Решение № 2А-2003/2021 2А-2003/2021~М-1264/2021 2А-2003/2027 М-1264/2021 от 8 июля 2021 г. по делу № 2А-2003/2021




46RS0030-01-2021-003060-93

Дело №2а-2003/27-2021г.


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

08 июля 2021 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,

при секретаре Арепьеве Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административному ответчику УФСИН России по Курской области о признании незаконным и отмене решения от 20.02.2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявление в к административному ответчику УФСИН России по Курской области о признании незаконным и отмене решения от 20.02.2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства. В обоснование иска указано, что решением УФСИН России по Курской области №2-НВ от 20.02.2021 года было вынесено обязательство о его выезде из Российской Федерации. О вынесении данного решения он узнал в день своего освобождения 26.02.2021 года. С данным решением он не согласен, считает его подлежащим отмене, указав что решение вынесено формально, без учета семейных и жизненных обстоятельств. Его пребывание не создает реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан России. Мать, отец и малолетний ребенок являются гражданами России. Жилья и родственников за пределами России не имеется. Родной язык русский. Он встал на путь исправления.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени, извещен надлежащим образом по указанному им электронному адресу.

Представитель административного истца УФСИН России по Курской области в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований, просила отказать.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в удовлетворении заявленных требований, просил отказать. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ФСИН России в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени, извещен надлежащим образом по электронному адресу.

Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в удовлетворении заявленных требований, просил отказать. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по Курской области в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований, просила отказать.

Представитель заинтересованного лица УВМ УМВД России по Курской области в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени, извещен надлежащим образом.

Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых, признана судом не обязательной.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспбсобности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать, такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 4 статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию российской Федерации в установленный срок, подлежит депортации (часть 4 статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 № 199 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которому, к числу таких органов исполнительной власти относится Министерство юстиции России.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за! совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 № 171.

Согласно пункту 3 Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Закона № 114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Частью 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае налйчия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается доказательствами по делу, приговором Промышленного районного суда г. Курска от 28.02.2017 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года.

Постановлением Ленинского районного суда г. Курска от 15.01.2020 года по ходатайству осужденного ФИО1 неотбытая часть наказания 1 год 1 месяц 12 дней была заменена более мягким видом наказания, на принудительные работы сроком 1 год 1 месяц 12 дней, с удержанием ежемесячно в доход государства 10 % из его заработной платы. Из УФИЦ ФКУ ИК-8 УФСИН России по Курской области освобожден 26.02.2021, в связи с окончанием срока отбывания наказания.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации №7597-рн от 17.12.2019 года признано нежелательным пребывание ФИО1, гражданина Украины, на территории Российской Федерации.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождение г. Свердловск Луганская область Республика Украина, в России проживает с 2012 года. Гражданства РФ не имеет.

ФИО1 15.10.2019 года выдан вид на жительство в Российской Федерации.

30.07.2011 года заключен брак между административным истцом и ФИО2, гражданкой Украины. В настоящее время ФИО2 является гражданкой Российской Федерации.

От брака имеется дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая также приобрела гражданство России в 2016 г. как и ФИО2

ФИО2 является собственником квартиры 245 в доме 3 по ул.Домостроителей г. Курска.

Родители административного истца ФИО4 и ФИО5 также являются гражданами России.

В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 являющийся уроженцем Республики Украина, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершал на территории Российской Федерации преступления.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Наличие судимости, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации»).

На основании вышеизложенного, УФСИН России по Курской области в соответствии с ч. 3 ст. 25.10, п п 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вынесло решение от 20.02.2021 № 2-НВ «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства» в отношении ФИО1 о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации сроком на 10 лет после отбытия (исполнения) наказания до момента погашения судимости в соответствии с «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (срок погашения судимости составляет 10 лет после отбытия наказания), т.к. статья 228.1 ч. 4 п. «г» УК РФ относится к преступлениям особой тяжести.

Принимая оспариваемое решение, административный ответчик отдал приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории России или его нежелания покидать территорию Российской Федерации

Наличие непогашенной судимость у ФИО1 за совершение особо тяжкого преступления, данное обстоятельство является основанием для оценки ее поведения, как представляющего общественную опасность, и в таком случае при принятии решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, необходимо отдать приоритет интересам Российской Федерации, здоровью и безопасности населения страны.

Принимая оспариваемое решение, УФСИН России по Курской области руководствовался нормами, как национального законодательства, так и международного права, и с учетом интересов населения Российской Федерации считает что оснований для признания его незаконными не имеется.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Таким образом, оспариваемое административным истцом решение вынесено в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры.

Обязанность по доказыванию обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдения сроков обращения, в силу п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ возложена на административного истца, которая им не исполнена.

По смыслу положений ст. ст. 226, 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае, наличия двух составляющих условий по делу - нарушение закона и нарушение прав свобод и законных интересов, судом не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления административного истца ФИО1 к административному ответчику УФСИН России по Курской области о признании незаконным и отмене решения от 20.02.2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.07.2021 года.

Судья:



Суд:

Ленинский районный суд г. Курска (Курская область) (подробнее)

Истцы:

Филюшкин Максим Александрович (подробнее)

Ответчики:

ФСИН России (подробнее)
Министерство юстиции Российской Федерации (подробнее)
УФСИН России по Курской области (подробнее)

Иные лица:

УМВД России по Курской области (подробнее)
УВМ УМВД России по Курской области (подробнее)
Министерство Юстиции Российской Федерации по Курской области (подробнее)

Судьи дела:

Токмакова Елена Валерьевна (судья) (подробнее)