.2013 возбуждено исполнительное производство №. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по Воронежской области УФССП России по Воронежской области от 07.10.2014 данному исполнительному производству присвоен новый №-ИП (л.д.59-61).

Одним из взыскателей по данному исполнительному производству является ответчик ФИО3, собственник <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.14-18).

Исполнителем решения суда выступает истец МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», которое осуществляет деятельность в интересах муниципального образования городского округа город Воронеж и создано в целях решения вопросов местного значения, связанных с проведением работ по капитальному ремонту.

Согласно Уставу МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» (утв. постановлением администрации городского округа город Воронеж от 22.01.2015 № 18), Учредителем и собственником имущества Учреждения МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» является муниципальное образование городской округ город Воронеж в администрации городского округа город Воронеж ( п.1.4.). Учреждение создается в целях решения вопросов местного значения, связанных с проведением работ по капитальному ремонту объектов жилого и нежилого фонда (п.2.1.). Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции в случае согласия Учредителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно пункту 3 статьи 3 названного Закона, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В целях организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений постановлением администрации городского округа город Воронежа от 24.12.2013 № 1282 утверждена муниципальная программа «Обеспечение коммунальными услугами населения городского округа город Воронежа».

Пункт 2.5. раздела 2 паспорта данной муниципальной программы закрепляет основное мероприятие 1 «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений» участником которого является МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ».

Основное мероприятие 1, которым администрация городского округа город Воронеж определила участником - МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», разработано в целях своевременного исполнения вступивших в законную силу судебных решений о возложении на администрацию городского округа город Воронеж обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Во исполнение решения суда, для выполнения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, истцом заключены муниципальные контракты по выполнению работ для муниципальных нужд, где истец выступает в качестве заказчика.

20.01.2023 в рамках исполнения решения Центрального районного суда от 21.03.2013 по делу № 2-899/13 распоряжением администрации городского округа город Воронеж № 17-р утверждено пообъектное распределение ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2023 год на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений, в том числе на <адрес> (л.д.28-30).

18.08.2023распоряжением №-р «О внесении изменений в распоряжение администрации городского округа город Воронеж от 20.01.2023г. №р» внесены изменения в данное распоряжение и утверждено прилагаемое пообъектное распределение ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2023 год на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках основного мероприятия 1 «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений» муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение коммунальными услугами населения городского округа город Воронеж» в новой редакции (л.д.31-34).

Как указывает истец, работы по заключенным муниципальным контрактам, в том числе от 20.03.2023 № фактически выполнялись, но не в полном объеме, поскольку со стороны ответчика имелись препятствия в предоставлении допуска для проведения ремонтных работ, что отражено в письменной информации о ходе выполнения решения суда (л.д. 35-38).

Факт того, что ответчиком ФИО3 чинились препятствия в проведении работ по капитальному ремонту, подтверждается актом от 03.04.2023 об отказе в допуске к выполнению видов и объемов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией в <адрес>.

Данный акт составлен ведущим инженером ОСК МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» в присутствии собственника <адрес> ФИО3, в акте имеется её объяснение и подпись (Л.Д.26-27).

Из пояснений третьего лица ФИО2 ответчик чинит препятствия, не предоставляет доступ к определенным ресурсам в квартире, которые необходимы для проведения работ. С моменты вынесения решения суда, капитальный ремонт полностью в доме не произведен.

В материалы дела представлены акты совершения исполнительных действий от 22.09.2023,согласно которым нет полной замены системы ХВС, системы отопления в части общедомового имущества в <адрес> (л.д.152-160).

По сообщению судебного пристава-исполнителя от 01.08.2023 по исполнительным производствам в пользу взыскателей ФИО2, ФИО4 о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> СОСП по Воронежской области ГМУ ФССА России составлено 86 административным протоколов в отношении администрации городского округа г.Воронежа (л.д.163).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности доводов истца, так как суду представлены достаточные и допустимые доказательства. Доводы стороны ответчика об обратном не свидетельствуют.

Права МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» как заказчика по указанному в иске муниципальному контракту нарушаются ответчиком. Не выполнение работ в связи с необоснованными препятствиями со стороны ответчика ФИО3 приводит к невозможности исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 21.03.2013 по делу №2-899/13 в срок, указанный в решении, к затягиванию срока выполнения работ, подписанию акта выполненных работ, а также к нарушению сроков действия муниципальных контрактов.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского округа город Воронеж подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу требований Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300,00 руб.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не представлено и в соответствии с требованиями ст.195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


Обязать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, не чинить препятствия в проведении капитального ремонта многоквартирного <адрес> и обеспечить доступ в <адрес> муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства», подрядной организации для проведения ремонтных работ системы водоснабжения, по ремонту системы отопления, по ремонту канализации в рамках исполнения решения Центрального районного суда г.Воронежа от 21.03.2013 (дело №2-899/13).

Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> в доход бюджета муниципального образования городской округ город Воронеж государственную пошлину в размере 300 (триста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Левобережный районный суд г.Воронежа.

Мотивированное решение изготовлено 21.02.2024.

Судья О.В. Бондаренко



Суд:

Левобережный районный суд г. Воронежа (Воронежская область) (подробнее)

Истцы:

МКУ "ГорДЕЗ ЖКХ" (подробнее)

Ответчики:

Оганесян Людмила Константиновна (подробнее)

Судьи дела:

Бондаренко Оксана Витальевна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Порядок пользования жилым помещением
Судебная практика по применению нормы ст. 17 ЖК РФ